РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2020 года г. Красногорск
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Смышляевой О. В.,
при секретаре Дойничко О.И.,
с участием прокурора Ищенко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1220/20 по административному исковому заявлению Гусева И. Л. к Совету депутатов Ленинского городского округа Московской области о признании незаконным Решения Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области от 15.02.2020 № ? об утверждении Регламента Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Гусев И.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Ленинского городского округа Московской области о признании незаконным Решения Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области от 15.02.2020 № ? об утверждении Регламента Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области.
В обоснование иска указал, что 22 декабря 2019 года он был избран депутатом Совета депутатов Ленинского городского округа первого созыва по одномандатному избирательному округу №17. 15 января 2020 года состоялось первое заседание Совета депутатов Ленинского городского округа. Вопросом №2 повестки дня являлось утверждение Регламента Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области. Решение об утверждении регламента было принято без обсуждения большинством голосов. На просьбу административного истца выступить, депутат Гордеев и Глава Ленинского района Венцаль ответили отказом. Другие депутаты так же были лишены возможности высказаться по проекту решения. В итоге Совет депутатов принял Регламент Совета депутатов, который утвержден решением Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области от 15.02.2020 года № 1/2 об утверждении Регламента.
Административный истец полагал, что принятое Решение Совета депутатов противоречит Конституции России, Европейской хартии местного самоуправления, федеральному закону ФЗ-131 «О общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно представленного проекта регламента депутат Совета депутатов лишен права голоса на заседаниях Совета депутатов. Выступления депутатов в ходе заседания Совета депутатов прямо запрещены. Депутаты, нарушившие этот запрет, подлежат дисциплинарной ответственности.
Исключительной компетенцией Совета депутатов является принятие бюджета городского округа. Представленный проект Регламента исключает возможность депутатов представлять проект бюджета городского округа либо предлагать поправки в бюджет. Согласно пункту 12.4 проект нормативного акта о введении или отмене местных налогов, освобождении от их уплаты, о финансовых обязательствах муниципального образования, а также предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета муниципального образования, вносится в Совет депутатов только по инициативе Главы Ленинского городского округа или при наличии заключения Главы Ленинского городского округа. Проекты бюджета, программ, планов социально-экономического развития вносятся в Совет депутатов Главой округа. Таким образом, бюджет городского округа в момент подачи настоящего административного искового заявления не может быть сформирован и принят Советом депутатов Ленинского городского округа без нарушения принятого регламента.
Согласно пункту 10.3 оспариваемого регламента депутат Совета депутатов не может выносить предложения в повестку дня заседания Совета депутатов. Фактически, это ограничивает депутата выносить на рассмотрения Совета депутатов любые вопросы. Принимая во внимание тот факт, что депутаты избирались по одномандатным округам, права голоса лишены избиратели целого округа, а именно: микрорайона Завидное и ул. Ольховой, дома № 9 и 11. Согласно регламенту для вынесения вопроса на обсуждение Совета депутатов (внесения в повестку дня) необходимо представительство порядка 40 000 избирателей -10 депутатов, что фактически превышает явку на выборах 22 декабря 2019 года.
Административный истец был выдвинут и избран по предложению Российской Объединенной Демократической Партией «Яблоко». Войдя в состав Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области, сформировал фракцию партии РОДП «Яблоко». Лишив права голоса административного истца, лишили право голоса политическую партию, чем был нарушен 95-ФЗ «О политических партиях».
Согласно пункту 10.5 сотрудники Совета депутатов в соответствии с должностными обязанностями проводят правовой анализ поступивших проектов решений и визируют их, формируют материалы заседания и направляют депутатам за 7 дней до проведения заседания Совета депутатов. В аппарате Совета депутатов отсутствует юридическая служба и специалисты с высшим юридическим образованием. На практике документы визирует секретарь председателя Совета депутатов по его распоряжению. Это говорит о том, что любой поступивший в Совет депутатов документ, содержащий предложение о внесении нормотворческой инициативы, может быть не допущен до рассмотрения Советом техническим работником, что является прямым ограничением прав депутата и противоречит закону.
Регламент Совета депутатов Ленинского городского округа не предполагает возможность направления депутатского запроса. Это существенно ограничивает права депутата.
Кроме того, административный истец указывал, что проект принятого за основу и за который проголосовали депутаты оспариваемого решения Совета депутатов не был направлен депутатам и прокурору для ознакомления с ним непосредственно перед заседанием Совета депутатов, при этом проект решения не был представлен ни кем из депутатов непосредственно на самом заседании Совета депутатов.
Предложение о принятии за основу несуществующего проекта решения, в редакции принятого решения Совета депутатов, исходя из протокола заседания Совета депутатов, поступило от неустановленного лица.
На основании изложенного, просил признать незаконным Решение Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области от 15.02.2020 года № 1/2 об утверждении Регламента. Признать незаконными решения Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области принятые после утверждения регламента Совета Депутатов Ленинского городского округа как производные от незаконного решения Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области от 15.02.2020 года № 1/2 об утверждении Регламента.
Определением Московского областного суда от 02 июня 2020 года исковые требования Гусева Ивана Львовича к Совету депутатов Ленинского городского округа Московской области в части признания незаконными решения Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области, принятые после утверждения Регламента Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области от 15.02.2020 № ? оставлены без рассмотрения.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования в полном объеме, полагал, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца, он был принят с нарушением процедуры принятия решения, не соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований. Пояснял, что первое заседание Совета депутатов Ленинского городского округа состоялось 15.01.2020. На нем присутствовало 29 избранных депутатов из 30. Отсутствовал один депутат. Полагал, что права истца не нарушены, в связи с тем, что он присутствовал на заседании и при голосовании выразил свое мнение по проекту решения Совета депутатов путем голосования, кроме того, замечании по принятому решению от истца в адрес Совета депутатов не поступало.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, свидетеля (секретаря заседания Совета депутатов 15.01.2020), исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 22 декабря 2019 года состоялись выборы депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области. Административный истец был избран депутатом Совета депутатов Ленинского городского округа первого созыва по одномандатному избирательному округу № 17. Это подтверждается решением Территориальной избирательной комиссии № 54/1 от 23 декабря 2019 г., опубликованного в газете «Видновские вести» от 27 декабря 2019 года. На официальном сайте Избирательной комиссии Московской области «Вестник ИКМО» http://www.izbirkommo.ru/resheniva/?ELEMENT ID=104954
Решением Совета депутатов Ленинского городского округа от 15.01.2020 № 1/2 утвержден Регламент Совета депутатов Ленинского городского округа» (далее Регламент).
Указанное решение опубликовано в газете «Видновские вести» от 17.01.2020, № 2.
Законом Московской области от 19.07.2019 № 172/2019-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района» (далее – Закон МО № 172/2019-ОЗ), вступившим в силу с 05.08.2019, на территории Ленинского муниципального района образован муниципальное образование Ленинский городской округ путем объединения территории городского поселения Видное Ленинского муниципального района, городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района, сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района, сельского поселения Володарское Ленинского муниципального района, сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района, сельского поселения Развилковское Ленинского муниципального района.
В соответствии со ст. 4 Закона МО № 172/2019-ОЗ представительным органом Ленинского городского округа первого созыва является Совет депутатов Ленинского городского округа, состоящий из 30 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам.
Решением ТИК Ленинского района от 23.12.2019 № 54/1 признаны состоявшимися выборы депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа, прошедшие 22.12.2019.
Административный истец Гусев И.Л. признан избранным депутатом по одномандатному избирательному округу № 17.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Устава муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области Депутаты Совета депутатов в целях регулирования организации своей работы вправе принять регламент Совета депутатов. Регламент считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов. Принятый регламент Совета депутатов подлежит обязательному опубликованию.
Регламент, принятый Советом депутатов, не нуждается в подписании главой района и вступает в силу с момента его опубликования, если иное не установлено самим регламентом.
Поскольку Устав Ленинского городского округа Московской области не принят, в соответствии со ст. 56 Устава муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области в случае изменения законодательства Российской Федерации и (или) Московской области по вопросам местного самоуправления до внесения необходимых изменений и (или) дополнений в настоящий Устав его положения применяются в части, не противоречащей соответствующим законодательным актам.
Согласно п. 4. ст. 5 Закона Московской области от 19.07.2019 N 172/2019-03 "Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района" составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов поселений и Ленинского муниципального района в 2019 году, 2020 году до даты формирования органов местного самоуправления Ленинского городского округа осуществляют органы местного самоуправления поселений и Ленинского муниципального района раздельно по каждому поселению и Ленинскому муниципальному району в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов поселений и Ленинского муниципального района в 2019 году, 2020 году с даты формирования органов местного самоуправления Ленинского городского округа осуществляют органы местного самоуправления Ленинского городского округа раздельно по каждому поселению и Ленинскому муниципальному району в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Возможность представления проекта бюджета депутатом Совета депутатов законодательством не предусмотрена.
