Дело №2-882/2016
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
30 мая 2016 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Гейко И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» к В.А.Ю. и В.Г.А. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
МУП «ЖКУ» обратилось в Дубненский городской суд Московской области с иском к В.А.Ю. и В.Г.А. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на те обстоятельства, что МУП «ЖКУ» на основании Устава осуществляло с ДАТА до ДАТА эксплуатацию и управление жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>. Ответчики зарегистрированы в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Ответчики не исполняют свои обязанности по внесению оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с неисполнением нанимателем и членами его семьи обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги образовалась задолженность в размере <данные изъяты>. Указанная задолженность сформировалась за период, когда МУП «ЖКУ» являлось управляющей организацией, т.е. до ДАТА Погасить долг в добровольном порядке ответчики отказываются. Ссылаясь на положения ст.ст. 153-158 ЖК РФ, истец просил взыскать с ответчиков задолженность в вышеуказанном размере в солидарном порядке.
В судебном заседании представитель истца Ш.Т.А., действующая на основании доверенности от конкурсного управляющего И.С.В., исковые требования поддержала, дала объяснения аналогичные доводам, изложенным в иске.
Ответчики В.А.Ю. и В.Г.А. в судебном заседании исковые требования не признали, просили суд применить срок исковой давности, поскольку задолженность, которую просит взыскать истец, была сформирована до ДАТА, а с исковыми требованиями МУП «ЖКУ» обратилось только ДАТА, то есть за пределами срока исковой давности. Кроме того, указали на то, что квартира уже не является муниципальной, а находится с ДАТА в собственности ответчиков; согласно справки, выданной ООО «ИРЦ Дубна» ДАТА, В.А.Ю. и В.Г.А. не имеют никакой задолженности по коммунальным услугам.
Представитель истца ходатайствовала о восстановлении срока исковой давности, поскольку о наличии долга у В. перед МУП «ЖКУ» Предприятию стало известно только в декабре 2015 года, когда от ООО «ИРЦ «Дубна» (агента) были получены списки квартир-должников.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчиков, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
Судом установлено, что <адрес> находится в собственности В.А.Ю. и В.Г.А. с ДАТА, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Поскольку в рассматриваемом деле правоотношения по вопросу взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг возникли до ДАТА, т.е. когда квартира находилась в муниципальной собственности, то применению подлежат нормы гражданского и жилищного законодательства, устанавливающие обязанности для нанимателей жилых помещений и членов их семей.
Согласно ст. 678 ГК РФ наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Аналогичная обязанность закреплена в п.5 ч.3 ст.67 и в ч. 1 ст. 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В силу ч.3,4 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилыми помещениями (плату за наем) наймодателю жилого помещения.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (ч.1 ст.155 ЖК РФ).
В соответствии с п.11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Частью 2 ст. 69 ЖК РФ устанавливается, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Судом установлено, что МУП «ЖКУ» на основании Устава осуществляло с ДАТА до ДАТА эксплуатацию и управление жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Квартира № в указанном доме до ДАТА находилась в муниципальной собственности.
Согласно выписке из поквартирной карточки в указанной квартире по месту жительства зарегистрированы:
- с ДАТА В.А.Ю.;
- с ДАТА В.Г.А.
Согласно выписке из финансового лицевого счета № от ДАТА по состоянию на ДАТА задолженность ответчиков по квартплате перед МУП «ЖКУ» составляет <данные изъяты>
Между тем, ответчиками представлена справка от ДАТА, выданная ООО «ИРЦ «Дубна», в которой указано, что за период с ДАТА по ДАТА В.А.Ю. и Г.А. оплатили коммунальные услуги в полном объеме. Оплата производилась по адресу: <адрес>, но коммунальные услуги переведены с адреса: <адрес>.
Указанное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует о том, что задолженность, указанная в выписке из финансового лицевого счета от ДАТА, сформировалась до ДАТА.
Между тем, в ходе рассмотрения дела ответчиками было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности и применении к требованиям истца последствий пропуска такого срока.
Суд находит доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности обоснованными в силу следующего.
На требования, вытекающие из обязательств по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг, распространяется установленный ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности - три года. В отношении взыскания периодических платежей, к которым относится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, срок давности подлежит применению со дня наступления срока соответствующего платежа.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что долг по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги образовался до ДАТА, тогда как иск МУП «ЖКУ» был предъявлен в суд только ДАТА, то есть за пределами указанного срока.
При этом, представителем истца было заявлено ходатайство о восстановлении срока исковой давности, поскольку срок был пропущен по уважительной причине: о наличии задолженности ответчиков по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги истцу стало известно ДАТА в момент передачи списка квартир с задолженностью от его агента - ООО «ИРЦ «Дубна».
В силу ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
По смыслу нормы, содержащейся в ст.205 ГК РФ, а также пункта 3 статьи 23 ГК РФ, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Из анализа приведенных норм права следует, что возможность восстановления срока исковой давности предусмотрена только в исключительных случаях и только в отношении физических лиц, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, восстановлению не подлежит независимо от причин его пропуска.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении исковых требований МУП «ЖКУ» надлежит отказать в связи с истечением срока исковой давности.
Согласно ч. 2 ст. 103 ГПК РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
Поскольку определением суда от ДАТА истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления до рассмотрения дела по существу, последняя в соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход муниципального бюджета города Дубна Московской области с истца в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» к В.А.Ю. и В.Г.А. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги - отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» в доход муниципального бюджета города Дубна Московской области государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 06 июня 2016 года.
Судья