Дело № 2-2955/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 04 сентября 2017 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Барышниковой М.И.,
при секретаре Цветковой А.Н.,
с участием представителя истца помощника Пермского транспортного прокурора Зинакаевой Е.А., действующей на основании служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Пермский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных требований, обратился в суд с заявлением о признании информации, имеющий URL-адрес ..., запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Пермской транспортной прокуратурой в рамках мероприятий по профилактике непроизводственного травматизма граждан, в том числе, детей и подростков, путем мониторинга размещенной на сайтах телекоммуникационной сети «Интернет» информации с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть интернет, в Пермской транспортной прокуратуре (Адрес) выявлена страница видеохостинга ..., на которой содержится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью. Информация размещена в сети «Интернет» по адресу .... Так, на указанной странице размещено видео под названием «...», на котором подростки совершают поездку на крыше поезда, а также цепляясь за вагоны подвижного состава, что является нарушением п.10 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.
Представитель заявителя Зинакаева Е.А. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по ПК в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что поддерживает заявленные требования.
При указанных обстоятельствах, с учетом исполнения обязанности по надлежащему извещению сторон о времени и месте рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что Пермской транспортной прокуратурой в рамках мероприятий по профилактике непроизводственного травматизма граждан, в том числе, детей и подростков, путем мониторинга размещенной на сайтах телекоммуникационной сети «Интернет» информации с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть интернет, в Пермской транспортной прокуратуре (Адрес) выявлена страница видеохостинга ..., на которой содержится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью. Информация размещена в сети «Интернет» по адресу .... Так, на указанной странице размещено видео под названием «...», на котором подростки совершают поездку на крыше поезда, а также цепляясь за вагоны подвижного состава.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее ФЗ №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании п. 5 ст. 15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона, в соответствии с которым – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно телекоммуникационной сетью.
Согласно п. 13 ст. 2 ФЗ №149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» - признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Ст 15.1 ФЗ № 49-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 вышеназванного закона является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу положений п. 6 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ответственность за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах, установлена ст. 11.17 КоАП РФ.
К запрещенной информации относиться информация, оправдывающая противоправные действия; побуждающая к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.
Таким образом, перечисленными правовыми актами в их взаимосвязи подтверждается прямой запрет на распространение с использованием информационно-телекоммуникативных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», информации, содержащей сведения о возможности проезда в поездах с внешней стороны, в неприспособленных для этого местах, из чего следует, что размещенная на сайте информация является запрещенной.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя.
В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений п. 10 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет».
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора (п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации, утвержденного Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 №229).
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя об ограничении доступа к информации и удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Пермского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, имеющую URL адрес ..., запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Управление Роскомнадзора по Пермскому краю) для внесения сайта сети интернет ... в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья М.И. Барышникова