Также законодательством не определены случаи направления депутатского запроса и его правовой статус. Положения о депутатском запросе не являются обязательными в Регламенте Совета депутатов.
Вместе с тем, в соответствии с п.22.1. Регламента Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области в связи с осуществлением своих полномочий депутат Совета депутатов имеет право обращаться с письменными (устными) вопросами к должностным лицам и органам местного самоуправления, а также руководителям иных организаций, обращаться с письменными и устными запросами.
Согласно п. 2. Ст. 4 Закона Московской области от 19.07.2019 N 172/2019-03 "Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района" численность Совета депутатов - 30 депутатов. Положения п. 10.3. Регламента не противоречат законодательству, поскольку численность депутатов, которые имеют право вносить вопросы в повестку дня, законодательством не установлена.
Ссылка Истца на отсутствие квалифицированных специалистов не основана на законе.
Решение принято на заседании Совета депутатов большинством голосов. Решение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Московской области от 19.07.2019 N 172/2019-03 «Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района» и не препятствует истцу осуществлять свои права в соответствии с действующим законодательством.
С учетом изложенного, доводы административного иска о незаконности решения совета депутатов не основаны на законе.
Кроме того, ссылка истца на то, только Главой муниципального образования может вноситься проект бюджета несостоятельны.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона МО № 172/2019-ОЗ проект бюджета Ленинского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов составляется, рассматривается и утверждается органами местного самоуправления Ленинского городского округа в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу требований ч. 1 ст. 154 Бюджетного кодекса РФ обеспечение составления проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, отнесены к бюджетным полномочиями исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Согласно п. 3 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
В силу требований п. 1, 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа, а также установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального, городского округа являются вопросами местного значения городского округа.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
С учетом приведенных норм, пункт 12.4 Регламента, в соответствии с которым Проект нормативного правового акта о введении или отмене местных налогов, освобождении от их уплаты, о финансовых обязательствах муниципального образования, а также предусматривающий расходы, покрываемые за счет средств бюджета муниципального образования, вносится в Совет депутатов только по инициативе главы Ленинского городского округа или при наличии заключения главы Ленинского городского округа, а Проекты бюджета, программ, планов социально-экономического развития вносятся в Совет депутатов главой округа, актам, имеющим большую юридическую силу не противоречит, прав административного истца не нарушает.
Доводы административного истца о лишении Регламентом депутатов права голоса на заседаниях Совета депутатов, запрете выступления депутатам на заседаниях Совета депутатов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 15.3 Регламента при голосовании каждый депутат имеет один голос. Согласно п. 23.1 депутат пользуется правом голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом депутатов, комиссиями и рабочими группами, членом которых он является.
Согласно п. 21.1 Регламента деятельность депутата в Совете депутатов осуществляется в формах участия в заседаниях Совета депутатов; участия в работе комиссий и рабочих групп Совета депутатов; исполнения поручений Совета депутатов, его комиссий и рабочих групп; приема населения; работы с обращениями.
В соответствии с п. 21.2 Регламента депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, допускаемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, Уставом муниципального образования.
Доводы административного истца о нарушении процедуры подготовки проекта решения Совета депутатов об утверждении Регламента, установленной ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ, являются необоснованными, поскольку данной нормой регламентируется процедура принятия Устава, а также внесения изменений в Устав муниципального образования.
Доводы административного истца об отсутствии кворума при принятии оспариваемого решения опровергаются представленным протоколом заседания Совета депутатов, на котором присутствовали 29 депутатов, в том числе административный истец.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Иных доводов, свидетельствующих о наличии оснований для признания недействующим решения Совета депутатов от 15.01.2020 № 1/2 «Об утверждении Регламента Совета депутатов Ленинского городского округа» не содержит.
С учетом изложенного, административное исковое заявление в части признания недействующим решения Совета депутатов от 15.01.2020 № 1/2 «Об утверждении Регламента Совета депутатов Ленинского городского округа» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Гусева И. Л. к Совету депутатов Ленинского городского округа Московской области о признании незаконным Решения Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области от 15.02.2020 № ? об утверждении Регламента Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья О.В. Смышляева