Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-320/2017 от 21.06.2017

Судья Созонов А.А.      Дело № 7-320/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июня 2017 г. в городе Ижевске жалобу АО «<данные изъяты>»

на решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 4 мая 2017 г., которым

постановление начальника отдела ГИБДД УМВД России по г.Ижевску от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «<данные изъяты>» оставлено без изменения,

установила:

постановление начальника отдела ГИБДД УМВД России по г.Ижевску от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо АО «<данные изъяты>» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с жалобой в суд.

Судьей постановлено вышеуказанное решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, Общество просит отменить решение судьи, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводя следующие доводы:

- АО «<данные изъяты>» не является субъектом административного правонарушения, поскольку не осуществляло погрузку груза;

- постановление по делу вынесено неуполномоченным лицом, указанным в пункте 5 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ;

- решение о привлечении к ответственности принято без оценки всех обстоятельств, имеющих значение для полного и правильного рассмотрения дела;

- имеются законные основания для замены заявителю административного наказания на предупреждение, в порядке части 3 статьи 3.4 КоАП РФ;

- должностным лицом и судьей не было учтено смягчающее обстоятельство – добровольное устранение нарушения на месте;

- АО «Центрметалл» не было извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

В судебном заседании защитник АО «<данные изъяты>» Т.А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ доводы жалобы поддержала, просила принятые по делу акты отменить, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав защитника, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.

Статьей 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.

В соответствии с частью 15 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.

Пунктом 50 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 (далее по тексту – Правила перевозки грузов автомобильным транспортом), предусмотрено, что погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется грузоотправителем (фрахтователем), а выгрузка из транспортного средства и контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договоренностью сторон.

Согласно пункту 30 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:

а) груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару, упаковку и контейнер;

б) при перевозке груза в таре или упаковке груз маркирован в соответствии с установленными требованиями;

в) масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.

Таким образом, при квалификации административного правонарушения по части 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ юридически значимым обстоятельством является установление допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении.

Предельно допустимые массы транспортных средств и предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств определены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (приложение № 1 и приложение № 2).

Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществившие погрузку груза в транспортное средство.

Следовательно, при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ необходимо выяснять, является ли грузоотправитель, лицом, осуществившим погрузку груза в транспортное средство.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 06 час. 37 мин. на СПВК по адресу: 14 км автодороги <данные изъяты> было произведено определение весовых параметров транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> с полуприцепом <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением водителя О.А.А. с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства более 2%, но не более 10% без специального разрешения.

Согласно накладной от ДД.ММ.ГГГГ грузоотправителем перевозимого груза является АО «<данные изъяты>».

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в 06 час. 37 мин. определения весовых параметров транспортного средства на весовом контроле СПВК установлен перегруз по осевым нагрузкам транспортного средства на вторую ось транспортного средства (допустимая нагрузка 10.000 т, фактически 10.642 т), что превышает норму на 6,4 %.

Измерение производилось системой дорожного контроля СДК. Ам 01-2-2, заводской .

Перевозку груза осуществляло третье лицо – перевозчик ООО «<данные изъяты>».

Должностное лицо административного органа, признавая АО «<данные изъяты>» виновным по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, указал на нарушение в процессе перевозки груза п.15 ст.31 Федерального закона N 257 от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.30 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (с изменениями и дополнениями).

Доказательством участия АО «Центрметалл» в погрузке груза должностное лицо указал на транспортную накладную от 16 декабря 2016 г. №4675.

Судья согласился с выводами должностного лица административного органа, признав их обоснованными.

В поддержание выводов о виновности Общества судья также указал на то, что в соответствии с условиями договора на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» и Приложениями к данному договору, исполнитель (ООО «<данные изъяты>») взял на себя обязательство по погрузке, разгрузке железнодорожного транспорта и автомашин по адресу: <адрес>; согласно п.3.2, 3.4, 3.5 договора на оказание услуг , оплата услуг исполнителя осуществляется заказчиком в рублях на основании счета путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 5 дней с момента получения счета.; по мере оказания услуг исполнитель предоставляет заказчику акт сдачи-приемки услуг; заказчик обязан подтвердить свое согласие с актом, указанным в п.3.4 договора, либо в письменном виде выразить свои претензии в десятидневный срок с момента получения указанного акта; срок действия договора на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ продлен по ДД.ММ.ГГГГ, что следует из дополнительного соглашения к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ; также из дополнительного соглашения следует, что ответственность за правильность погрузки груза в автомашины и железнодорожные вагоны, крепления груза несет исполнитель (ООО «<данные изъяты>»); между тем, заявителем не представлено достаточно достоверных доказательств погрузки груза в указанный автомобиль силами третьих лиц «ООО «<данные изъяты>»).

Данный вывод судей не соответствует закону и с ним нельзя согласиться.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо иного, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 КоАП РФ).

В силу ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1 и ст. 2.2 КоАП РФ субъекты административных правонарушений подлежат ответственности только при наличии вины.

Помимо договора на оказание услуг и дополнительных соглашений к нему, факт того, что АО «<данные изъяты>» не является погрузчиком, подтверждается письмом директора ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано, что именно сервисная компания ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ осуществляло в рамках договора с заказчиком АО «<данные изъяты>» своим козловым краном погрузку транспортного средства, а также взвешивание транспортного средства с грузом с проверкой общей массы и нагрузки по осям транспортного средства, с указанием данных в схеме погрузки транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, которое приобщено к материалам дела и актом оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 20 ст. 2 Устава автомобильного транспорта перевозочным документом, подтверждающим условия перевозки конкретного груза, является транспортная накладная.

Необходимость использования транспортной накладной и заполнения ее реквизитов в соответствии с утвержденной формой установлена пунктом 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 (далее - Правила перевозки грузов).

Одновременно необходимо отметить, что Постановлением Госкомстата России от ДД.ММ.ГГГГ N 78 установлена форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т), которая предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, а Постановлением Госкомстата России от ДД.ММ.ГГГГ N 132 утверждена форма товарной накладной (N ТОРГ-12), которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

Оформление транспортных перевозок осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272, которыми утверждена новая форма транспортной накладной.

Форма транспортной накладной должна соответствовать приложению N 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 (далее - Правила N 272).

Уставом автомобильного транспорта и пунктом 6 раздела II Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", регулирующими правоотношения по договору перевозки груза автомобильным транспортом, согласно которым заключение и исполнение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем по форме согласно приложению N 4.

Между тем в материалах настоящего дела об административном правонарушении транспортная накладная, оформленная в соответствии с Приложением к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, в редакции Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ на перевозимый ДД.ММ.ГГГГ водителем О.А.А. груз отсутствует.

При этом представленный в материалы дела документ, товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ, не отвечает требованиям, установленным в Приложении 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.

Учитывая изложенное, представленный в материалы дела документ (накладная от ДД.ММ.ГГГГ) не является достоверным доказательством того, что АО «<данные изъяты>» является лицом, осуществившим погрузку груза в смысле, придаваемом данному понятию, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Вывод судьи районного суда противоречит требованиям ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой административные материалы, которые направляются должностными лицами для рассмотрения в суд, должны содержать исчерпывающие доказательства виновности лица в совершении административного правонарушения.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что АО «Центрметалл» осуществило погрузку груза в транспортное средство с нарушением весовых требований, за что ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, выносится решение об отмене постановления и (или) решения по жалобе на это постановление, и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названого Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление начальника отдела ГИБДД УМВД России по г.Ижевску от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении АО «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях АО «Центрметалл» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Удмуртской Республики

решил:

жалобу защитника АО «<данные изъяты>» Т.А.В. удовлетворить.

Постановление начальника отдела ГИБДД УМВД России по г.Ижевску от 16 февраля 2017 г. и решение судьи Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении АО «Центрметалл» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики                    Г.Р. Багаутдинова

7-320/2017

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
АО "Центрметалл"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Багаутдинова Гульнара Ришатовна
Статьи

КоАП: ст. 12.21.1 ч.10

Дело на странице суда
vs--udm.sudrf.ru
21.06.2017Материалы переданы в производство судье
28.06.2017Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее