Решение по делу № 2-1481/2014 ~ М-1330/2014 от 28.03.2014

Дело № 2- 1481/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25.04.2014 год г. Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимовой Е.О., при секретаре Выходцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крыловой Елены Михайловны и Крылова Вячеслава Викторовича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании права на получение ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 01.01.2005г., взыскании задолженности по выплатам с учетом индексации,

Установил:

ФИО5, Крылова Е.М. и Крылов В.В., ФИО6 обратились в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, взыскании задолженности по выплатам ЕДВ с учетом индексации. Определением суда от 28.03.2014 г. гражданское дело по иску Крыловой Е.М. и Крылова В.В. выделено в отдельное производство.

Требования Крыловой Е.В. и Крылова В.В. мотивированы тем, что они является вдовой членами семьи (родителями) военнослужащего Крылова Александра Вячеславовича, 07.04.1969 года рождения, погибшего 04.06.1988 г. в Республике Афганистан при исполнении обязанностей военной службы. Согласно ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.

Таким образом, родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005 г. возникло и было реализовано право на льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны. В связи с принятием 22.08.2004 г. Федерального закона № 122-ФЗ часть льгот была заменена ежемесячной денежной выплатой, которая ответчиком им была назначена в размере 150 рублей, а не в размере 1050 рублей, как ветеранам Великой Отечественной войны. На обращения истцов в ГУ - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова о перерасчете причитающейся денежной суммы, ответчик ответил отказом. Считают данный отказ незаконным, нарушающим их права. Просят признать за ними право на получение ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 01.01.2005 г.; взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов сумму недополученной ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) за период с 01.01.2005 г. по 03.04.2007 г.- по 49 314 руб. 00 коп.

В соответствии со ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

В силу ч. 1, 3, 6 ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В судебное заседание истцы, их представитель, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (лично, под роспись) не явились, от них поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела (от истцов - из-за невозможности явки в судебное заседание представителя, от представителя Мукасеевой А.А. – из-за большой загруженности и занятости в другом процессе).

В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Разрешая в соответствии со ст. 166 ГПК РФ ходатайство истцов и их представителя, суд не находит оснований для его удовлетворения, а причины неявки истцов и их представителя признает неуважительными. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя ответчика, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся истцов и их представителя.

Представитель ответчика Лежнева Е.В., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования не признала, не оспаривая права истцов на получение поименованных в иске выплат, вместе с тем пояснила, что право на их получение возникло у истцов с апреля 2007 года, когда оно было подтверждено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 г. № 331-О-Н. Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истцами срока исковой давности, поскольку в марте 2008 года Крыловой Е.М., Крылову В.В. на основании Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 г. № 331-О-П, Письма Пенсионного фонда РФ от 28.01.2008 № КА-28-25/718 «О порядке применения определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 № 331-О-П» была произведена доплата ЕДВ исходя из размере, предусмотренного для участников Великой Отечественной войны, за период с 04.04.2007 г. по 29.02.2008 г. Таким образом, с марта 2008 года истцы знали о предполагаемом нарушении их права, с марта 2008 года на момент предъявления исковых требований в суд прошел срок, превышающий 3 года, в связи с чем срок исковой давности по заявленным исковым требованиям истцами пропущен, что является самостоятельным основанием к отказу в иске.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, поскольку не оспаривается сторонами и подтверждается материалами рассматриваемого и пенсионных дел, что истцы являются членами семьи (родителями) военнослужащего Крылова В.В., погибшего при исполнении обязанностей военной службы, с 04.06.1988 года.

В соответствии со ст. 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населений» на родителей и жен погибших военнослужащих распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В связи с принятием Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» вышеназванный закон СССР фактически утратил силу на территории РФ.

Принятый 12.01.1995 г. Федеральный закон «О ветеранах» в ст. 15 определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны, а в ст. 21 – меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

Пунктом 3 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г., предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 199-ФЗ от 29.12.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») Федеральный закон «О ветеранах» был дополнен статьей 23.1 и на период с 1 января по 31 декабря 2005 года определены размеры ежемесячной денежной выплаты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей.Система социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ст. 44), размер которой в соответствии с пп.2 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона 22.08.2004 г. № 122-ФЗ по состоянию на 01.01.2005 г.) определен для участников Великой Отечественной войны с 01.01.2005 г. 1500 руб., для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий – 600 руб., из которых 450 руб. составляет государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг.

