РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2018 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Медведевой С.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-284/18 по административному исковому заявлению Шереметьевой Марины Николаевны, Сверкунова Евгения Александровича к Министерству имущественных отношений Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Шереметьева М.Н., Сверкунов Е.А. (далее - административные истцы) обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) уточнили требования и просили обязать Управление Росреестра по Московской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты> площадью 1530 кв.м., <данные изъяты> площадью 1500 кв.м., принадлежащих на праве общей долевой собственности Шереметьевой Марине Николаевне, Сверкунову Евгению Александровичу, расположенных по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области», с учетом Распоряжения № 13-ВР-1412 от 27 августа 2015 года «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области», с учетом Распоряжения № 13ВР-214 от 1 марта 2017 года «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области № 13-ВР-1412 от 27 августа 2015 года «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1079 рублей 01 коп за 1 кв.м., для земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070259:194 в размере 1 650 885 рублей 30 коп., для земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070259:195 в размере 1 618 515 рублей.
Требования мотивировали тем, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат вышеуказанные земельные участки. Согласно выписке из ЕГРН Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №564-РМ от 26.11.2013 года была утверждена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 878 442,90 рубля и для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 802 395 рублей. Однако, Приложение 1 к указанному Распоряжению не содержит результатов государственной кадастровой оценки данных земельных участков по технической ошибке.
В рамках рассмотрения обращения Министерства имущественных отношений Московской области от 31.08.2016 г. и во исполнение пункта 2.5. Методических указаний № 222 от 12 августа 2006 года 19.09.2016 г. ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области был осуществлен пересчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и данные в ЕГРН о кадастровой стоимости изменены с 293805,90 руб. на 3878442,90 руб., для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с 288045 руб. на 3802395 руб. с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений Истринского района Московской области, утвержденного Распоряжением №564-РМ в размере 2534,93 руб./кв.м.
По данным ЕГРН на 16.10.2017 г. кадастровая стоимость большинства земельных участков, находящихся в ДПК «Зорино Парк», 20.03.2017 г. была изменена и внесена в ЕГРН на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 01.03.2017 №13ВР- 214 «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.08.2015 г. №13ВР-1412». При этом сведения о спорных земельных участках в указанных Распоряжениях отсутствуют, в связи с чем не исправлена кадастровая стоимость неверно определенная при государственной кадастровой оценке.
В соответствии с разделом по «Истринскому муниципальному району» электронных таблиц Распоряжения №13ВР-214 удельный показатель кадастровой стоимости по землепользованию для объектов, расположенных в границах неустановленных дачных объединений Истринского муниципального района (<данные изъяты>) относительно местоположения: обл. <данные изъяты> составляет 1079,01руб./кв.м. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должна составлять 1 650 885,3 рублей, а для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 618 515 рублей.
Указанные нарушения влекут за собой не обоснованное возложение на административных истцов обязанности по уплате налога в завышенном размере.
В судебном заседании Шереметьева М.Н., также действующая по доверенности от Сверкунова Е.А., уточненные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области вопрос об удовлетворении требований оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в удовлетворении административного иска просила отказать по основаниям, указанным в письменных пояснениях (л.д. 64-68).
Заслушав объяснения явившихся лиц, дав оценку имеющимся в деле доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса).
В силу положений ст. 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является технической ошибкой в сведениях.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, допущение при определении кадастровой стоимости земельного участка технической ошибки, влекущей необоснованное увеличение такой стоимости, затрагивает права и обязанности собственника земельного участка.
Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, площадью 1530 кв.м., <данные изъяты>, площадью 1500 кв.м., <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
Обращаясь с административным иском административные истцы указали, что в отношении принадлежащих им на праве собственности земельных участков в результате допущенной по вине должностных лиц технической ошибки была установлена кадастровая стоимость без учета особенностей нахождения земельных участков в составе дачного потребительского кооператива «<данные изъяты>
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно указанному Федеральному закону под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона).
Государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статья 24.11 Федерального закона).
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Федерального закона).
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (статья 24.13 Федерального закона).
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 24.15 Федерального закона).
В силу положений пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, и пункта 18 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508 (действовавшего и применяемого на момент проведения оценки и утверждения результатов оценки), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по их целевому назначению и виду функционального использования (виду разрешенного использования).
Статьей 24.13 Закона об оценочной деятельности, положениями Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, и Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2013 г. № 648, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. При этом при формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
В текстовую часть перечня включаются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и актуальные на дату формирования перечня, обо всех объектах недвижимости, за исключением объектов недвижимости, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня отсутствует хотя бы одно из следующих сведений или сведений о характеристике, в том числе кадастровый номер, категория земель, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок; разрешенное использование, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок (пункт 8 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке).
Из анализа указанных норм следует, что государственной кадастровой оценке подлежат земельные участки, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о категории земельного участка и виде его разрешенного использования. В данном случае земельные участки административных истцов на дату формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, - на 1 января 2013 г. - были учтены в государственном кадастре недвижимости с видом разрешенного использования «для дачного строительства», однако не были включены в перечень.
Как следует из соглашения от 4 мая 2011 г. административные истцы являются членами дачного потребительского кооператива «Зорино Парк», который в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ является с мая 2010 г. юридическим лицом.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. При этом статьей 8