Дело № 2а-2903/2018 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кунгур Пермского края 16 октября 2018 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Третьяковой М.В.,
при секретаре Ивановой А.И.,
с участием представителя административного истца Пыжьяновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации города Кунгура Пермского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю Гилязову Эльмару Каримовичу, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Кунгура Пермского края обратилась в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю от 24.08.2018 года Гилязова Э.К. по исполнительному производству №-ИП в размере 50 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 03.05.2018 года Кунгурским городским судом Пермского края вынесено решение о возложении обязанности на администрацию города Кунгура Пермского края предоставить Махмадеровой Екатерине Дмитриевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории муниципального образования «Город Кунгур» Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств, выделенных бюджетом Пермского края, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям города Кунгура, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., жилой площадью не менее 14 кв.м.
07.06.2018 года на основании выданного Кунгурским городским судом Пермского края исполнительного листа от 05.06.2018 № ФС 024341370 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП. 13.10.2017 г. администрацией г. Кунгура судебному приставу-исполнителю предоставлена информация о наличии непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, в силу которых невозможно добровольное исполнение исполнительного документа, и том, что в соответствии с п. 2.6 Порядка предоставления и расходования субвенций, предоставлямых из бюджета пермского края бюджетам муниципальных районов, городских округов пермского края на организацию осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства пермского края от 12.07.2017 № 665-п перечисление субвенций бюджетам муниципальных образований осуществляется Министерством строительства и архитектуры Пермского края в соответствии с графиком перечисления субвенций, являющимся неотъемлемой частью Соглашения и составленным в соответствии со сроками исполнения обязательств в рамках заключенных муниципальных контрактов и плана-графика закупок муниципальных образований на соответствующий год. Также отмечено, что приобретение жилого помещения необходимо соблюдать процедуру, предусмотренную Федеральным законом 04.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данная процедура предусматривает проведение уполномоченным органом от имени муниципального образования «Город Кунгур» электронного аукциона по приобретению жилого помещения.
24.08.2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с которым с администрации города Кунгура Пермского края следует взыскать исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
С данным постановлением представитель административного истца не согласен. Исполнение судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем в 5-днвный срок невозможно в следствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Во исполнение функций, возложенных на администрацию, а также во исполнение решения Кунгурского городского суда пермского края, в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п, Комитетом по градостроительству и ресурсам администрации города Кунгура Пермского края в мае-июне 2018 года объявлено 38 электронных аукционов на приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Кунгур», однако ни по одному электронному аукциону по окончании срока приема заявок не подано ни одной заявки, в связи с чем, аукционы признаны не состоявшимися. В июле 2018 года Комитетом по градостроительству и ресурсам администрации города Кунгура Пермского повторно объявлено 38 электронных аукционов на приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Кунгур», однако ни по одному электронному аукциону по окончании срока приема заявок не подано ни одной заявки, в связи с чем, аукционы признаны не состоявшимися. Информация о проведении электронных аукционов размещена на официальном сайте в Единой информационно системе в сфере закупок. Повторное размещение извещений о проведении аукционов в электронной форме на приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Кунгур» запланировано на сентябрь 2018 года. После завершения процедуры подписания муниципального контракта необходимо проведение мероприятий по приемке в муниципальную собственность жилых помещений, регистрации права собственности муниципального образования «Город Кунгур» приобретенных жилых помещений. Таким образом, исполнение решения суда было невозможно раньше указанного срока. Реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур, к моменту истечения установленного судебным приставом-исполнителем срока, отсутствовала.
Распределение муниципальных бюджетных средств, в связи с проведением закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в т.ч. планирования закупок товаров, работ, услуг; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги от имени муниципального образования и т.д., должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Администрация города Кунгура Пермского края полагает, что при наличии вышеприведенных оснований, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства, принятия всех мер для надлежащего исполнения обязательств, подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора. Полагает, что данные обстоятельства являются основанием для освобождения администрации г.Кунгура от уплаты исполнительского сбора.
Представитель административного истца Пыжьянова К.В.. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик Гилязов Э.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Представитель административного ответчика УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела Управление извещено надлежащим образом, возражений по иску не представило.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив и оценив, представленные доказательства, считает административный иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В силу п.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу, судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
Статьей 401 ГК РФ предусмотрены основания ответственности за нарушение обязательства, согласно которых, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» (далее Закон 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Судом установлено:
Решением Кунгурского городского суда Пермского края № 2-1177/2018 от 03.05.2018 года на администрацию города Кунгура Пермского края была возложена обязанность по предоставлению в границах муниципального образования «Город Кунгур» Махмадёровой Екатерине Дмитриевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств, выделенных бюджетом Пермского края, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям города Кунгура, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., жилой площадью не менее 14 кв.м. (л.д. 10-13).
Данное решение вступило в законную силу 05.06.2018 года.
На основании исполнительного листа, выданного Кунгурским городским судом Пермского края, 07.06.2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю в отношении администрации г. Кунгура вынесено постановление о возбуждении соответствующего исполнительного производства №-ИП, которым должнику установлен пятидневный срок для исполнения решения суда в добровольном порядке (л.д. 14-15).
20.06.2018 года администрацией г. Кунгура в ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю была предоставлена информация о наличии непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, в силу которых невозможно добровольное исполнение исполнительного документа, и том, что при приобретении жилого помещения необходимо соблюдать процедуру, предусмотренную Федеральным законом 04.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данная процедура предусматривает проведение уполномоченным органом от имени муниципального образования «Город Кунгур» электронного аукциона по приобретению жилого помещения.
24.08.2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации г.Кунгура исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.17-18).
Из пояснений представителя административного истца следует, что администрацией предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств.
В обоснование доводов суду представлены копии протоколов рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме на приобретение жилого помещения для формирования специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Кунгур» Пермского края (л.д.19-76).
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда от 03.05.2018 года было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Указанная специфика состоит в том, что администрация г. Кунгура является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе РФ и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Распределение муниципальных бюджетных средств, в связи с проведением закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Реальная возможность исполнения возложенных на Администрацию г.Кунгура обязанностей с использованием установленных законом процедур (аукциона) к моменту истечения указанного срока отсутствовала.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенной в Постановлении от 30.07.2001г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера.
То есть, возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Исполнение указанного решения Кунгурского городского суда Пермского края от 03.05.2018 г., носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательных действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления.
С учетом этого, по мнению суда, срок для добровольного исполнения пять дней, установленный судебным приставом-исполнителем, является явно недостаточным.
В связи с чем, суд считает уважительной причину неисполнения указанного решения суда в установленный пятидневный срок.
Кроме этого, суд учитывает представление должником судебному приставу-исполнителю соответствующей информации и проведение им необходимых мероприятий по исполнению решения суда.
В рассматриваемом случае в действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Принимая во внимание приведенные выше нормы, и учитывая обстоятельства дела, суд на основании указанных доказательств, приходит к выводу об освобождении администрации г.Кунгура от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить администрацию города Кунгура Пермского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю Гилязовым Э.К. от 24.08.2018 по исполнительному производству №-ИП.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) М.В.Третьякова
Копия верна. Судья:
Подлинное решение подшито в дело № 2а-2903/2018. Дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края.