Дело № 2-287/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2016 года село Кочево
Кочевский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петровой Л.С.,
при секретаре Кивилевой Т.А.,
с участием истца прокурора Кочевского района Ватагиной Е.Д.,
ответчика - представителей Администрации Кочевского сельского поселения ФИО5 и ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района к Администрации Кочевского сельского поселения о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить схему водоотведения - сети ливневой канализации Кочевского сельского поселения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и обеспечить надлежащее функционирование системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока в <адрес>, в т.ч. и расположенной на <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кочевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Кочевского сельского поселения о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить схему водоотведения - сети ливневой канализации Кочевского сельского поселения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и обеспечить надлежащее функционирование системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока в <адрес>, в т.ч. и расположенной на <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой по обращению жителя <адрес> Свидетель №1 проведена проверка соблюдения закона по водоснабжению и водоотведению, в ходе которой установлено, что Администрацией Кочевского сельского поселения не исполняются обязанности по организации и обеспечению надлежащего функционирования системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока, не разработана и не утверждена схема ливневого водоотведения на территории <адрес>.
Свидетель №1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, подвал жилого помещения систематически затапливается водой. Затопление происходит ливневыми и грунтовыми водами в виду отсутствия системы ливневой канализации, либо организованной системы водоотводных канав. Устранение затопления не может быть решено локально, ввиду того, что подтопление происходит по причине стока ливневых вод с возвышенности, а именно с улиц Карла Маркса, Ленина, Спутник <адрес>, что приводит к подтоплению подвала жилого помещения и приусадебного участка заявителя. В результате бездействий Администрации Кочевского сельского поселения нарушаются права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду, защиту жизни, здоровья и личного имущества граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года № 4216-ПК «О закреплении дополнительных вопросах местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе вопросы по организации водоотведения в границах сельского поселения, что согласуется с Уставом Кочевского сельского поселения (ст. 5).
В соответствии со ст.2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; под канализационной сетью понимается - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; под сточными водами понимается - водоотведение от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; под централизованной системой водоотведения (канализации) понимается - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Таким образом, водоотведение представляет собой не только отвод бытовых стоков, но и дождевых, талых вод. Кроме того, организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство системы ливневой канализации на территории Кочевского сельского поселения является обязанностью органа местного самоуправления, в данном случае Администрации Кочевского сельского поселения.
Вместе с тем, Администрация Кочевского сельского поселения не исполняет свои обязанности по принятию мер по водоотведению от домов, расположенных в с. Кочево, не разработана и не утверждена схема ливневой канализации, что влечет нарушение социальных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Просит возложить на Администрацию Кочевского сельского поселения обязанность устранить вышеуказанные нарушения законодательства, а именно: разработать и утвердить схему водоотведения - сети ливневой канализации Кочевского сельского поселения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и обеспечить надлежащее функционирование системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока в <адрес>, в т.ч. и расположенной на <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Кочевского района Ватагина Е.Д. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила возложить на Администрацию Кочевского сельского поселения обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГразработать и утвердить схему водоотведения - сети ливневой канализации смешанного типа Кочевского сельского поселения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и обеспечить надлежащее функционирование системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока в <адрес>, в т.ч. на <адрес> <адрес>.
Представители ответчика Администрации Кочевского сельского поселения ФИО5 и ФИО6 исковые требования не признали.
ФИО6 суду пояснил, что поселение не является надлежащим ответчиком по спорным правоотношениям. Полагает, что организация по водоотводу на территории <адрес> предусмотрена. Схема по водоотводу разработана и утверждена главой поселения на основании постановления Правительства № на 10 лет в 2013 году. Кроме того, указал, что поселением систематически ведутся работы по надлежащему содержанию ливневой канализации, которая по своему типу является открытой, что допустимо на территориях сельских местностей на основании СП 42.133330.2011 и СП 32.1330.2012. Относительно обращений жителей <адрес> ФИО14, пояснил, что их квартира расположена по адресу: <адрес>, и находится в низине <адрес>. Подтопление земельного участка происходит в период сильных дождей, из-за близости грунтовых вод. Однако, поселение не бездействует, в 2015 году проведены работы по углублению придорожных кюветов по <адрес>, также предложено прорыть траншею вдоль приусадебного участка ФИО14, но они отказались. Полагает, что как собственники жилого помещения и приусадебного участка ФИО14 обязаны содержать свое имущество и беречь его. Проводить своими силами дренажные работы с выводом дренажных траншей в ливневую канализацию, однако никаких мер не предпринимают и не разрешают поселению. Вместе с тем в ноябре 2016 года для полноценного пропуска весенних талых вод по согласованию с хозяином участка Свидетель №3. по его участку, расположенному по <адрес> была проведена дополнительная водоотводная канава.
ФИО5 поддержал доводы ФИО6 и дополнительно пояснил, что ФИО14 сами специально заваливают водоотводную канаву то гравием, то мусором, после чего обращаются с жалобами.
Свидетели Свидетель №1 и Свидетель №2 в суде пояснили, что их жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, систематически затапливается водой. Затопление происходит ливневыми и грунтовыми водами.
Свидетель ФИО7 суду показал, что весной большинство воды идет с реки Сеполь, поскольку уровень воды поднимается. Во время строительства <адрес> году он все оканавил, поскольку место болотистое, и все воды (талые, дождевые) проходят через его огород. Несмотря на это, соседи ФИО14 постоянно закладывали канаву то снегом, то мусором. Затем, не соблюдая правил постройки, переместили свой забор между домами, перекрыв место, где раньше был промежуток, предназначенный для стока воды. Осенью 2016 года Кочевское сельское поселение выкопало в его огороде канаву, ФИО14 же отказались прокладывать канаву по своему участку.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст.8 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Как следует из материалов делав результате проверки, проведенной прокуратурой Кочевского района по обращению жителя <адрес> Свидетель №1, выявлено, что на территории муниципального образования - <адрес>, не принимаются меры по разработке и утверждению схемы водоотведения-сети ливневой канализации, не принимаются меры по оборудованию системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока в соответствии с СП 32.133330. 2012.
С данными выводами прокурорской проверки суд согласиться не может по следующим основаниям.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (ст. 1 Закона).
В силу части 1 статьи 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Статьей 42 Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности до 1 июля 2013 года.
В соответствии со статьями 4 и 38 Закона Правительство Российской Федерации Постановлением от 05 сентября 2013 года N 782 утвердило "Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения" и "Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения".
Этим же постановлением рекомендовано органам местного самоуправления утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что Кочевским сельским поселением ДД.ММ.ГГГГ во исполнение указанного законодательства схема водоснабжения и водоотведения разработана и утверждена. (л.д. 54-61)
Кроме того, установлено, что в процессе содержания дорог и улиц производится углубление кюветов и водоотводных канав, ремонт и устройство водопропускных труб, проводится очистка от мусора и грунта кюветов. Следовательно, Кочевским сельским поселением организована работа по водоотводу атмосферных осадков. Ливневая канализация имеется и по своему типу является открытой, что допустимо законодательством.
Так, ливневая (дождевая) канализация включает в себя систему открытых или закрытых ливневых каналов, предназначенных для сбора и отвода атмосферных осадков с поверхности кровли, дорожных покрытий, земельных участков.
Открытая ливневая канализация представляет собой поверхностный водоотвод атмосферных осадков за пределы территории, для его создания используются лотки, желоба, каналы и канавы разного размера с искусственной или естественной одеждой и выпусков упрощенных конструкций.
Закрытой ливневой канализацией принято называть более сложные инженерные глубинные водоотводы.
В соответствии со СП 42.133330.2011 и СП 32.13330.2012 на территории городов следует, как правило, применять закрытую систему водоотвода. Применение открытых водоотводящих устройств допускается в средних и малых городах, сельских населенных пунктах, на парковых территориях с устройством мостков или труб на пересечении с дорогами. Минимальный диаметр водостоков принимается равным 400 мм. Рекомендуется применение открытых водоотводящих устройств в виде кюветных лотков, сопутствующих автомагистралям, и в районах малоэтажного строительства. Открытая дождевая канализация состоит из лотков и канав разного размера с искусственной или естественной одеждой и выпусков упрощенных конструкций. Дождеприемники при этом не устраивают.
Таким образом, меры по водоотводу атмосферных осадков Кочевским сельским поселением предпринимаются. Доказательств отсутствия ливневой канализации в <адрес>, в том числе на <адрес>, суду прокурором не представлено. Сточные бытовые, хозяйственные воды транспортируются по канализации в коллектор, который расположен в <адрес>.
Кроме того, всилу пп.2 п.1 ст. 13 Земельного кодекса, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от подтопления, заболачивания.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено договором или законом. Из вышеуказанных положений Закона следует, что, основной обязанностью собственника является бремя содержания принадлежащего ему имущества. В состав этой обязанности входит, если иное не предусмотрено законом или договором, необходимость заботы о своем имуществе, поддержания его в должном состоянии.
Данные обязанности связываются с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.). В отношении земельного участка это, прежде всего, означает недопущение ухудшения качества земель, проведение в случае необходимости мелиорации и рекультивации земель.
Собственник несет также риск случайной гибели или порчи своего имущества, т.е. его утраты или повреждения при отсутствии чьей-либо вины (например, в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы - наводнения, землетрясения и т.п.) (ст. 211 ГК РФ). По сути, этот риск также составляет часть указанной выше обязанности собственника по содержанию своего имущества.
В ходе судебного разбирательства установлено, в том числе показаниями свидетелей ФИО14 и представленным фотографическим материалом (л.д. 35-46), что участок местности, на котором расположен земельный участок и жилой дом свидетелей, характеризуется высоким уровнем прилежания грунтовых вод, подтопление земельного участка обусловлено природными факторами, а именно: выпадением сверхнормативного количества осадков, высоким уровнем прилежания грунтовых вод.
Следовательно, на местности, где близко расположены грунтовые воды и выпадает значительное количество осадков, во избежание подтоплений талыми и атмосферными водами, вымывания и заболачивания почвы, а так же подмывания фундаментов и затопления подвалов, необходимо устройство дренажной системы с выводом дренажных вод в ливневую канализацию.
Однако из пояснений свидетелей ФИО14 следует, что дренажная система на земельном участке отсутствует, отвод избыточного количества грунтовых и атмосферных вод с территории земельного участка не производился. Прокурором также не представлено суду никаких доказательств, свидетельствовавших бы о том, что свидетелями ФИО15 предпринимались какие-либо меры, направленные на защиту их земельного участка от подтопления, а дома от разрушения.
Таким образом, каких-либо доказательств, подтверждающих факт бездействия Администрации Кочевского сельского поселения по организации водоотвода атмосферных осадков на территории <адрес>, суду не представлено, наоборот, в ходе судебного разбирательства было установлено, что работы по содержанию и обслуживанию открытой ливневой канализации производятся силами Кочевского сельского поселения систематически, что подтверждается путевыми листами и заданиями к нему, техническими паспортами улиц <адрес> (л.д. 75-78). Данные обстоятельства подтверждаются, кроме того, пояснениями представителя администрации Кочевского сельского поселения ФИО5 допрошенного в ходе судебного разбирательства и материалами дела, в частности фотографиями, согласно которым по адресу: <адрес> прокопана водоотводная канава. (л.д. 79-81).
Также из ответов главы Кочевского сельского поселения ФИО8 следует,что для предотвращения подтопления земельных участков по <адрес>, в 2015 году проведено углубление придорожной канавы. Жителям данной улицы предложено прокопать через огород траншею, однако они отказались. Ранее у жителей домов <адрес> были прокопаны канавы по огородам, однако на этих местах в настоящее время построены хозпостройки. Специалистами администрации в течение 10 лет регулярно осуществляются выезды на участок <адрес>, застоя воды в канавах и на придомовой территории не наблюдалось. Жители не предлагали осмотреть свои подвальные помещения. Полагает, что затопление подвальных помещений происходит из-за близкого расположения грунтовых вод, так как участки расположены в низменности поймы <адрес>. (л.д. 14, 22, 30)
Кроме того, из пояснений свидетеля Свидетель №3, жителя <адрес>, установлено, что талые и дождевые воды проходят через его огород, т.к. в 1989 году он его оканавил. ФИО14 постоянно в эту траншею выливали помои, кидали мусор, укладывали навоз, из-за чего происходило подтопление соседних домов, чем создавали конфликтные ситуации между соседями. В настоящее время построили надворные постройки с грубейшими нарушениями СНиП, построив их впритык к забору, переместив забор на 1 м. в его сторону.
Из заявления жителя <адрес> ФИО9, поданного главе Кочевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, следует, что соседи, проживающие по <адрес>, засыпали водоотводную канаву гравием, вследствие чего, вода бежит в их дом (л.д. 82). Просят по данному факту принять меры. В подтверждение представили фотографический материал (л.д. 83). По данному заявлению Кочевским сельским поселением Свидетель №2 выдано предписание об устранении нарушения (л.д. 84).
По данным акта комиссионного обследования автодороги от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> (от <адрес> до <адрес>), в том числе водоотводной канавы вдоль автодороги по <адрес> до <адрес>) справа, согласно п. 7.59 СПиП ДД.ММ.ГГГГ - 85 дно водоотводной канавы должно иметь продольный уклон не менее 5 промиле. Замеры точек 2 и 3 произведены в местах возможного устройства водоотводной канавы перпендикулярно <адрес> с возможностью их продления в сторону <адрес> и находятся на расстоянии 100 метров от самой низкой точки дна канавы. С учетом уклона в 5 промиле точки 2 и 3 должны быть ниже точки 1 не менее чем на 50 см. Так как при замерах существующих высотных отметок дна канвы выявлено, что точка 2 выше самой низкой точки на 130 см., а точка 3 на 53 см.. следовательно водоотводную канаву в точке 2 необходимо углублять не менее чем на 180 см., в точке 3 не менее чем на 103 см.
Так как для отвода поверхностных вод от <адрес> по водоотводной канаве вдоль <адрес> необходимо ее углубление на глубину, представляющую угрозу для безопасности движения как транспорта так и пешеходов, углубление которой может повлечь размыв и обрушение земляного полотна дороги, и учитывая то, что в непосредственной близости от данной канавы проложена централизованная водопроводная сеть, углубление водоотводной канавы вдоль дороги является нерациональным. Отвод поверхностных вод, поступающих к земельным участкам домов <адрес> необходимо осуществить через данные участки путем устройства водоотводной канавы по краю участков по согласованию с собственниками. (л.д. 108-109)
Суд, рассматривая требования прокурора Кочевского района, руководствуясь положениями ст. 12, 56 ГПК РФ, исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ все представленные в материалы дела доказательства, исходит из того, что прокурором Кочевского района не представлено убедительных, отвечающих требованиям относимости и допустимости, доказательств в подтверждение заявленных им требований, а также доказательств нарушения каких-либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц, либо угрозы их нарушения действиями или бездействием Администрации Кочевского сельского поселения. Требования им неконкретизированы, с учетом выше изложенного суд приходит к тому, что правовые основания для удовлетворения требований прокурора Кочевского района отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.
Доводы ответчика - Администрации Кочевского сельского поселения, о том, что они не являются надлежащим ответчиком по данному делу, суд считает не состоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 37 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Согласно п.п.4.2 п.1 ст. 5 Устава к вопросам местного значения Кочевского сельского поселения Кочевского муниципального района Пермского края относятся полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Аналогичная норма содержится и в законе субъекта Пермского края, а именно в Законе «О бюджетном процессе в Пермском крае», где указано, что за сельскими поселениями Пермского края помимо иных вопросов закреплены полномочия по организации в границах поселения по электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, надлежащим ответчиком по возникшим спорным правоотношениям является Кочевское сельское поселение.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В иске прокурора Кочевского района к Администрации Кочевского сельского поселения о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить схему водоотведения - сети ливневой канализации Кочевского сельского поселения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и обеспечить надлежащее функционирование системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока в <адрес>, в т.ч. и расположенной на <адрес> <адрес>, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>