Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2166/2020 ~ М-1737/2020 от 01.06.2020

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

30 ноября 2020 г.                                г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2166/2020 по иску Вилковой А. Н., Гориной Н. А., Зерзеле А. А.совны и СО.ина О. В. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара и НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» об обязании совершить действия,

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2020 г.                                г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2166/2020 по иску Вилковой А. Н., Гориной Н. А., Зерзеле А. А.совны и СО.ина О. В. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара и НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» об обязании совершить действия,

установил:

Вилкова А.Н., Горина Н.А., Зерзеле А.А. и СО.ин О.В. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара и НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» об обязании совершить действия. В обоснование иска указывают, что являются собственниками квартир в доме <адрес> На основании постановления Правительства Самарской области от 29.12.2014 г. №853 здание является объектом культурного наследия регионального значения «Городская усадьба». Его техническое состояние неудовлетворительно, с момента постройки капитальный ремонт никогда не проводился, несущие элементы жилого дома имеют износ свыше 70%. Срок эксплуатации дома до капитального ремонта превышен в несколько раз, отсутствует технико-экономическое обоснование его продления. Фундамент должен был быть отремонтирован в 1967 г. и в 2017 г., стены – в 1957 г. и в 1997 г., крыша – в 1967 г. и в 2017 г. Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательств. Дом нуждается в утеплении и ремонте фасада, необходимо организовать водостоки, заменить стропильную систему и обрешетки, заменить наружное покрытие крыши. В 2010 г. произошло обрушение фронтальной части дома, поддержку дома осуществляет временная деревянная конструкция. Просят обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в срок до 1.07.2021 г. обеспечить производство капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, согласно утверждённой проектно-сметной документации, взыскать расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере <данные изъяты> и расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>

В судебном заседании истица Горина Н.А. и её представитель Яшина Н.И., допущенная судом в порядке, предусмотренном п.6 ст.53 ГПК РФ, заявленные требования поддержали.

Истцы Вилкова А.Н., Зерзеле А.А. и СО.ин О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены, ранее просили о рассмотрении дела без их участия.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности от 27.12.2019 г. №654 Геворгян О.С. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных отзывах (т.1, л.д. 69-72, т.2, л.д. 5-7).

Ответчик Администрация г.о. Самара в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён, представил письменный отзыв (т.1, л.д. 227-233), в котором иск не признал.

Ответчик НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён, представил письменный отзыв (т.1, л.д. 75), в котором иск не признал.

Третьи лица Горина Е.П. и Горина Л.П. своей позиции по иску не выразили.

Третьи лица Брусков К.Л., Брускова С.Н., Венженович Е.Н., Головлев И.В., Головлева К.И., Гранитов Г.Б., Гранитова Р.З., Зорко В.И., Зорко М.В., Шишкова Т.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела признаются извещёнными применительно к положениям п.2 ст.117 ГПК РФ, п.1 ст.165.1 ГК РФ, отзывов на иск не представили.

Третье лицо Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 101-105), в котором исковые требования поддержало, просило о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Третье лицо Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, отзыва на иск не представило.

Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

Истица Горина Н.А. и третьи лица Горина Е.П. и Горина Л.П. являются участниками общей долевой собственности с равными размерами долей на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый (т.2, л.д. 177-181).

Истица Зерзеле А.В. является собственницей квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый (т.2, л.д. 171-176).

Истица Вилкова А.Н. является собственницей квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый (т.2, л.д. 162-165).

Истец СО.ин О.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый (т.2, л.д. 182-185).

Из технического паспорта по состоянию на 20.11.1989 г. (т.1, л.д. 192-205, 206-221) усматривается, что объект по адресу: <адрес>, представляет собой домовладение, состоящее из 2 отдельно стоящих зданий: литеры <данные изъяты>

Здание под литерами <данные изъяты> состоит из 4 квартир с по , т.е. из квартир, принадлежащих истцам.

Собственниками квартир в литерах <данные изъяты> являются Зорко М.В. и Зорко В.И. (<адрес>), Брусков К.Л. и Брускова С.Н. (<адрес>), Венженович Е.Н. (<адрес>), Гранитов Г.Б. и Гранитова Р.З. (<адрес>), Шишкова Т.М. (<адрес>), Головлев И.В. и Головлека К.И. (<адрес> здании отсутствует.

В настоящее время здания, образовывавшие домовладение по адресу: <адрес>, имеют самостоятельную адресацию: <адрес>, и <адрес>, что соответствует литерам <данные изъяты> Истцам принадлежат квартиры в доме по адресу: <адрес>.

Согласно акту исследования ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы» от 22.01.2020 г. №2019/625 (т.1, л.д. 17-49) несущие конструкции дома по адресу: <адрес>, имеют износ свыше 70% и требуют капитального ремонта.

Статьёй 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно п.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте регионального оператора;

2) открытие на своё имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счёта. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на своё имя такого счёта;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора.

В соответствии с п.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объёме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счёт средств, полученных за счёт платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счёт субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета, за счёт иных не запрещенных законом средств.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приёмку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп.3, 4, 5 п.2 ст.182 ЖК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 6.06.2013 г. №247 Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (п.2 ст.168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта РФ обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, сроком на 3 года с распределением по годам в пределах указанного срока (п.7 ст.168 ЖК РФ).

Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем 1 раз в год.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.

Первоначально указанной региональной программой было предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома по адресу: <адрес>, до 31.12.2015 г., с утеплением.

Впоследствии в региональную программу были также включены работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем и подвальных помещений указанного дома (до 31.12.2021 г.), крыши (до 31.12.2023 г.), фундамента (до 31.12.2025 г.), срок проведения капитального ремонта фасада перенесён на 31.12.2019 г.

Однако постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2020 г. №296 дом по адресу: <адрес>, из региональной программы капитального ремонта исключён как имеющий менее 5 квартир, при этом дом по адресу: <адрес>, имеющий 6 квартир, в программе оставлен.

Отсутствие дома в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исключает возможность проведения капитального ремонта за счёт средств регионального оператора в силу п.1 ст.182 ЖК РФ.

Суд не оценивает доводы истцов относительно того, что здания по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>, следует считать единым домом ввиду общности инженерных коммуникаций, поскольку данное обстоятельство не входит в предмет судебного разбирательства по делу. Истцы не лишены права оспорить по этим основаниям в порядке административного судопроизводства акт органа государственной власти Самарской области об исключении их дома из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Однако до тех пор, пока дом, в котором находятся принадлежащие истцам квартиры, отсутствует в региональной программе, у регионального оператора отсутствует обязанность по организации и проведению его капитального ремонта.

Таким образом, в удовлетворении требований истцов к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» следует отказать.

Требования истцов к органам местного самоуправления основаны на положениях ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которой приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с названным законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством РФ.

Из содержания указанной нормы, с учетом её толкования, данного Верховным Судом РФ, следует, что обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Тем самым не допускается возложение на гражданина, приобретшего жилое помещение в процессе приватизации, обязанности устранять недостатки этого помещения, а равно несущих конструкций и ограждающих элементов здания в целом, имевшие место на момент передачи квартиры в собственность бывшего нанимателя.

Порядок проведения капитального ремонта бывшим нанимателем определён ст.190.1 ЖК РФ, согласно которой в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включён в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведён не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счёт средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (бывшего наймодателя). В случае, если за счёт средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведён.

Первым жилым помещением в доме по адресу: <адрес>, приватизированным его нанимателем, была <адрес>, приватизированная Зайцевым О.П. 13.10.1992 г. (т.2, л.д. 203). В <адрес> первой 6.02.1995 г. была приватизирована <адрес>. Таким образом, вне зависимости от того, считать ли <адрес> и единым домом или двумя разными домами, датой приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме является 13.10.1992 г.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений.

Соответственно, на истцов по настоящему иску возлагается бремя доказывания наличия на момент приватизации первой квартиры в доме, т.е. по состоянию на 13.10.1992 г., технических недостатков, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых требовало проведения капитального ремонта

Таких доказательств истцами не представлено.

Акт исследования ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы» от 22.01.2020 г. №2019/625 подтверждает наличие необходимости в капитальном ремонте дома на момент проведения исследования, но не на 13.10.1992 г.

Истечение установленных ведомственными строительными нормами ВСН-58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых здании, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утверждёнными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Госстроя СССР от 23.11.1988 г. №312, сроков эффективной эксплуатации конструкций дома само по себе не свидетельствует о том, что фактическое состояние этих конструкций требовало проведения капитального ремонта.

Доказательств того, что по состоянию на 13.10.1992 г. дом был включён в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда, истцами не представлено.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для возложения на бывшего наймодателя обязанности по проведению капитального ремонта дома.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 7.12.2020 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2-2166/2020 ~ М-1737/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зерзеле А.А.
Вилкова А.Н.
Солодухин О.В.
Горина Н.А.
Ответчики
НО " Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта "
Администрация г.о.Самара
Департмен управления имуществом г.о.Самара
Другие
Горина Л.П.
Управление государтвенного охраны объектов культурного наследия Самарской области
Головлева К.И.
Венженович Е.Н.
Брусков К.Л.
Гранитов Г.Б.
Горина Е.П.
Зорко М.В.
Шишкова Т.М.
Брускова С.Н.
Зорко В.И.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Головлев И.В.
Яшина Н.И.
Гранитова Р.З.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
01.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2020Передача материалов судье
08.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2020Подготовка дела (собеседование)
30.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Судебное заседание
29.10.2020Судебное заседание
12.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2020Судебное заседание
17.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее