Дело № 2-19/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2015 года р.п. Ишеевка
Ульяновская область
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Трубачевой И.Г.
с участием представителя в лице адвоката Ланковой В.А., представившей удостоверение №323, ордер *** от12.01.2015г.,
при секретаре Морозовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шакурова Р.И., Шакурова Р.Х., ШакуровойН.Р., Шакурова Р.Р. к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения взамен непригодного для проживания,
УСТАНОВИЛ:
Шакурова Р.И., Шакуров Р.Х., Шакурова Н.Р., Шакуров Р.Р. обратились в суд с уточненным иском к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения взамен непригодного для проживания. В обоснование иска указали, что после окончания ПУ-8 в *** г. получила распределение на текстильный комбинат им.Гимова и по решению профкома комбината поселена в общежитие *** по ***. В ***. вышла замуж, муж также проживал в общежитии и им на семью предоставили комнату *** *** ***. Она зарегистрирована по данному адресу со ***., муж окончательно- с ***. В ***. у них родилась дочь, а в ***. родился сын, которых *** также зарегистрировали на данной жилплощади. ***. с ними заключен договор социального найма *** на данное жилое помещение с МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение». С апреля ***. квартирную плату они не вносят, т.к. после проведения обследования жилого помещения было получено заключение о непригодности помещения для проживания, но по счетчикам оплачивают за пользование электроэнергией и водой. На неоднократные обращения в Администрацию о предоставлении другого пригодного жилого помещения им отказывают. Просит обязать МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение по месту жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, взамен непригодного для проживания.
Истица Шакурова Р.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Суду дала пояснения в целом аналогичные изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что в собственности ни она, ни члены ее семьи, иного жилья не имеют, в данном помещении проживать невозможно, холодно, на стенах сырость, плесень.
Истец Шакуров Р.Х. в судебном заседании исковые требования и доводы Шакуровой Р.И. поддержал в полном объеме.
Истцы Шакурова Н.Р., Шакуров Р.Р. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Селяметова А.И. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что по заявлению Шакуровой Р.И. об обследовании жилого помещения, а именно: ***, ***, *** года, комиссией *** года был оформлен акт обследования, и дано заключение о признании помещения *** в административном здании непригодным для проживания. Однако, данные документы были оформлены с нарушениями действующего законодательства: при обследовании помещения не присутствовали 5 членов комиссии из 10, то есть 50 % от состава комиссии (в том числе председатель комиссии и его заместитель, имеющие право решающего голоса); Г.Н.И, – главный специалист – эксперт Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Ульяновском районе, указанная в акте, не поставила своей подписи в акте обследования помещения, то есть состав комиссии, подписавший акт составил всего 40%. В акте не указано ни одного из критериев, подпадающих под основания для признания жилого помещения непригодным для проживания. То есть он фактически не содержит всех необходимых сведений об объекте обследования: описание повреждений, не соответствий определенным требованиям. Для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу необходимо обследование всего здания в целом. К акту также не приложены документы, указанные в обязательном приложении к акту. Данные документы отсутствуют. В связи с тем, что акт обследования помещения и заключение были выполнены с нарушениями норм действующего законодательства, решения соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления по итогам работы комиссии не было принято. На основании заключения, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления решения не принимал, и не издавал распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. Шакурова Р.И. в очереди на улучшение жилищных условий не состоит, жилое помещение в соответствии с нормами действующего законодательства РФ соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления не признано непригодным для проживания, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований об обязании в соответствии со ст. 85 ЖК РФ, вне очереди предоставить жилье Шакуровой Р.И., Шакурову Р.Х., Шакуровой Н.Р., Шакурову Р.Р. отказать.
Суд, на месте, определил, рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, мнение адвоката Ланковой В.А., просившей удовлетворить исковые требования истцов, считая их законными и обоснованными, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение представляет собой комнату, расположенную по адресу: ***, ул. *** д.***, к. ***, находящуюся в левом крыле *** этажа административного здания по адресу: ***, ул. ***, д.***.
Ранее данное жилое помещение находилось в ведении текстильного комбината им. Гимова, затем - на балансе АОЗТ «Ишеевский текстильный комбинат», затем на балансе АОЗТ «Иштекс», признанного несостоятельным банкротом 16.05.2005 года и являлось общежитием.
Судом установлено, что по адресу: ***, ***, ул.***, д.*** к***, зарегистрированы: Шакурова Р.И. - со ***., Шакуров Р.Х. – с ***., Шакурова Н.Р. – с ***., Шакуров Р.Р. - с ***., что подтверждается справкой формы-8.
