Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-31/2021 (3а-413/2020; 3а-1380/2019;) ~ М-1268/2019 от 23.10.2019

3a-31/2021

                                50OS0000-01-2019-001332-67

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    26 апреля 2021 года     гор. Красногорск

Московская область Московский областной суд

в составе председательствующего судьи Першиной С.В.

с участием прокурора Виноградовой Т.С.

при секретаре Гриценко О.Н.

рассмотрев в судебном заседании административное дело № За- 31/2021 по административному иску ООО «Альтаир» к Совету депутатов городского округа Щелково Московской области о признании недействующим решения Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области № <данные изъяты> «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области» в части отнесения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>

установил:

    Решением Совета депутатов Щёлковского муниципального района Московской области № <данные изъяты> утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Монино Щёлковского муниципального района Московской области.

    Указанное решение Совета депутатов Щёлковского муниципального района Московской области было размещено на официальном сайте администрации Щелковского муниципального района.

    ООО «Альтаир» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании не действующими решения Совета депутатов Щёлковского муниципального района Московской области № <данные изъяты> «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Монино Щёлковского муниципального района Московской области» в части отнесения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>.

    В обоснование заявленных требований указал, что является собственником здания магазина площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <данные изъяты> свидетельство о государственной регистрации права от <данные изъяты>. Указанное здание было возведено <данные изъяты> в период с <данные изъяты> и принято в эксплуатацию согласно Акту приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от <данные изъяты>. Постановлением Главы пос. Монино № <данные изъяты> зданию присвоен почтовый адрес: <данные изъяты> в <данные изъяты> году здание было передано <данные изъяты> как единственным участником ООО «Альтаир» в качестве взноса в уставный капитал Общества.

    В марте 2019 года ООО «Альтаир» обратилось в администрацию г.о. Щёлково с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., на котором расположено здание. Государственная собственность на земельный участок не разграничена. На свое обращение административный истец получил отказ со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах- Т (зона транспортной инфраструктуры) и О-1 (многофункциональная общественно-деловая зона), что противоречит действующему законодательству, лишает административного истца в полной мере осуществлять свои права как собственника строения и оформлению права аренды на земельный участок, расположенный под строением. Разработка схемы расположения испрашиваемого земельного участка в иной конфигурации не представляется возможным, поскольку граница территориальных зон была установлена в ПЗЗ таким образом, что она пересекает здание перпендикулярно, практически пополам.

    Административный ответчик- Совет депутатов городского округа Щёлково Московской области представил письменные возражения на указанное административное исковое заявление, в которых указал, что оспариваемое в части решение принято Советом депутатов в рамках его компетенции, с соблюдением действующего законодательства, оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующего федеральному законодательству, не нарушают прав и законных интересов административного истца, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

    По обстоятельствам дела также указал, что в соответствии с п.4 ч.1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. В силу п.3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

    Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (ст.ст. 69,40 Земельного кодекса РФ).

    В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет (ч. 7 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015г. № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

    Часть 4 статьи 30 ГрК РФ распространяется на образованные и состоящие на кадастровом учете земельные участки, которые могут быть учтены при подготовке и утверждении правил землепользования и застройки.

    Необходимо учесть, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта Совет депутатов Щёлковского муниципального района не имел возможности учесть месторасположение испрашиваемого земельного участка, поскольку он не был образован (границы не установлены, на кадастровом учете не состоит), что указывает на правомерность применения в данном случае п.7 ст. 11.9 Земельного кодкса РФ и отсутствие нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав административного истца.

    От заинтересованного лица Комитета лесного хозяйства Московской области поступил письменный отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что в связи с тем, что земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты> не сформирован и его границы не определены, отнесение его к определенной территориальной зоне невозможно.

