Решение по делу № 2-1388/2015 (2-7008/2014;) от 17.12.2014

Дело № 2-1388/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2015 года                                 г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца ФИО2, действующей на основании поручения, удостоверения,

представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (далее по тексту - ФГУП «Почта России») о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, помещению Губахинского почтампа – обособленного структурного подразделения филиала ФГУП «Почта России» УФПС Пермского края, расположенному по адресу: пр. Ленина, 48, г. Губаха, Пермский край, а именно: оборудовать завершающие части перил пандуса согласно нормативам и требованиям, длиной на 0,3 м после окончания наклонной части пандуса; установить высоту порогов наружных дверей не более 0,014 метра; на прозрачных полотнах дверей установить яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути; применить двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд; переконструировать надлежащий тамбур глубиной не менее 1,8 метра и шириной не менее 2 метров; оснастить зону обслуживания посетителей общественных зданий и сооружений различного назначения местами для инвалидов из расчета не менее 5 %, но не менее одного места от расчетной вместимости учреждения или расчетного числа посетителей, в том числе и при выделении зон специализированного обслуживания маломобильных групп населения в здании; установить поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окошек касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, на высоте не более 0,85 метра над уровнем пола в срок до 31.03.2015 г.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и принятом на его основе законом Пермского края № 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» на любые организации возложена обязанность по созданию инвалидам условий беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проведения прокуратурой проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, установлено, что в здании Губахинского почтампа, являющегося обособленным подразделением ФГУП «Почта России» допущены нарушения Свода Правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно: вход в здание оборудован пандусом, но завершающие части перил оканчиваются совместно с наклонной частью пандуса; высота порогов при входе в помещение составляет 0,05 м.; на прозрачных полотнах дверей отсутствует яркая контрастная маркировка; входные двери обеспечивают задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью менее 5 секунд; глубина тамбура составляет 1,3 м ширина 1,6 м, вместо установленных глубины 1,8 м ширины 2 м.; в зоне обслуживания посетителей не предусмотрены места для инвалидов. Названные нарушения препятствуют реализации прав граждан с ограниченными возможностями (инвалидов), ограничивают беспрепятственный доступ людей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях защиты и обеспечения их конституционных прав.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ заявленные требования истцом уточнены просит возложить обязанность на ФГУП «Почта России» Управления федеральной почтовой службы Пермского края обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, помещению Губахинского почтампа а именно: оборудовать завершающие части перил пандуса согласно нормативам и требованиям, длиной на 0,3 м после окончания наклонной части пандуса; установить высоту порогов наружных дверей не более 0,014 метра; на прозрачных полотнах дверей установить яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути; применить двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд; переконструировать надлежащий тамбур глубиной не менее 1,8 метра и шириной не менее 2 метров; оснастить зону обслуживания посетителей общественных зданий и сооружений различного назначения местами для инвалидов из расчета не менее 5 %, но не менее одного места от расчетной вместимости учреждения или расчетного числа посетителей, в том числе и при выделении зон специализированного обслуживания маломобильных групп населения в здании; установить поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окошек касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, на высоте не более 0,85 метра над уровнем пола в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда (л.д. 54-58).

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнения. Пояснила, что оборудование лестниц пандусами и иными средствами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры не приведет к изменениям разрешенного использования объекта недвижимости. Указала, что в акте обследования доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, жилых домов и внутридомовых территорий № 2 от 18.09.2014 г. ошибочно указан адрес проверяемого помещения Почты России: г. Губаха, пр. Ленина, 46, фактически проводилась проверка здания, расположенного по адресу: г. Губаха, пр. Ленина, 48.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна в полном объеме. По доводам, изложенным в ранее представленном отзыве, согласно которого указывает, что ФГУП «Почта России» является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку помещение принадлежит Российской Федерации, а ФГУП «Почта России» владеет помещением на праве хозяйственного ведения (л.д. 29-30).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с положениями ст., ст. 2, 7, 38, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Из преамбулы Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В силу абз.1 ст. 15, абз.1 ст. 16 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) … (абз.1 ст. 15).

Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз.1 ст.16).

В силу ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Одним из средств конкретизации ч.1 ст. 15 указанного закона, является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в т.ч., заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, лестницы и ступеней. Необходимость установления такого требования вытекает из норм Градостроительного кодекса РФ (ст.2, 24, 48) и федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно ст. 3, 4 Закона Пермской области от 27.12.2004 № 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края», к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - специальные приспособления и оборудование для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур), относятся: жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения и организации (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие); учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; общественные и производственные здания, финансово-банковские учреждения и организации; гостиницы, жилые здания, предназначенные для временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территориях объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, предназначенные для обслуживания населения; станции и остановки всех видов городского и пригородного общественного транспорта; здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; другие объекты, здания, строения и сооружения, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов, предусмотренные федеральным законодательством (ст.3).

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, в соответствии с федеральным законодательством оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей (ст.4).

Конкретные технические требования обустройства входных групп объектов социальной инфраструктуры, используемых маломобильными группами населения, с 01.01.2013 г. регламентированы «Сводом правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 СП 59.13330.2012» (далее по тексту – СП 59.13330.2012).

Как следует из п.1.1, 1.2 СП 59.13330.2012, настоящий Свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна) (п.1.1).

Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов (п.1.2).

Судом установлено, что прокуратурой города Губахи в рамках осуществления надзора за исполнением требований законодательства в сфере защиты прав маломобильных групп населения, проведена проверка соблюдения указанных требований Губахинским почтампом, расположенным по адресу: г. Губаха, пр. Ленина, 48, оказывающим услуги связи неограниченному кругу лиц, в том числе инвалидам и другим маломобильным группам населения.

Собственником указанного помещения является Российская Федерация, ФГУП «Почта России» владеет помещением на праве хозяйственного ведения (л.д. 22,52). Губахинский почтамп является обособленным структурным подразделением филиала ФГУП «Почта России» УФПС Пермского края.

В ходе прокурорской проверки установлены нарушения действующего законодательства в части наличия препятствий доступа маломобильных групп населения в помещение Губахинского почтампа, а именно: вход в здание оборудован пандусом, но завершающие части перил оканчиваются совместно с наклонной частью пандуса; высота порогов при входе в помещение составляет 0,05 м.; на прозрачных полотнах дверей отсутствует яркая контрастная маркировка; входные двери обеспечивают задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью менее 5 секунд; глубина тамбура составляет 1,3 м ширина 1,6 м, вместо установленных глубины 1,8 м ширины 2 м.; в зоне обслуживания посетителей не предусмотрены места для инвалидов.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, жилых домов и внутридомовых территорий № 2 от 18.09.2014 г. (л.д.11-18), фототаблицей (л.д.19-21).

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, помещение Губахинского почтампа, расположенное по адресу: г. Губаха, пр. Ленина, 48, не отвечает требованиям Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Пермской области от 27.12.2004 № 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края».

Поскольку нарушения, выявленные прокурором, нарушают права граждан Российской Федерации, их (нарушения) следует устранить, путем оборудования помещения Губахинского почтампа в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012.

Доводы ответчика, о том, что ФГУП «Почта России» является ненадлежащим ответчиком, в связи с тем, что помещение принадлежит на праве хозяйственного ведения судом признаются несостоятельными в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 210; ст. 294; п.1,2 ст. 295 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210).

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294).

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п.1 ст. 295).

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (п.2 ст. 295).

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

При этом, положения ст. 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.

Таким образом, ФГУП «Почта России» в лице своего филиала УФПС Пермского края, владеющее помещением, расположенным по адресу: г. Губаха, пр. Ленина, 48 на праве хозяйственного ведения, и использующее его под помещение почтампа, относящееся к объектам социальной инфраструктуры, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение для получения ими услуг почтовой связи. При этом, само по себе оборудование помещения почтампа, перилами и иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, не приведет к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, что соответствует объему прав данного ответчика, установленных положениями ст. 294 ГК РФ.

С учётом изложенного, следует возложить обязанность на ФГУП «Почта России» в лице УФПС Пермского края обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры – помещению Губахинского почтампа, расположенному по адресу: Пермский край, г. Губаха, пр. Ленина, 48, а именно: оборудовать завершающие части перил пандуса согласно нормативам и требованиям, длиной на 0,3 м после окончания наклонной части пандуса; установить высоту порогов наружных дверей не более 0,014 метра; на прозрачных полотнах дверей установить яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути; применить двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд; переконструировать надлежащий тамбур глубиной не менее 1,8 метра и шириной не менее 2 метров; оснастить зону обслуживания посетителей общественных зданий и сооружений различного назначения местами для инвалидов из расчета не менее 5 %, но не менее одного места от расчетной вместимости учреждения или расчетного числа посетителей, в том числе и при выделении зон специализированного обслуживания маломобильных групп населения в здании; установить поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окошек касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, на высоте не более 0,85 метра над уровнем пола.

Возложив на ответчика обязанность по обустройству помещения Губахинского почтампа, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей, что при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд с учетом процедуры, необходимой для организации работ по обустройству помещения почтампа, принимая во внимание характер, объем, сложность, подлежащих выполнению работ, а также срок вступления решения суда в законную силу, полагает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Возложить обязанность на Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Управления Федеральной почтовой связи Пермского края, обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры – помещению Губахинского почтампа, расположенному по адресу: Пермский край, г. Губаха, пр. Ленина, 48, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

оборудовать завершающие части перил пандуса согласно нормативам и требованиям, длиной на 0,3 м после окончания наклонной части пандуса;

установить высоту порогов наружных дверей не более 0,014 метра;

на прозрачных полотнах дверей установить яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути;

применить двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд;

переконструировать надлежащий тамбур глубиной не менее 1,8 метра и шириной не менее 2 метров;

оснастить зону обслуживания посетителей общественных зданий и сооружений различного назначения местами для инвалидов из расчета не менее 5 %, но не менее одного места от расчетной вместимости учреждения или расчетного числа посетителей, в том числе и при выделении зон специализированного обслуживания маломобильных групп населения в здании;

установить поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окошек касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, на высоте не более 0,85 метра над уровнем пола.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий     п/п (Л.И. Мехрякова)

<данные изъяты>

2-1388/2015 (2-7008/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Губахи
Ответчики
ФГУП "Почта России"
Другие
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
17.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2014Передача материалов судье
19.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2015Предварительное судебное заседание
23.03.2015Судебное заседание
30.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее