Дело № 2-191/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2014 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Колыванова С.М.,
при секретаре судебного заседания Иллензеер К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Щелковского городского прокурора в порядке, установленном ст. 45 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоПолигон – Щелково» о прекращении деятельности юридического лица по обращению с отходами,
У С Т А Н О В И Л:
Щелковский городской прокурор Московской области обратился в суд с указанным исковым заявлением. Уточнив требования, просит прекратить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоПолигон-Щелково», юридический адрес: <адрес>, по обращению с отходами – деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности на полигоне ТБО «Сабурово», расположенном по адресу: <адрес>. В обоснование иска указано, что решением Щелковского городского суда Московской области, вступившим в законную силу 28.02.2013 года, удовлетворен иск Щелковского городского прокурора к ООО «ЭкоПолигон – Щелково об обязании в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести деятельность на полигоне ТБО «Сабурово» в соответствие с требованиями действующего природоохранного законодательства, а именно: принять меры по строительству ограждения полигона, кольцевого дренажного рва и обвалочной дамбы по всему периметру полигона; установить откосы свалочного тела с западной, северной, восточной юго-восточной сторон полигона под углами 17-18 градусов; провести работы по укреплению грунтом откосы в северо-западной части полигона; обеспечить нахождение на контрольно-пропускном пункте полигона (КПП) прием поступающих на захоронение отходов подготовленными для этой работы сотрудниками ООО «ЭкоПолигон-Щелково»; обеспечить осуществление производственного контроля по приему запрещенных для захоронения отходов. 02.08.2013 года прокуратурой совместно с Департаментом Росприроднадзора по ЦФО проведена проверка ООО «ЭкоПолигон-Щелково» с выходом на место его обособленного подразделения - полигона твердых бытовых отходов «Сабурово». Согласно акта проверки прокуратуры от 02.08.2013 года, решение Щелковского городского суда от 19.12.2012 года исполнено ООО «ЭкоПолигон-Щелково» только в части строительства по всему периметру полигона ограждения. Таким образом, в ходе проверки было установлено, что, несмотря на наличие вступившего в законную силу решения суда, ООО «ЭкоПолигон-Щелково» продолжает осуществляться хозяйственная деятельность с нарушением установленных требований природоохранного законодательства.
В судебном заседании истец – старший помощник Щелковского городского прокурора Лычагина А.А. иск поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Явившийся в судебное заседание представитель ответчика по доверенности (копия в материалах дела) Ромашин В.Н. просил в удовлетворении иска отказать. Представил письменный отзыв на исковое заявление (т. 1 л.д. 58-62). В обоснование возражений указал, что истцом не представлено доказательств наличия обстоятельств, указанных в иске.
Представитель третьего лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу по доверенности (копия в материалах дела) Кузнецова Л.Ф. иск Щелковского городского прокурора поддержала, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что 02.08.2013 года Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу был привлечен прокуратурой к проведению проверки деятельности ответчика. По результатам проведенной проверки в деятельности ответчика были выявлены многочисленные нарушения, которые были отражены в акте проверки полигона ТБО «Сабурово» (т. 1 л.д. 9).
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Как разъяснено в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 года N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.
Согласно п. 39 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда РФ, судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем может являться основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что на территории обособленного структурного подразделения ООО «ЭкоПолигон - Щелково» - полигоне твердых бытовых отходов «Сабурово» общество (зарегистрированное в качестве юридического лица ОГРН № осуществляет предпринимательскую деятельность по обращению с отходами, а именно – по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности на основании лицензии от 13.09.2010 года, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору за № ОП - 02- 002659 (50) сроком действия до 13 сентября 2015 года (т. 1 л.д. 64-70).
Согласно Устава ООО «ЭкоПолигон-Щелково», помимо прочего, к одним из видов деятельности Общества относится утилизация, складирование, перемещение, доставка, размещение, захоронение, уничтожение твердых бытовых, промышленных и иных отходов, обращение с опасными отходами (т. 1 л.д. 33-37).
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Щелковского городского суда от 19.12.2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28.02.2013 года, установлено, что деятельность ООО «ЭкоПолигон-Щелково» на территории полигона твердых бытовых отходов «Сабурово» осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства (т. 1 л.д. 10-23).
02.08.2013 года Щелковской городской прокуратурой совместно со специалистами Департамента Росприроднадзора по ЦФО проведена проверка ООО «ЭкоПолигон-Щелково» с выходом на место его обособленного подразделения - полигона твердых бытовых отходов «Сабурово». По результатам проверки составлен акт, согласно которому на момент проверки ООО «ЭкоПолигон-Щелково» не приняты меры по строительству кольцевого дренажного рва и обвалочной дамбы по всему периметру полигона; не установлены откосы свалочного тела с западной, северной, восточной юго-восточной сторон полигона под углами 17-18 градусов; не проведены работы по укреплению грунтом откосов в северо-западной части полигона; не обеспечено нахождение на контрольно-пропускном пункте полигона (КПП) прием поступающих на захоронение отходов подготовленными для этой работы сотрудниками ООО «ЭкоПолигон-Щелково»; не обеспечено осуществление производственного контроля по приему запрещенных для захоронения отходов (л.д.9).
Согласно заключению судебно-технической экспертизы, проведенной на основании определения суда от 06 декабря 2013 года экспертом ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО» ФИО7 полигон ТБО «Сабурово», расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, находится на завершающей стадии эксплуатации, фактические углы откоса тела полигона «Сабурово» превышают свои проектные значения (т. 1 л.д. 306-308). Также в дополнении к заключению эксперта указано, что на исследованной территории выявлено наличие загрязняющих компонентов с превышением предельно допустимой и ориентировочно допустимой концентрации. Соответственно, допуская превышение нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, ООО «ЭкоПолигон-Щелково» оказывает негативное воздействие на окружающую среду (т. 1 л.д. 323-324).
Выводы эксперта полные и сомнений в правильности у суда не вызывают. Экспертиза проводилась экспертом, который был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, ввиду чего, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно части 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
Статьей 21 этого же Закона определено, что в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Статья 56 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», предусматривающая меры воздействия за нарушение природоохранных требований, указывает, что «при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
Из исследованных в судебном заседании доказательств, в их совокупности, усматривается, что нарушения ответчиком природоохранного законодательства, на которые указывает прокурор, носят длящийся характер и имеют место на момент рассмотрения данного дела.
Материалами дела подтверждено осуществление ООО «ЭкоПолигон-Щелково» деятельности по обращению с отходами – деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности на полигоне ТБО «Сабурово», расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> с нарушением норм действующего законодательства, способное повлечь ухудшение экологической обстановки на прилегающей к полигону территории и создающей непосредственную угрозу причинения вреда окружающей среде.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения указанной деятельности ООО «ЭкоПолигон-Щелково».
При этом, суд отмечает, что законодатель исходит из презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Применительно к данному спору, ответчиком не представлено суду достоверных доказательств отсутствия обстоятельств, с которыми ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 56 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» связывают возможность прекращения по решению суда производственной деятельности предприятия.
Таким образом, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Щелковского городского прокурора в порядке, установленном ст. 45 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоПолигон – Щелково» удовлетворить.
Прекратить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоПолигон – Щелково», юридический адрес: <адрес>, по обращению с отходами - деятельность по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности на полиготе ТБО «Сабурово», расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд подачей апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Судья С.М.Колыванов