    От представителя заинтересованного лица администрации городского округа Щёлково Московской области также поступили письменные возражения на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель административного истца Новак Д.Л. по доверенности поддержал административный иск с учетом уточнений; просил признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части с момента принятия, учитывая, что испрашиваемый земельный участок находится в законном пользовании административного истца с <данные изъяты> года; в отношении неопределенного круга лиц нормативный правовой акт в оспариваемой части не применялся. Дополнил также, что представленная Комитетом по архитектуре выкопировка из Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от <данные изъяты> подтверждает необоснованное отнесение испрашиваемого земельного участка к зоне Т- зона транспортной инфраструктуры, находящегося далеко за пределами проектируемой транспортной развязки автомобильной дороги.

Представитель административного ответчика Совета депутатов городского округа Щёлково Лычагин А.Н., он же представляющий по доверенности интересы заинтересованного лица администрации, иск административного истца не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области Чернова М.Н. по доверенности также просила отказать в удовлетворении исковых требований административного истца.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Виноградовой Т.С., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу.

    Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа, по которым органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.

    В силу части 1 статьи 24, части 1 статьи 32, части 1 статьи 33 ГрК РФ генеральный план, правила землепользования и застройки городского округа, в том числе внесение в них изменений утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.

    Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).

    Решением Совета депутатов Щёлковского муниципального района Московской области № <данные изъяты> утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Монино Щёлковского муниципального района Московской области.

    Указанное решение Совета депутатов Щёлковского муниципального района Московской области было размещено на официальном сайте администрации Щелковского муниципального района http://shhyoikovo.ru//, что соответствует п.8 ст. 34 Устава Щелковского муниципального района Московской области (принят решением Совета депутатов Щёлковского муниципального района Московской области от 11.07.2006г. № 133/21) (редакция от 31.10.2017г.), допускающей официальное опубликование муниципальный правовых актов Щелковского муниципального района на официальном интернет-сайте администрации Щелковского муниципального района.

    В соответствии со ст. 23 Устава Щелковского муниципального района Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления Щелковского муниципального района и состоит из 24 депутатов.

    В силу п.7 ст. 34 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

    Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в бюллетене "Информационный вестник Совета депутатов и администрации Щелковского муниципального района" или в общественно-политической газете Щелковского района "Время". Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления Щелковского муниципального района вправе также использовать сетевое издание (п.8).

    Представителем административного ответчика представлены доказательства соблюдения процедуры проведения публичных слушаний, из которых следует, что публичные слушания были проведены в соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса РФ.

С учетом установленных обстоятельств, оспариваемый в части нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Совета депутатов Щёлковского муниципального района Московской области, опубликованы, надлежащим образом доведены до всеобщего сведения и вступили в законную силу в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Щелковского муниципального района и не оспаривается административным истцом по порядку его принятия и вступления в действие.

28.12.2018г. принят Закон Московской области № 258/2018-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Щелковского муниципального района", в соответствии со ст. 1 которого объединены территории городского поселения Загорянский, городского поселения Монино, городского поселения Фряново, городского поселения Щелково, сельского поселения Гребневское, сельского поселения Медвежье-Озерское, сельского поселения Огудневское, сельского поселения Трубинское (далее - поселения) без изменения границ территории Щелковского муниципального района. В результате объединения поселений прекращены полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Поселения утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона. В состав территории Щелковского муниципального района входят территории города, дачного поселка, рабочих поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Щелковского муниципального района, наделено статусом городского округа.

Решением Совета депутатов Щёлковского муниципального района Московской области № 918/85 от 19.03.2019г. Совет депутатов Щёлковского муниципального района Московской области переименован в Совет депутатов городского округа Щёлково Московской области.

    В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Альтаир» является собственником здания магазина площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <данные изъяты> свидетельство о государственной регистрации права от <данные изъяты> Указанное здание было возведено <данные изъяты> в период <данные изъяты> и принято в эксплуатацию согласно Акту приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от <данные изъяты> Постановлением Главы пос. Монино <данные изъяты> зданию присвоен почтовый адрес: <данные изъяты> в <данные изъяты> году здание было передано <данные изъяты> как единственным участником ООО «Альтаир» в качестве взноса в уставный капитал Общества.