В Определении Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2007 года № 331-О-П по жалобе гражданки Уваровой В.Н. на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах», пунктом 19 статьи 44 и пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была выражена конституционно-правовая позиция о том, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 г. в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.

В соответствие с конституционно-правовым смыслом законоположений, выявленным в указанном Определении Конституционного Суда РФ, территориальным органом УПФР, 30.01.2008 г. истцам была установлена ежемесячная денежная выплата в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны с 04.04.2007 г., то есть с момента вступления в силу вышеназванного Определения Конституционного Суда РФ, что не оспаривается истцами.

Довод искового заявления о том, что размер ЕДВ как для участников Великой Отечественной войны необходимо устанавливать с 1 января 2005 года не может быть принят во внимание по следующим основаниям. Согласно статье 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде в Российской Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12). Следовательно, если в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Общим порядком вступления в силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, вытекающим из частей первой и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», является утрата силы акта или его отдельных положений, признанных неконституционными, момент провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Правовые последствия постановлений Конституционного Суда Российской Федерации изложены в ряде определений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, в Определении от 05 февраля 2004 г. № 78-О «По ходатайству Высшего Арбитражного Суда РФ об официальном разъяснении определения Конституционного Суда РФ от 14.01.1999 г. по жалобе гражданки И.В.Петровой на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 100 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», где указано, что юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.

Аналогичные правовые последствия Конституционного суда Российской Федерации содержатся и в ряде других определений Конституционного суда Российской Федерации: № 211-О от 27.05.2004 г. «По жалобе гражданки Севостьяновой А.И. на нарушение ее конституционных прав пуктом 6 статьи 311 АПК РФ», от 09.06.2005 г. № 220-О «По ходатайству Калининградского областного суда об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда РФ; от 14.12.2004 г. № 429-О по запросу Калининградской областной Думы и жалобам граждан Р.А.Степанова и В.Е.Тюльпина на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 13 приложения 3 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год», пункта 8 приложения 4 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год», пункта 5 приложения 9 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», статьей 97 и 128 ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному Закону, статьей 102 и 144 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному Закону»; от 12.05.2006 г. № 135-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Курамшина Р.Р. на нарушение его Конституционных прав статьей 387 и частью второй статьи 392 ГПК РФ».

Аналогичным образом вопрос о дате вступления в силу решений Конституционного Суда Российской Федерации решался в определении Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2006 г. № 89-О при разрешении споров, касающихся вопроса установления ежемесячной денежной выплаты участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в п.п. «з» п.п.1 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах».

Определениями Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 г. № 409-О, от 20.11.2007 г. № 798-О также разъяснено, что при отсутствии в решении Конституционного суда РФ указания на особый порядок и условия вступления его в силу, действует общий порядок.

Поскольку при вынесении Определения от 04.апреля 2007 г. № 331-О-П Конституционный Суд Российской Федерации не установил какой-либо особый порядок и условия вступления его в силу, данное Определение вступило в силу со дня его принятия, то есть с 04 апреля 2007 г.

Таким образом, ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, ответчик правомерно производит истцам с даты вступления в силу Определения Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 г. № 331-О-П, что исключает удовлетворение требований истцов о взыскании выплат в указанном в заявлении размере с 01.01.2005 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Крыловой Елене Михайловне и Крылову Вячеславу Викторовичу – отказать в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 01.01.2005 г., взыскании задолженности по выплатам ЕДВ с учетом индексации.

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района г. Саратова в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Е.О.Ефимова

2-1481/2014 ~ М-1330/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Крылова Елена Михайловна, крылов Вячеслав Викторович
ФОнд "Право Матери"
Ответчики
УПФР в Кир.Фр.Окт.р-нах г.Саратова
Суд
Фрунзенский районный суд г. Саратова
Судья
Ефимова Елена Олеговна
Дело на странице суда
fr--sar.sudrf.ru
28.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2014Передача материалов судье
28.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2014Подготовка дела (собеседование)
11.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2014Судебное заседание
30.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2014Дело оформлено
11.08.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее