УИД 63RS0042-01-2021-004389-61
Дело № 2-304/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2022 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе: председательствующего Маркеловой М.О.,
с участием прокурора Рябова И.Ф.,
при помощнике судьи Сорокиной Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-304/21 по иску прокурора Куйбышевского района г. Самары, в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту образования администрации городского округа Самара, МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Куйбышевского района г. Самары Фроловский О.И. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования администрации городского округа Самары, МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара, в котором просил возложить на МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара, Департамент образования Администрации городского округа Самара обязанность в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить вход в здание МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара, расположенное по адресу: пер. Ново-Молодежный, д. 1а, г. Самара, условиями для беспрепятственного доступа инвалидов (маломобильных граждан) – пандусом и поручнем, либо подъемным устройством у лестницы в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Куйбышевского района г. Самары проведена проверка исполнения МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что вход в здание МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара, расположенное по адресу: пер. Ново-Молодежный, д. 1а, г. Самара, не оборудован пандусами и поручнями либо подъемными устройствами у лестниц при входе в здание. В марте 2021 года заведующему МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара внесено представление об устранении выявленных нарушений. Нарушения, указанные в представлении об устранении выявленных нарушений до настоящего времени не устранены.
В судебном заседании старший помощник прокурора Куйбышевского района г.Самары – Рябов И.Ф. исковые требования поддержал по доводам изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика – Департамента образования администрации городского округа Самара не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв на иск, согласно которому, в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Устава городского округа Самара Самарской области и постановлением Администрации городского округа Самара от 22.02.2012 № 121 «Об утверждении перечней муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования» финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), для муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования, в том числе МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара, осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице Департамента образования Администрации городского округа Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту образования Администрации городского округа Самара на соответствующие цели на текущий финансовый год и плановый период 2022 и 2023 годов, в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 22.12.2020 № 39 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». В целях повышения эффективности деятельности по поддержке детей- инвалидов, проживающих на территории городского округа Самара, улучшения качества жизни детей с ограниченными возможностями, их социализации и интеграции в общество в рамках муниципальной программы городского округа Самара «Самара - детям: мы разные - мы равные» на 2018 - 2022 годы Департаменту образования Администрации городского округа Самара как главному распорядителю средств бюджета городского округа Самара и ответственному исполнителю программы предусмотрено финансирование на 2022 год в объеме 2 928 300 рублей. В целях рационального и целевого использования выделяемых бюджетных средств Департаментом образования Администрации городского округа Самара в пределах лимитов бюджетных ассигнований, при условии наличия соответствующего предписания контрольно-надзорного органа и технической возможности проведения строительно-монтажных работ, формируется список образовательных учреждений - участников мероприятия муниципальной программы по созданию условий доступности для детей с ограниченными возможностями здоровы. При этом общий объем потребности в финансировании образовательных учреждений городского округа Самара в целях создания условий доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья на территории муниципальных образовательных учреждений в значительной степени превышает утвержденный муниципальной программой объем финансирования данного мероприятия. Проблема недостаточного финансирования является основной причиной допущенного Департаментом образования Администрации городского округа Самара и МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара нарушения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
Представитель МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В силу п. 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (пункт 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно статье 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В силу положений части 2 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно статье 4 Закона Самарской области от 10.02.2009 N 7-ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся административные здания и сооружения.
Статьей 5 Закона Самарской области от 10.02.2009 N 7-ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области» установлено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 4 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Прокуратурой Куйбышевского района г. Самары в рамках исполнения задания прокуратуры области от 16.02.2021 № 21-23-2021/1666-21-20360001 проведена проверка соблюдения МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара законодательства о социальной защите инвалидов.
В ходе проверки установлено, что вход в здание МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара, расположенное по адресу: г. Самара, пер. Ново-Молодежный, д. 1а, не оборудован пандусами и поручнями либо подъемными устройствами у лестниц при входе в здание.
17.03.2021 в адрес заведующего МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара Аринович Н.А. внесено предписание об устранении вываленных в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации о защите прав инвалидов и других маломобильных категорий граждан.
По результатам рассмотрения указанного представления, исполняющим обязанности заведующего МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара дан ответ от 30.11.2021 исх. № 116, в котором прокуратуре Куйбышевского района г. Самары сообщалось, что в настоящее время в дошкольном образовательном учреждении детей инвалидов нет. Специального оборудования для инвалидов дошкольного учреждения (информационная вывеска с названием организации, графиком работы, план здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, пандус) не имеются.
До настоящего времени нарушения федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, выявленные в ходе проверки надзорным органом, ответчиками не устранены, что подтверждается письменным отзывом Департамента образования администрации городского округа Самара. Доказательств обратного ответчиком МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара не представлено.
С учетом приведенных правовых норм, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных заместителем прокурора Куйбышевского района г. Самары требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Самары удовлетворить.
Обязать Департамент образования администрации городского округа Самара, МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара обеспечить вход в здание МБДОУ «Детский сад № 389» городского округа Самара, расположенное по адресу: г. Самара, пер. Ново-Молодежный, 1а, условиями для беспрепятственного доступа инвалидов (маломобильных граждан) пандусом и поручнем, либо подъемным устройством в соответствии с федеральным законодательством, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.01.2022.
Судья: <...> М.О. Маркелова
<...>
<...>
<...>