Дело № 2а-2738/2023
73RS0001-01-2023-002457-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Анциферовой Н.Л.,
при помощнике Чернохаевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шмакова Владимира Александровича к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, отказа в предоставлении услуги «Выдача разрешения на использование земельных участков и размещение объектов», возложении обязанности выдать разрешение на строительство, разрешение на использование земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Шмаков В.А. обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительства, отказа в предоставлении услуги «Выдача разрешения на использование земельных участков и размещение объектов», возложении обязанности выдать разрешение на строительство, разрешение на использование земельного участка.
В обоснование административного иска указал, что он является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 904 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов.
15.02.2022 ему выдан градостроительный план земельного участка № РФ№-0108, согласно которому, в частности: земельный участок в целом (за исключением его части) расположен в территориальной зоне Ц3 – зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения. Установлен градостроительный регламент (раздел №); одним из основных видов размешенного использования земельного участка является размещение объектов дорожного сервиса (раздел 2.2); земельный участок расположен на территории элементов планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы), в границах зон размещения объектов капитального строительства, территория общего пользования за линиями, обозначающими улицы, дороги, проезды, бульвары, территории линейных объектов (раздел 8).
После этого административный истец неоднократно обращался в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска с заявлениями о выдаче разрешения на строительство объекта дорожного сервиса (автомобильной мойки). По результатам рассмотрения его обращений Управление в выдаче разрешения отказывало. При этом в качестве одной из причин для отказа указывало: в графических материалах проектной документации пожарный проезд к проектируемому объекту дорожного сервиса … показан за границами земельного участка … Правоустанавливающие документы на прилегающий земельный участок для размещения проезда и подъездов не представлены. Речь здесь идет о подъезде к проектируемому объекту с территории общего пользования вдоль проспекта <данные изъяты>
Это стало единственным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №, принятого по последнему из поданных административным истцом заявлений.
Кроме того, для устранения этой причины предыдущих отказов он предварительно обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута.
Решением Минимущества Ульяновской области № РЗУ-№-4 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления.
Принятые решения: отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № и решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № №-4 от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными и нарушают права и законные интересы истца. Они безосновательно препятствуют в реализации административным истцом своего права на застройку земельного участка. Управление требует правоустанавливающий документ на землю общего пользования, а Минимущество Ульяновской области не дает разрешения на ее использование (для организации подъезда к участку). И то и другое противоречит самой сущности такой территории.
К заявлению был приложен полный комплект установленной ч. 7 ст. 51 ГрК РФ документов. Согласно проектной документации планируемый к строительству объект (как и любая его часть) полностью расположена в границах земельного участка истца, что соответствует ч. 1 ст. 48 ГрК РФ: архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации … применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся … в границах принадлежащего застройщику … земельного участка. Подъезд к объекту организован с территории общего пользования вдоль проспекта <данные изъяты>.
Между тем в отказе Управление, с одной стороны, безосновательно и немотивированно ссылается на несоответствие проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства (каким именно – не указывает). С другой стороны, Управление фактически требует дополнительный документ, не предусмотренный градостроительным законодательством. При таких обстоятельствах отказ нельзя признать законным.
Относимость испрашиваемой к использованию территории к землям общего пользования таким основанием не является. Организация подъезда к своему земельному участку, вопреки позиции Минимущества Ульяновской области, не приведет к невозможности использования земель в соответствии с их разрешенным использованием. Как до организации подъезда, так и после этого территорией сможет беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, что полностью соответствует ее смыслу. При таких обстоятельствах отказ нельзя признать незаконным.
Просит признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ обязать выдать разрешение на строительство в соответствии с его заявлением в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения; признать незаконным решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № №-4 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении услуги «Выдача разрешения на использование земельных участков и размещение объектов», обязать выдать разрешение на использование земельного участка в соответствии с его заявление в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения в законную силу.
Административный истец Шмаков В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного истца Юрзин П.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Пояснил, что согласно ст.51 ГрК РФ предусмотрено две причины отказа в выдаче разрешения на строительство. В отказе административного ответчика не указано каким конкретно требованиям не соответствует поданное заявление. Административный ответчик говорит о том, что проектный документ не соответствует требованиям, потом говорят, что не представлены документы. Совершенно два разных основания указывается. Любая техника подъезжает с территории общего пользования. Объект находится в границах земельного участка с максимальным процентом застройки. Границы застройки определены исходя из площади и габаритов здания. Не предполагается какое-либо физическое изменение, ограждений никаких не будет. Автомобильная мойка расположена строго в границах участка. Доступ к земельному участку возможен одним способом с территории общего пользования по <данные изъяты> путем использования уже существующего примыкания имеющего асфальта-бетонного покрытия. Имеется эскизный проект облика проекта, который согласован с Управлением. В утвержденном проекте облика, на плане видно, что часть территории примыкания к <данные изъяты> уже существовала, Управление ссылается на ч.1 ст.48 ГрК РФ. Часть 7 ст.51 ГрК РФ предусматривает исчерпывающий перечень документов. Нет такого документа как правоустанавливающий документ общего пользования. В проектной документации показано, что техника будет подъезжать по данному проезду, но непонятно каким образом будут нарушаться права третьих лиц. Постановление Правительства РФ №1300 от 03.12.2014 устанавливает перечень объектов, на которые предоставляется разрешение в отношении земельного участка государственной и муниципальной собственности, прямо предусмотрено размещение проездов, в том числе пожарных. Проезд уже существует и соответствует противопожарным правилам. Ширина соответствует. Проезд располагается во всю ширину земельного участка. Административным истцом предпринимались все необходимые меры для законного размещения объекта, была утверждена санитарная зона, согласован облик градостроительного объекта. Отказы административных ответчиков являются незаконными и препятствуют в реализации права административного истца.
Представитель административного истца Селезнев А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал. Пояснил, что проект предусматривает организацию на участке пожарного проезда и въезда на территорию автомобильной мойки. Проезд уже существует. Все парковочные места расположены внутри участков. Административному истцу отказали не в том, что нарушена форма обращения, а что нарушаются права третьих лиц. В оспариваемом решении об отказе в предоставлении разрешения указано основание отказа, если размещение Объектов приведёт к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешённым использованием, уполномоченный орган принимает решение об отказе в использовании земель. Предоставление участка для размещения проездов, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, не может привести к невозможности использования земельного участка разрешенным использованием, которого является проезды, в том числе вдольтрассовые и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство. Тем более размещать проезд не нужно, он уже существует и был построен при реконструкции проспекта <данные изъяты>. Согласно ст. 90 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» позволяет совмещать функциональный проезд с пожарным, а п.8.1.5. СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» позволяет использовать тротуары в качестве пожарного проезда. Таким образом, УАиГ потребовало от Шмакова В.А. представить документ, подтверждающий право использования проезда для пожарных автомобилей, выйдя за пределы своих полномочий и нарушив требования земельного законодательства в части возможности использования земель общего пользования. Шмаков А.В., в свою очередь, в пятый раз начал исправлять незаконное замечание и обратился с соответствующим заявлением в Минимущество с просьбой предоставить право на размещение уже существующего объекта. Минимущество, вместо того чтобы указать на отсутствие необходимости размещать то, что уже есть, отказало в связи с невозможностью размещения проезда на землях общего пользования, что прямо противоречит нормам ЗК РФ, Постановлению Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ и законодательству в области пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, заинтересованного лица администрации г.Ульяновска Бодунова Т.В. с исковыми требования не согласилась. Считает их незаконными. Пояснила, что от Шмакова В.А. неоднократно поступали заявления о выдаче разрешения на строительство объекта. Были направлены отказы в выдаче разрешения. Отказы в установленном порядке не были обжалованы. Замечания, указанные в отказе, были устранены, кроме одного. Шмакову В.А. не помешало осуществить строительство. Фактически объект возведен без разрешения. Изучив проектную документацию, было установлено, что проезд запроектирован за пределами участка. В проектной документации указан кадастровый номер участка. Проектирование осуществлялось на основании градостроительного плана, который был выдан на земельный участок. Проектная документация предусматривает не только размещение самого объекта, а также размещение парковочных мест, детских площадок, озеленение, т.е. все элементы благоустройства. Проезд должен был запроектирован в границах участка. Если проектная организация предусмотрела проезд за пределами участка, значит предусматривается, что будут представлены правоустанавливающие документы на данную территорию. Все проектирование должно быть осуществлено в границах земельного участка, принадлежащего застройщику. Было два основания для отказа в выдаче разрешения на строительство на основании ст.51 ГрК РФ. Граница земельного участка идет по красной линии. Территория общего пользования не предназначена для проектирования. Управление согласовало архитектурный облик, но это означает, что согласовываются фасады, цветовые решения. Разные процедуры. Статья 51 ГрК РФ требует именно правоустанавливающие документы. Оснований для признания отказа незаконным не имеется.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Борисова А.О. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что в марте 2023 года в Министерство обратился административный истец, просил выдать разрешение на использование земельного участка в кадастровом квартале №, местоположение: <адрес> цель использования: проезды, в том числе вдоль трассовые и подъездные дороги с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, схемы планировочной организации земельного участка сроком на 6 месяцев. Письмом от 22.03.2023 Министерство отказало административному истцу в предоставлении услуги. Испрашиваемые земли налагаются на тротуар, проходящий вдоль дороги. Из градостроительного плана усматривается, что координаты выходят за красную линию. Согласно ст.12, ст.85 ЗК РФ недопустимо предоставление земель находящихся в местах общего пользования. В случае использования испрашиваемой земли, будет осуществляться проезд неизвестно куда. К автодороге проезда нет. Министерство полагает, что имеется нарушение прав неопределенного круга лиц и возможно причинение вреда, как жизни, так и здоровью человека. На участке проходит озелененная часть, произрастает растительности. Если обратиться к схеме планировочной организации, то усматривается, что испрашиваемый земельный участок граничит с парковкой. Полагает, что административный истец планирует размещение на испрашиваемой земле парковки.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что Шмаков В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 904 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Шмаков В.А. обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта дорожного сервиса (автомобильной мойки), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска рассмотрев заявление Шмакова В.А., отказало в выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Представленная проектная документация «Объект дорожного сервиса (автомобильная мойка)» не соответствует требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №РФ№-0108, а именно: в графических материалах проектной документации пожарный проезд к проектируемому объекту дорожного сервиса (автомобильная мойка), показан за границами земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся в границах принадлежащего застройщику земельного участка. В случае организации проезда за границами земельного участка необходимо предоставить правоустанавливающие документы на прилегающий земельный участок для размещения проезда и подъездов.
На данный момент правоустанавливающие документы на прилегающий земельный участок для размещения проезда и подъездов не представлены.
Рассмотрение повторного заявления о выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта в соответствии с действующим законодательством возможно при предоставлении необходимых документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Шмаков В.А. обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры по Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута в отношении земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, <адрес>, цель использования: проезды, в том числе вдольтрассовые и подъездные дороги, сроком на 6 мес. с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, схемы планировочной организации земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № РЗУ-№-4 Министерство отказало административному истцу в предоставлении услуги «Выдача разрешения на использование земельных участков и размещение объектов». Исходя из схемы, приложенной к заявлению и сведений публичной кадастровой карты, в границы территории, предполагаемой к использованию, входят земли общего пользования. Выдача разрешения на использование земель одному лицу приведет к нарушению прав третьих лиц на использование земель общего пользования.
В соответствии с п.п. 3 п. 13 Порядка и условий, в случае, если размещение Объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с разрешенным использованием, уполномоченный орган принимает решение об отказе в использовании земель.
Процедура выдачи разрешения на строительство регламентирована ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Частью 7 указанной статьи предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;
10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
В соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно градостроительному плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № РФ№-0108 земельный участок площадью 904,0 кв.м с кадастровым номером №: <адрес>, расположен в территориальной зоне Ц3 – зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения. Установлен градостроительный регламент. На часть земельного участка действие градостроительного регламента не распространяется.
Согласно разделу 2.3 градостроительного плана в соответствии с Генеральным планом <адрес>, утвержденным Решением Ульяновской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок расположен на территории общественных центров сопутствующих с жилой застройкой и на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций.
Минимальный отступы от границ красных линий – 3 метра.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на часть земельного участка действие градостроительного регламента не распространяется.
Согласно карте градостроительного зонирования, ст.13 Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» с изменениями, часть земельного участка расположена на территории инженерно-транспортной инфраструктуры.
Согласно проекту планировки территории центральной части <адрес>, утвержденному постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок расположен на территории элементов планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы) и в границах зон размещения объектов капительного строительства (границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства), а также часть земельного участка расположена на территории общего пользования за линиями, обозначающими улицы, дороги, проезды, площади, бульвары, территории линейных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
В силу ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их стройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о левом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Как указывает Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, согласно общедоступным сведениям «Публичная кадастровая карта» спорные земли, находятся на территории земель общего пользования, в непосредственной близи от дорог на тротуаре.
Из проектной документации, представленной Шмаковым В.А., раздел 2 «Схема планировочной земельного участка», транспортное обеспечение осуществляется от улицы городского значения (<адрес>).
Проезд к территории существующий шириной 3,5 м с твердым покрытием и обеспечивает: подъезд служебного транспорта; доступ пожарной техники для тушения возможного пожара и проведения спасательных работ в условиях чрезвычайной ситуации; подъезд личного автотранспорта.
Радиусы закругления проезжей части существующие приняты 6,0 м.
Согласно информационному письму к проектной документации ООО «Центр-Проект» проезд, в том числе пожарный, на проектируемый «Объект дорожного сервиса» (автомобильная мойка) по адресу: <адрес>, кадастровый номер з/у №, запроектирован с учетом использования уже существующего проезда, расположенного на землях общего пользования.
Из возражений Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области следует, что исходя из схемы планировочной организации земельного участка, имеются основания полагать, что на спорном земельном участке площадью 275 кв.м планируется размещение парковки, так как согласно сведениям Публичной кадастровой карты в границах принадлежащего административному истцу в не усматривается наличие парковочных мест в соответствии с установленными нормами девствующего законодательства, а также выезд (въезд) проезд с автодороги до спорных земель.
В рассматриваемом случае, административный истец просит выдать разрешение на размещение проезда, в том числе вдольтрасовые, и подъездные дороги на территории являющейся местом общего пользования – тротуар, которым пользуется неограниченный кругу лиц.
Постановлением правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с п.п. 3 п. 13 Порядка и условий, в случае, если размещение Объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с разрешенным использованием, уполномоченный орган принимает решение об отказе в использовании земель. А также в случае, если выдача разрешения приведет к использованию земель или земельных участков в нарушение установленных федеральным законодательством ограничений по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.) (пп. 5 п. 13).
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п. п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии с п. 12 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300, к таким объектам относятся проезды, в том числе, вдоль трассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
В соответствии с п. 15 ст. 4 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО (ред. от 08.12.2022) «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» Правительство Ульяновской области в сфере земельных отношений, в том числе, устанавливает порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Исходя из совокупного толкования статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и изданного в соответствии с ними названного Постановления, подъездные дороги, указанные в пункте 12 данного Перечня, могут размещаться без предоставления земельных участков только в случаях, когда возведение таких дорог не требует получения разрешения на строительство.
Согласно пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (подпункт 3), а также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (подпункт 5).
Проезды, в том числе вдольтрассовые и подъездные дороги, являются линейными объектами, регламентируются градостроительными и противопожарными нормами по ширине, длине и другими параметрами, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Согласно проектной документации площадь земельного участка в отведенных границах составляет 904 кв.м, площадь застройки – 556 кв.м, площадь покрытия – 280,5 кв.м, площадь озеленения – 67,5 кв.м, площадь доп. благоустройства – 557 кв., суд приходит к выводу, что проектная документация предполагает осуществление подъезда на территорию планируемого к строительству объекта с использованием не принадлежащего административному истцу земельного участка, то есть размещение проезда к объету спроектировано за границами земельного участка, принадлежащего Шмакову В.А., следовательно, проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка в части площади застройки земельного участка.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
По настоящему делу условия, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленного административного иска, отсутствуют, отказ в выдаче Шмакову В.А. разрешения на строительство, а также решение об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, основаны на правильном применении приведенных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и процессуальных
Исходя из приведенных выше правовых норм, учитывая изложенные обстоятельства, установленные на основании совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Шмакова Владимира Александровича к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности выдать разрешение на строительство, признании незаконным решения об отказе в предоставлении услуги «Выдача разрешения на использование земельного участка № РЗУ-20№-4 от 22.03.2023, возложении обязанности выдать разрешение на использование земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л. Анциферова
Мотивированное решение изготовлено 16.06.2023.