Арбитражный суд Челябинской области
454091, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
06 ноября 2009 года Дело №А76-33415/2009-3-689
Судья Арбитражного суда Челябинской области А.П. Скобелкин
при ведении протокола судебного заседания судьей А.П. Скобелкиным, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте
к индивидуальному предпринимателю Калмыкову Федору Федоровичу,
о взыскании 53 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (далее – ГУ УПФ) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Калмыкова Федора Федоровича (далее – предприниматель) финансовых санкций в сумме 53 руб. за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение принято в отсутствие представителей заявителя, в порядке ст.156 АПК РФ.
Предприниматель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение принято в отсутствие предпринимателя, в порядке ст.156 АПК РФ.
Исследовав представленные письменные доказательства в их совокупности, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Калмыков Федор Федорович, 08.07.1983 г.р., уроженец с.Тиинск Ульяновской области, проживающий по адресу: г. Златоуст, ул. Седова, д.31, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер 308740431700048.
Сделав вывод о том, что предпринимателем не представлены в установленный срок – до 01.03.2009 сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год, ГУ УПФ составило акт от 22.04.2009 № 430 и вынесло решение от 10.06.2009 № 320 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) в виде штрафа в размере 53 руб.
Указанные акт и решение направлены ответчику по почте.
В связи с неисполнением ответчиком в добровольном порядке решения о привлечении к ответственности, ГУ УПФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд не усматривает оснований для привлечения предпринимателя к ответственности ввиду отсутствия у него обязанности ежегодного представления сведений индивидуального учета.
Статьями 9, 10, 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлены соответствующие случаи и порядок представления сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Закона, как для страхователя, так и для физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы. При этом указанными нормами данного Закона предусмотрен различный перечень сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также порядок и условия их представления как страхователями, так и физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Так, пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом застрахованном лице, тогда как в порядке пункта 5 указанной статьи Закона физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В соответствии с абз. 3 ст. 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из анализа ст. 1 Закона №27-ФЗ следует, что в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, индивидуальные предприниматели могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц согласно пункту 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с данным Законом в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В настоящем деле эти обстоятельства ГУ УПФ не доказаны и не подтверждены материалами дела. Заявитель не располагает сведениями о том, что ответчик осуществляет прием на работу по трудовым договорам, а также заключает договоры гражданско-правового характера, по которым начисляются страховые взносы.
Таким образом, предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом этому термину Законом №27-ФЗ, не относится, а потому основания для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона №27-ФЗ, отсутствуют.
Согласно пункту 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и
результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что в нарушение изложенных норм, ни в акте проверки от 22.04.2009 № 430, ни в решении о привлечении к ответственности от 10.06.2009 № 320 не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, а именно: не указано, за непредставление каких конкретно сведений предприниматель привлекается к ответственности; отсутствуют ссылки на нормы действующего законодательства, устанавливающие обязанность индивидуальных предпринимателей представлять сведения в Пенсионный фонд, а также на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления сведений для той или иной категории страхователей и иных лиц.
Доказательств обратного Управлением в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления ГУ УПФ следует отказать.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении требований, государственная пошлина относится на заявителя. Поскольку ГУ УПФ как государственный орган в силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина не подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области отказать.
Разъяснить, что решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд или в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Уральского округа путем подачи соответствующей жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья подпись А.П. Скобелкин