Судья Молотиевский А.Г. Дело № 7.1-992/2020
Р Е Ш Е Н И Е
21 декабря 2020 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ... Сальникова А.В. на постановление судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 23 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - ... Сальникова Александра Владимировича,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 23 октября 2020 года Сальников А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, Сальников А.В. ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда по доводам жалобы, как незаконного и необоснованного.
В судебном заседании прокурор отдела Ростовской областной прокуратуры Емелина Е.А. возражала против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что 05 июня 2020 г. по результатам проведенной Прокуратурой Аксайского района Ростовской области проверки соблюдения сотрудниками .... федерального законодательства при реализации полномочий по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях внесено представление N 07-57-2020 об устранении нарушений федерального законодательства.
В указанном представлении прокурором Аксайского района изложено требование о его безотлагательном рассмотрении с участием прокурора и принятии мер к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих (пункт 1); сообщении о результатах принятых мерах в прокуратуру в установленный законом месячный срок (пункт 2).
В установленный законом месячный срок в прокуратуру Аксайского района не сообщено о результатах рассмотрения представления, сведений о выполнении представления и принятии мер, направленных на устранение допущенных нарушений закона, не имеется.
По факту умышленного невыполнения изложенных в представлении от 05 июня 2020 требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, постановлением прокурора Аксайского района от 17 сентября 2020 г. в отношении .... Сальникова А.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая .... Сальникова А.В. к административной ответственности судья районного суда исходил из того, что в действиях Сальникова А.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, о представлении информации о результатах рассмотрения представления и ответом на него и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С такими выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В силу пункта 1 статьи 24 Закон о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов (статьи 1, 21, 22 Закона о прокуратуре).
Из смысла вышеуказанных правовых норм, представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено; в представлении должно быть указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закон.
В противном случае, лицо лишено возможности устранить выявленные нарушения, то есть, исполнить требования представления.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Из содержания представления следует, что в ходе проверки соблюдения требований действующего административного законодательства, регулирующего вопросы привлечения к административной ответственности, установлено, что начальником ... Щ.А.А. 0.06.2020 вынесено 74 постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.9 КоАП РФ в отношении ООО «Отель Европейский». При изучении постановлений прокурор пришел к выводу о том, что в соответствии со ст.4.1.1КоАП РФ юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, в данном случае ООО «Отель Европейский», за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), административное наказание в виде административного штрафа подлежал замене на предупреждение. По мнению прокурора, должностным лицом административного органа при привлечении к административной ответственности ООО «Отель Европейский» не принято во внимание имущественное и финансовое положение ООО «Отель Европейский», а так же указаны отягчающие обстоятельства не предусмотренные КоАП РФ. Процессуальные нарушения, которые, по мнению прокурора, были допущены должностными лицами ... при вынесении постановлений о привлечении к административной ответственности ООО «Отель Европейский» стали возможными в результате ненадлежащего исполнения сотрудниками .... служебных обязанностей, а так же отсутствие должного контроля со стороны руководства .....
Таким образом, по существу, в представлении прокурором дана оценка законности постановления должностного лица административного органа делу об административном правонарушении, и сделан вывод о том, что данное постановление принято с нарушением требований действующего административного законодательства.
Вместе с тем, прокуратура, как надзирающий орган, не обладает полномочиями по оценке законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении без участия в рассмотрении дела в формате вынесения представления.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ право оценки законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предоставлено судье, члену коллегиального органа, должностному лицу, осуществляющему производство по делу об административном правонарушении, которые оценивают все обстоятельства дела и доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Предусмотренный ст.24.6 КоАП РФ прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотрено частью 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и сам по себе не предоставляет право прокурору вне рамок конкретного дела об административном правонарушении давать оценку законности назначенной административным органом меры ответственности.
Кроме того, сами требования, указанные в представлении: об устранении допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, не содержат указаний на конкретные нарушения, которые необходимо устранить или сведения о том, какие именно меры необходимо принять. Требования, указанные в представлении прокурора противоречат положениям главы 30 КоАП РФ и соответственно не могут быть признаны законным.
Таким образом, невыполнение незаконных требований представления прокурора не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного постановление судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 23 октября 2020года подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с отсутствия Сальникова А.В. состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Аксайского районн6ого суда Ростовской области от 23 октября 2020года, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица - .... Сальникова Александра Владимировича, прекратить по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья