дело № 2-3883/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2015 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Черных А.В.,
при секретаре Ахтямовой К.Р.,
с участием истца Захаровой О.А.,
представителя ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска – Аксаментова Д.М., действующей по доверенности от 00.00.0000 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой О..А к администрации г. Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г.Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности передать земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду,
УСТАНОВИЛ:
Захарова О.А. обратилась в суд с требованиями к администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении ей земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства, мотивируя свои требования следующим. 00.00.0000 года Захарова О.А. обратилась в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью Z кв.м., расположенного по адресу: Х, Х. Письмом от 00.00.0000 года исх. У Департамент градостроительства администрации Х отказал Захаровой О.А. в удовлетворении её заявления в связи с непредоставлением полного пакета документов, предусмотренных Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утвержденного распоряжением администрации Х от 00.00.0000 года У 00.00.0000 года Захарова О.А. повторно обратилась в Департамент градостроительства администрации Х о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду, в удовлетворении которого письмом департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х от 00.00.0000 года было отказано по причине отсутствия у заявителя льготы на получение земельного участка Заявитель Захарова О.А. считает отказ по вышеуказанным основаниям незаконным, противоречащим положениям Земельного кодекса РФ, просит суд признать незаконным отказ администрации Х в предоставлении земельного участка в аренду и обязать передать ей в аренду для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью Z кв.м., расположенный по адресу: Х
Впоследствии требования Захаровой О.А. были уточнены, согласно которым она просит признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х в предоставлении на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью Z кв.м., расположенного по адресу: Х возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений адмиинстрации Х повторно рассмотреть заявление от 00.00.0000 года о предоставлении вышеуказанного участка для ИЖС на праве аренды.
Истец Захарова О.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - Департамента градостроительства администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Представитель ответчика – администрации г. Красноярска также в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований к администрации г. Красноярска отказать, поскольку рассматриваемый вопрос относится к компетенции Департамента муниципального имущества и земельных отношений, который и является надлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Аксаментов Д.М. выразил мнение о том, что восстановление прав заявителя возможно путем повторного рассмотрения её заявления о предоставлении земельного участка, а не принятия судом решения о возложении на ответчиков обязанности по предоставлению земли в аренду.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
На момент обращения заявителя в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Х с заявлением от 00.00.0000 года о предоставлении ей в аренду земельного участка действовал Земельный кодекс РФ в редакции Федеральных законов от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 224-ФЗ
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу п. 6 ст. 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Согласно п. 7 ст. 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия (п. 8 ст. 30 ЗК РФ).
В силу п. 9 ст. 30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Статьёй 30.1 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Согласно ч. 1 указанной статьи ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Из материалов дела следует, что А5 является многодетным гражданином, состоит на учете в администрации Х с 00.00.0000 года, что подтверждается справкой У 00.00.0000 года.
00.00.0000 года в Департамент градостроительства администрации Х поступило заявление истца Захаровой О.А. о предоставлении ей в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью Z кв.м., расположенного по адресу: Х
По результатам рассмотрения заявления Захаровой О.А. письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х был дан ответ о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка невозможно по причине отсутствия у заявителя льготного права на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства со ссылкой на п. 17, пп. 7 п. 20 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утвержденного Распоряжением администрации Х от 00.00.0000 года У
В соответствии с п. 17 Регламента (в редакции от 27.12.2013 года) в заявлении о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства указываются данные о заявителе, предполагаемое место размещения индивидуального жилого дома, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Документами, предоставление которых необходимо при обращении с заявлением, являются: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя; копии документов, подтверждающих право на первоочередное (внеочередное) предоставление земельного участка, копия ИНН заявителя.
Согласно п.20 Регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
1) несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;
2) несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям документации по планировке территории, правилам землепользования и застройки;
3) несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны;
4) проведение работ по формированию земельного участка в целях проведения торгов (конкурсов, аукционов);
5) наличие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, права на которые заявителем не подтверждены;
6) проведение работ по формированию земельного участка для его предоставления льготным категориям граждан, ранее обратившихся с заявлением о предоставлении муниципальной услуги;
7) представление неполного пакета документов, предусмотренных пунктами 17, 18 настоящего Регламента;
8) отсутствие у заявителя права на внеочередное (первоочередное) получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства (для льготной категории заявителей);
9) принятие решения о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
При этом в силу п. 2 Регламента заявителем для предоставления муниципальной услуги является физическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в том числе инвалид, семья, имеющая в своем составе инвалида, а также иные льготные категории граждан, имеющие право на первоочередное (внеочередное) право на получение земельных участков в соответствии с действующим законодательством (далее - заявитель).
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что правом на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства может быть любое физическое лицо, а не только льготная категория лиц, предусмотренная п. 17 Регламента, которым земля предоставляется в первоочередном/внеочередном порядке.
Пунктом 27 Регламента муниципальная услуга по предоставлению земельного участка для ИЖС включает в себя следующие административные процедуры:
1) регистрация заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства;
2) проведение градостроительного анализа заявления с приложенными к нему документами;
3) рассмотрение заявлений градостроительной комиссией департамента градостроительства администрации города (далее - Градостроительная комиссия);
4) направление необходимых запросов в уполномоченные организации;
5) проведение анализа заявлений, поступивших в Департамент, на испрашиваемый заявителем земельный участок после публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов;
6) рассмотрение заявлений, поступивших в Департамент, на испрашиваемый заявителем земельный участок после публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов Градостроительной комиссией;
7) направление уведомления об утверждении схемы кадастрового плана территории заявителю;
8) прием и регистрация заявления о подготовке распоряжения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства;
9) издание распоряжения администрации города о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства заявителю;
10) выдача копии распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В силу п. 29 Регламента градостроительный анализ заявления о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства включает в себя: рассмотрение вопроса о соответствии предполагаемого размещения индивидуального жилого дома действующим градостроительным нормам и правилам; рассмотрение вопроса о соответствии функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение; изучение градостроительной ситуации на местности и установление фактов наличия на предполагаемом к размещению объекта земельном участке объектов недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, а также временных объектов; определение вида разрешенного использования земельного участка; проведение анализа всех ранее поступивших обращений граждан и юридических лиц по испрашиваемому земельному участку и ответов на данные обращения; получение информации и документов от государственных, муниципальных органов (при необходимости), оценку количества поступивших заявлений на испрашиваемый земельный участок и наличия у заявителей льгот на предоставление земельного участка;
Согласно п. 30 Регламента результатом осуществления административной процедуры по рассмотрению заявления Градостроительной комиссией является принятие одного из следующих решений: о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства; об отказе в предоставлении муниципальной услуги; о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства; о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в газете "Городские новости" и размещении на официальном сайте администрации города.
Доказательств проведения вышеуказанных административных процедур, предусмотренных Распоряжением администрации Х от 00.00.0000 года У и позволяющих установить наличие или отсутствие законных оснований для предоставления заявителю земельного участка для ИЖС, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Заявление Захаровой О.А. от 00.00.0000 года фактически не рассматривалось, дан формальный ответ без проведения административных процедур, предусмотренных п. 27 Регламента, что повлекло нарушение предусмотренного ст. 30.1 ЗК РФ права Захаровой О.А. на рассмотрение её заявления о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства как гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Следовательно, отказ (ответ) Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, данный по результатам заявления Захаровой от 00.00.0000 года, является незаконным.
Учитывая, что в ходе рассмотрения заявления Захаровой О.А. от 00.00.0000 года не проводились административные процедуры, предусмотренные ст. 30.1 ЗК РФ и Распоряжением администрации Х от 00.00.0000 года N У в частности градостроительный анализ, суд полагает возможным удовлетворить требование заявителя А1 о повторном рассмотрении её заявления о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Согласно ст. 44 Устава города Красноярска администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления. В соответствии со ст. 46 Устава органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города.
В соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 00.00.0000 года У по предоставлению земельных участков переданы Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации Х, который согласно п. 2 Положения, утвержденного распоряжением администрации Х от 00.00.0000 года У, является юридическим лицом и от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет соответствующие обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Кроме того, поскольку оспариваемое решение принято Департаментом муниципального имущества и земельных отношений суд полагает возможным отказать в удовлетворении требований заявленных к администрации г. Красноярска и Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х в предоставлении Захаровой О..А на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью Z кв.м., расположенного по адресу: Х
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Х повторно рассмотреть заявление А1 от 00.00.0000 года о предоставлении на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью Z кв.м., расположенного по адресу: Х
В удовлетворении требований Захаровой О..А к администрации г. Красноярска и Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Черных