Мотивированное решение изготовлено 30.12.2015
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
29 декабря 2015 <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего Хрущевой О.В., с участием представителя истца ФИО3, представителя ответчика Идт Е.В., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «УК ФИО6» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчику с вышеупомянутым иском. В обоснование указал, что ответчик является собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес>, помещение № ******, 6-11, 14-24 (подвал), 46, 49 (1 этаж). Эксплуатацию жилого дома осуществляет ООО «УК «ФИО6». У ФИО2 имеется задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере ******, которую просит взыскать, а также пени в сумме ****** и расходы по уплате госпошлины.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы уточненного искового заявления, просила иск удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направил в суд своего представителя.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала. Указала, что ФИО2 является собственником нежилого помещения расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес>, общей площадью 315 кв.м. Реализуя правомочия собственника на основании ст. 209 ГК РФ ответчик предоставляет Помещение в аренду на основании заключаемых договоров аренды. Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2012 года арендатором являлось ООО «ФИО19», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ арендатором помещения являлось ООО «ФИО22», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ арендатором являлось ООО «ФИО25», с ДД.ММ.ГГГГ арендатором является ООО «ФИО16». Условиями договоров аренды, заключенных с арендаторами, предусмотрено, что арендаторы самостоятельно от своего имени заключают договор с управляющей компанией на обслуживание Помещения и предоставление коммунальных и иных услуг, а также обязаны своевременно оплачивать коммунальные и иные эксплуатационные услуги, связанные с содержанием помещения, что подтверждается договорами аренды. Между Ответчиком и истцом договор о предоставлении коммунальных услуг не заключался. В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества возлагается на собственника только в случаях, если иное не предусмотрено законом или договором. Из вышеуказанного следует, что расходы по содержания Помещения возложены на арендаторов, которые от своего имени заключали с истцом договоры на предоставление коммунальных услуг. На имя арендаторов истец выставлял соответствующие квитанции. Сам ответчик договор управления с истцом не заключал. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц ООО «ФИО19», ООО «ФИО22», ООО «ФИО25», ООО «ФИО16» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не представили.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес>, помещение № ******, 6-11, 14-24 (подвал), 46, 49 (1 этаж) является ответчик – ФИО2
В соответствии с положениями ст.ст. 210 ГК РФ, 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании п.2 ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги
В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Аналогичные нормы содержатся в п. 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491.
Исходя из положений указанных норм у собственника помещения в многоквартирном доме, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, управляющей компанией, которой осуществляется техническая эксплуатация и коммунальное обслуживание указанного дома, является ООО « ФИО6», что подтверждается решением председателя ЖСК «ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Судом установлено, что истец ООО «УК «ФИО6»выполнил свои обязательства по оказанию коммунальных услуг и техническому обслуживанию надлежащим образом. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Однако, ответчик, являясь собственником нежилого помещения в указанном доме, потребляя данные услуги, не производил их оплату, в связи с чем, задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет ******
При определении размера подлежащей взысканию с ответчиков просроченной суммы задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, суд полагает возможным исходить из расчетов, произведенных согласно выписке из лицевого счета, представленной истцом, которая у суда сомнений не вызывает, ответчиком не оспаривается. Доказательств отсутствия вины в образовании задолженности, либо её погашения ответчиком не представлено.
Таким образом, взысканию с ответчика в пользу истца подлежит сумма задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере ******
Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по оплате коммунальных платежей должна быть возложена на арендаторов нежилого помещения, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Заключенные истцом с третьими лицами и представленные в материалы дела договоры аренды регулирует отношения между собственником и арендатором.
Вместе с тем, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержат норм о возложении обязанности по внесению платы за коммунальные услуги на арендаторов нежилых помещений, в том числе находящихся в многоквартирных жилых домах. В силу положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по оплате расходов на содержание многоквартирного дома непосредственно на арендатора не могут быть возложены. Изложенная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16646/10 от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец не является стороной договоров аренды и, соответственно, договоры не предусматривают право истца требовать оплаты услуг по содержанию и ремонту общего имущества с арендатора. Кроме того, в договорах аренды не отражено и то, что стороны договорились о заключении арендатором договора относительно оказания каких-либо услуг в отношении общего имущества многоквартирного дома
Таким образом, поскольку договоры аренды регулируют отношения собственника и арендаторов, оснований считать, что в них содержится условие об исполнении арендаторами в пользу третьего лица обязательств собственника по несению расходов по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества, не имеется.
Таким образом, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона (ст. 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации) обязан нести расходы по содержанию общего имущества (аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 305-ЭС14-1452).
Исключение из правила, изложенного в норме статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно быть специально установлено законом или договором.
Между тем доказательств наличия между ООО «ФИО19», ООО «ФИО22», ООО «ФИО25», ООО «ФИО16», как арендаторами и ООО «УК «ФИО6» как управляющей организацией самостоятельного договора, предусматривающего обязательство арендатора оплачивать фактически потребленные им при использовании помещения коммунальные ресурсы, суду не представлено.
Представленную в материалы дела копия договора на оказание коммунальных услуг между ООО «УК «ФИО6» и ООО «Компания «Кальдера» суд не принимает в качестве доказательства, поскольку в нарушение ч.2 ст. 71 ГПК РФ подлинник указанного документа суду не представлен. Представитель истца в судебном заседании отрицала наличие договорных отношений между ООО «УК «ФИО6» и ООО «Компания «Кальдера». В договоре отсутствует дата его заключения. В силу ч. 7 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нельзя считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
Доводы представителя ответчика об отсутствии между управляющей организацией и ответчиком письменного договора, а также ненаправление в его адрес платежных документов для оплаты, судом также признаются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не освобождают собственника от исполнения предусмотренной законом обязанности по содержанию имущества многоквартирного дома, в том числе от внесения платы.
Согласно ч.14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
По расчетам истца сумма пени составляет ******
Руководствуясь положениями статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает, что размер заявленной истцом неустойки несоразмерен последствиям нарушения ответчиками обязательств и подлежит уменьшению до ******
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку исковые требования ООО «УК «ФИО6» удовлетворены, суд находит, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме ******
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Решил:
Исковые требования - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «УК ФИО6» задолженность в размере ******, пени – ******, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере ******
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий Хрущева О.В.