Из материалов дела следует, что ***. между МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» *** и Шакуровой Р.И. заключен договор социального найма № *** с указанием членов ее семьи: Шакуров Р.Х.-муж, Шакурова Н.Р.-дочь, Шакуров Р.Р.-сын.
Свидетель Л.Н.В. в судебном заседании пояснила, что ранее она была комендантом в общежитии, расположенным по адресу: ***, все жильцы вселялись сначала на основании решения директора текстильной фабрики, затем на основании решения профкома. Семья Шакуровых была вселена в *** данного общежития в законном порядке.
Указанное жилое помещение включено в реестр муниципальной собственности МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области.
Решением Совета депутатов МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области от *** года № *** принято решение о ликвидации МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области.
Весь штат сотрудников, в том числе, Глава Администрации МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области уволены *** года, что подтверждается распоряжениями Главы Администрации об увольнении.
В связи с принятием решения о ликвидации Администрации МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области решением Совета депутатов МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области от *** года № *** были внесены изменения в Устав МО «Ишеевское городское поселение», а именно в ст. 34 Устава, согласно которой Администрация поселения не образуется, а полномочия администрации поселения в полном объеме исполняет Администрация МО «Ульяновский район».
Соответствующие изменения были внесены и в ч.2 ст.40 Устава МО «Ульяновский район».
В соответствии с п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивает контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждены Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции из которых следует, что согласно п. 7 названых Положений признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем положении требованиям.
В соответствии с п. 1 Положения настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 2 указанного Положения определено, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 7, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
К работе комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.В силу требований п. п. 43, 44 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Согласно Отчету БТИ от ***. стены, перекрытие и покрытие (несущие и ограждающие конструкции) здания по адресу: *** (ранее ул. ***) ***, в котором расположены обследуемые помещения для проживания, находятся в недопустимом состоянии и не обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Данные конструкции имеют разрушения и повреждения, характеризующие снижение несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования.
Свидетель К.Т.П. в судебном заседании пояснила, что она проживает в к.*** д.*** по *** ***. Никаких условий для проживания в данном помещении нет, в комнатах холодно, горячей воды нет, холодная вода зимой замерзает, батареи установили электрические. Воду проводили за свой счет.
Сведения, указанные в отчете, и сведения, представленные свидетелем К.Т.П., подтверждают, что жилые помещения в указанном доме находятся в неудовлетворительном состоянии.
Как установлено, неудовлетворительное состояние помещений повлекло коллективные обращения жильцов данного дома, в том числе, и Шакуровой Р.И., в различные инстанции.
В результате обращений граждан, Администрацией были предприняты меры по обследованию жилых помещений в д.*** по ул.*** ***.
Так, из материалов дела следует, что обследование жилых помещений в *** Межведомственной комиссией проводилось ***.
Однако, имеющийся в материалах дела Акт обследования помещения от *** года № *** и заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от *** года № ***, составленных Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации МО «Ишеевское городское поселение» № *** от *** года не могут быть приняты во внимание, поскольку Положение о порядке создания и деятельности межведомственной комиссии для оценки и признания жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирных домов, находящихся на территории МО «Ишеевское городское поселение» аварийными и подлежащими сносу, утвержденное постановлением Администрации МО «Ишеевское городское поселение» № *** от *** года, не соответствовало требованиям действующего законодательства в части состава комиссии, правомочного принимать решения и противоречий, содержащихся в нем положений.
В последующем, по протесту прокурора Ульяновского района постановление № *** от *** года было отменено постановлением МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поседение» Ульяновского района Ульяновской области от *** года № ***
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации МО «Ульяновский район» от *** г. №*** «Об утверждении Положения о порядке создания комиссии межведомственной комиссии для оценки и признания жилых помещений муниципального фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, находящихся на территории муниципального образования «Ишеевское городское поселение», было утверждено Положение о порядке создания межведомственной комиссии для оценки и признания жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, находящихся на территории муниципального образования «Ишеевское городское поселение».
В соответствии с п. 2 данного положения, в состав Комиссии включаются: представители органов, уполномоченных на проведение муниципального жилищного контроля, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Постановлением Администрации МО «Ульяновский район» от *** года была создана Межведомственная комиссия для оценки и признания жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, находящихся на территории муниципального образования «Ишеевское городское поселение».
В комиссию вошли: председатель комиссии: А.Т.Х. – руководитель аппарата администрации МО «Ульяновский район»; заместитель председателя К.А.И. – заместитель главы администрации МО «Ульяновский район»; члены комиссии: Ш.И,Н..- консультант – главный архитектор отдела строительства, архитектуры и благоустройства администрации МО «Ульяновский район»; Ч.С.К. – начальник отдела строительства, архитектуры и благоустройства администрации МО «Ульяновский район»; К.А.А. – консультант отдела строительства, архитектуры и благоустройства администрации МО «Ульяновский район»; Л.Е.А.. – консультант – главный эколог отдела по развитию промышленности, предпринимательства и торговли управления по экономике и торговле администрации МО «Ульяновский район»; Соболева И.А. – начальник экспертного-проектного отдела УОГУП БТИ; Ф.А.А.. – Главный государственный инспектор г.Новоульяновска и Ульяновского района по пожарному надзору; Г.Н.И, – главный специалист – эксперт Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Ульяновском районе; З.В.А.. – государственный инспектор Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; Л.А.Б. – специалист Ульяновского отдела Управления Росреестра по Ульяновской области.
Как установлено в судебном заседании, межведомственной комиссией ***. вновь проводилось обследование жилых помещений в д.*** по ул.*** р.п. *** в том числе и жилого помещения № *** в д.*** по ул.*** ***.
Из акта обследования помещения *** от ***. следует, что жилое помещение (к.***) находится в административном здании бывшего текстильного комбината АОЗТ «Иштекс» на ***ем этаже, *** и *** этажи не эксплуатируются. Год постройки здания 1974. Места общего пользования не отапливаются. В коридоре сняты батареи. Комната отапливается индивидуально электрическими приборами. Отсутствует вентиляция. На стенах и потолках имеется плесень.
Из указанного Акта обследования помещения от *** года № *** усматривается, что обследование произведено Межведомственной комиссией, назначенной постановлением № *** от *** года Главы Администрации МО «Ульяновский район» в составе 6 членов, при этом подпись одного из членов комиссии, в частности, Г.Н.И.. отсутствует.
Заключением Межведомственной комиссии по результатам обследования № *** от ***. признано помещение *** в административном здании непригодным для проживания, в связи с тем, что жилые помещения расположены в административном здании, переселение жителей из данного дома возможно лишь при утверждении Государственной программы Ульяновской области по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен Ч.С.К., который пояснил, что он был включен в состав Межведомственной комиссии, производилось обследование жилых помещений в д.*** по ул.*** р.п. ***, в том числе, проводилось обследование помещения № ***, где проживают Шакуровы. Обследование фактически было произведено в составе 4 членов, т.к. председатель комиссии А.Т.Х. и главный специалист-эксперт Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Ульяновском районе Г.Н.И. на осмотр не выходили. Подписи Г.Н.И.. в акте не имеется. Также, на осмотре отсутствовали С.И.А.., З.В.А.., Л.А.Б.., которые входят в состав комиссии. Аналогичный состав комиссии указан в заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от *** года № ***.
Таким образом, заключение Межведомственной комиссии о непригодности жилого помещения заявителя для постоянного проживания были составлены и приняты с нарушением требований п. п. 43, 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, поскольку принято не большинством голосов.
В связи с чем, акт и заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания от *** года № ***, составленные Межведомственной комиссией в ходе оценки соответствия помещения по адресу: р.п. *** ул. *** д. *** к.***, не могут быть признаны законными.
Из смысла содержания пункта 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также формы Заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, следует, что заключение Межведомственной комиссии должно быть мотивированным, с приведением в нем соответствующего обоснования.
Кроме того, при обследовании спорного помещения детальное обследование, оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и здания в целом не проводились, состояние здания специализированной организацией не обследовалось, Межведомственная комиссия ограничилась только визуальным осмотром жилого помещения, что не достаточно для проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям.
В нарушение требований Положения заключение не содержит обоснования принятого Межведомственной комиссией решения.
В связи с допущенными нарушениями при проведении оценки соответствия жилого дома заявителя требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, в удовлетворении исковых требований Шакуровой Р.И., Шакурову Р.Х., Шакуровой Н.Р., Шакурову Р.Р. к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения по месту жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, взамен непригодного для проживания, следует отказать, поскольку в соответствии с пунктом 7 Положения решение вопроса о признании
жилого помещения непригодным для постоянного проживания находится в исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований, иных требований стороны суду не заявили. Стороны не лишены права обратиться в суд с аналогичными требованиями в случае повторного обследования жилого помещения Межведомственной комиссией в правомочном составе, а также с иными исковыми требованиями.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шакурова Р.И., Шакурову Р.Х., ШакуровойН.Р., Шакурова Р.Р. к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения по месту жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, взамен непригодного для проживания, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ульяновский районный суд Ульяновской области.
Судья: И.Г.Трубачева