В марте 2019 года ООО «Альтаир» обратилось в администрацию г.о. Щёлково с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., на котором расположено здание; государственная собственность на земельный участок не разграничена. На свое обращение административный истец получил отказ.

    В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Монино Щёлковского муниципального района Московской области от 26.12.2017г. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> отнесен к двум территориальным зонам: Т-зона транспортной инфраструктуры и О-1 –многофункциональная общественно-деловая зона.

    Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

    Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).

    Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

    Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

    В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

    Как ранее указывалось, административный истец с <данные изъяты> года является собственником здания магазина площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <данные изъяты> свидетельство о государственной регистрации права от <данные изъяты>.

    Права владения земельным участком, находящимся под указанным нежилым зданием, административным истцом не оформлены; испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет.

    Вместе с тем, согласно п.1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

    Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (часть 3).

    Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что ООО «Альтаир», являющийся собственником нежилого здания площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <данные изъяты> является законным пользователем соответствующей части земельного участка, занятой этим зданием и необходимой для его использования.

    Факт отнесения Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Монино Щёлковского муниципального района Московской области от 26.12.2017г. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> к двум территориальным зонам: Т-зона транспортной инфраструктуры и О-1 –многофункциональная общественно-деловая зона не оспаривалось административным ответчиком.

    Разрешая спор, суд руководствуется приведенными нормами градостроительного и земельного законодательства и исходит из того, что нахождение испрашиваемого административным истцом земельного участка в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность его правового режима.

    Так, территориальная зона <данные изъяты> установлена для обеспечения условий размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства. Тогда как зона транспортной инфраструктуры «Т» установлена для размещения объектов транспортной инфраструктуры, в том числе различного рода путей сообщения и сооружений, используемых для перевозки людей или грузов либо передачи веществ, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

    Поскольку территориальное зонирование испрашиваемого административным истцом земельного участка, занятого зданием и необходимого для его использования не отвечает требованиям принадлежности только к одной территориальной зоне, суд приходит к выводу о несоответствии в этой части территориального зонирования части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

    Иное означало бы снижение уровня правовых гарантий прав и законных интересов административного истца, как собственника строения и пользователя соответствующей части земельного участка, занятой этим зданием и необходимой для его использования.

    Между тем, в силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

    В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

    Устанавливая дату, с которой оспариваемое в указанной части решение Совета депутатов должно быть признано недействующим, суд полагает, что оно подлежит признанию не действующим со дня его принятия, поскольку определение иной даты, связанной со вступлением настоящего решения в законную силу при отсутствии сведений о применении оспариваемого нормативного правового акта в отношении неопределенного круга лиц, не будет отвечать задаче административного судопроизводства – защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на Совет депутатов городского округа Щёлково Московской области подлежит возложению обязанность опубликовать решение суда или сообщение о его принятие в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании.

    Руководствуясь ст. ст. 177,178,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление ООО «Альтаир» удовлетворить.

    Признать недействующими со дня принятия решение Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области № 666/68-169-НПА от 26.12.2017г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области» в части отнесения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> к двум территориальным зонам: <данные изъяты>

    Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальной печатном издании Совета депутатов городского округа Щёлково Московской области.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                 С.В. Першина

                Мотивированное решение изготовлено 4.05.2021г.

3а-31/2021 (3а-413/2020; 3а-1380/2019;) ~ М-1268/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Альтаир"
Ответчики
Совет депутатов городского поселения Щелково
Администрация городского округа Щелково
Суд
Московский областной суд
Судья
Першина С.В.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
23.10.2019Регистрация административного искового заявления
24.10.2019Передача материалов судье
25.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.11.2019Предварительное судебное заседание
10.12.2019Предварительное судебное заседание
23.01.2020Предварительное судебное заседание
01.06.2020Производство по делу возобновлено
01.06.2020Рассмотрение дела начато с начала
23.06.2020Предварительное судебное заседание
13.11.2020Производство по делу возобновлено
16.11.2020Предварительное судебное заседание
03.12.2020Предварительное судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
20.04.2021Производство по делу возобновлено
21.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
04.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее