Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-284/2018 (3а-1069/2017;) ~ М-1114/2017 от 25.12.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 марта 2018 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре Медведевой С.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-284/18 по административному исковому заявлению Шереметьевой Марины Николаевны, Сверкунова Евгения Александровича к Министерству имущественных отношений Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

Шереметьева М.Н., Сверкунов Е.А. (далее - административные истцы) обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) уточнили требования и просили обязать Управление Росреестра по Московской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты> площадью 1530 кв.м., <данные изъяты> площадью 1500 кв.м., принадлежащих на праве общей долевой собственности Шереметьевой Марине Николаевне, Сверкунову Евгению Александровичу, расположенных по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области», с учетом Распоряжения № 13-ВР-1412 от 27 августа 2015 года «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области», с учетом Распоряжения № 13ВР-214 от 1 марта 2017 года «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области № 13-ВР-1412 от 27 августа 2015 года «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1079 рублей 01 коп за 1 кв.м., для земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070259:194 в размере 1 650 885 рублей 30 коп., для земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070259:195 в размере 1 618 515 рублей.

Требования мотивировали тем, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат вышеуказанные земельные участки. Согласно выписке из ЕГРН Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №564-РМ от 26.11.2013 года была утверждена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 878 442,90 рубля и для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 802 395 рублей. Однако, Приложение 1 к указанному Распоряжению не содержит результатов государственной кадастровой оценки данных земельных участков по технической ошибке.

В рамках рассмотрения обращения Министерства имущественных отношений Московской области от 31.08.2016 г. и во исполнение пункта 2.5. Методических указаний № 222 от 12 августа 2006 года 19.09.2016 г. ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области был осуществлен пересчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и данные в ЕГРН о кадастровой стоимости изменены с 293805,90 руб. на 3878442,90 руб., для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с 288045 руб. на 3802395 руб. с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений Истринского района Московской области, утвержденного Распоряжением №564-РМ в размере 2534,93 руб./кв.м.

По данным ЕГРН на 16.10.2017 г. кадастровая стоимость большинства земельных участков, находящихся в ДПК «Зорино Парк», 20.03.2017 г. была изменена и внесена в ЕГРН на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 01.03.2017 №13ВР- 214 «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.08.2015 г. №13ВР-1412». При этом сведения о спорных земельных участках в указанных Распоряжениях отсутствуют, в связи с чем не исправлена кадастровая стоимость неверно определенная при государственной кадастровой оценке.

В соответствии с разделом по «Истринскому муниципальному району» электронных таблиц Распоряжения №13ВР-214 удельный показатель кадастровой стоимости по землепользованию для объектов, расположенных в границах неустановленных дачных объединений Истринского муниципального района (<данные изъяты>) относительно местоположения: обл. <данные изъяты> составляет 1079,01руб./кв.м. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должна составлять 1 650 885,3 рублей, а для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 618 515 рублей.

Указанные нарушения влекут за собой не обоснованное возложение на административных истцов обязанности по уплате налога в завышенном размере.

В судебном заседании Шереметьева М.Н., также действующая по доверенности от Сверкунова Е.А., уточненные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области вопрос об удовлетворении требований оставил на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в удовлетворении административного иска просила отказать по основаниям, указанным в письменных пояснениях (л.д. 64-68).

Заслушав объяснения явившихся лиц, дав оценку имеющимся в деле доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса).

В силу положений ст. 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является технической ошибкой в сведениях.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, допущение при определении кадастровой стоимости земельного участка технической ошибки, влекущей необоснованное увеличение такой стоимости, затрагивает права и обязанности собственника земельного участка.

Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, площадью 1530 кв.м., <данные изъяты>, площадью 1500 кв.м., <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.

Обращаясь с административным иском административные истцы указали, что в отношении принадлежащих им на праве собственности земельных участков в результате допущенной по вине должностных лиц технической ошибки была установлена кадастровая стоимость без учета особенностей нахождения земельных участков в составе дачного потребительского кооператива «<данные изъяты>

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно указанному Федеральному закону под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статья 24.11 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (статья 24.13 Федерального закона).

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 24.15 Федерального закона).

В силу положений пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, и пункта 18 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508 (действовавшего и применяемого на момент проведения оценки и утверждения результатов оценки), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по их целевому назначению и виду функционального использования (виду разрешенного использования).

Статьей 24.13 Закона об оценочной деятельности, положениями Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, и Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2013 г. № 648, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. При этом при формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

В текстовую часть перечня включаются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и актуальные на дату формирования перечня, обо всех объектах недвижимости, за исключением объектов недвижимости, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня отсутствует хотя бы одно из следующих сведений или сведений о характеристике, в том числе кадастровый номер, категория земель, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок; разрешенное использование, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок (пункт 8 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке).

Из анализа указанных норм следует, что государственной кадастровой оценке подлежат земельные участки, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о категории земельного участка и виде его разрешенного использования. В данном случае земельные участки административных истцов на дату формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, - на 1 января 2013 г. - были учтены в государственном кадастре недвижимости с видом разрешенного использования «для дачного строительства», однако не были включены в перечень.

Как следует из соглашения от 4 мая 2011 г. административные истцы являются членами дачного потребительского кооператива «Зорино Парк», который в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ является с мая 2010 г. юридическим лицом.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. При этом статьей 8

3а-284/2018 (3а-1069/2017;) ~ М-1114/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сверкунов Е.А.
Шереметьева М.Н.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" МО
Министерство имущественных отношений МО
Управление Росреестра по МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Ракунова Л.И.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
25.12.2017Регистрация административного искового заявления
27.12.2017Передача материалов судье
28.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2018Предварительное судебное заседание
14.02.2018Судебное заседание
15.03.2018Судебное заседание
26.03.2018Судебное заседание
02.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.03.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.04.2019Судебное заседание
15.04.2019Судебное заседание
15.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее