Дело № 2-41/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Костомукша 23 января 2015 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Марцынюк Е.Н.,
с участием заявителя Иванова В.Э.,
представителя заинтересованного лица Администрации Костомукшского городского округа Тимофеевой А.А.,
представителя ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Ладо Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иванова В.Э. об оспаривании действий органа местного самоуправления,
установил:
Иванов В.Э. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, указав, что глава администрации Костомукшского городского округа выделил в аренду ОАО «МТС» земельный участок с кадастровым номером № Х для размещения металлической опоры до 40 метров для БС сотовой связи стандарта GSM 900/2100. Решение об оформлении договора аренды отражено в протоколе № Х комиссии по регулированию земельных правоотношений от 15.10.2014. Указанный земельный участок расположен в середине квартала № Х и находится в зоне рекреационного назначения (зона лесопарков, лесов и активного отдыха - Р2). Считает, что при принятии решения не соблюдена процедура изменения вида разрешённого использования земельного участка. Просит признать процедуру выделения в аренду земельного участка № Х главой администрации Костомукшского городского округа и процедуру передачи участка в аренду незаконной, а внесение изменений в договор аренды № Х от 05.12.2013 ОАО «МТС» в части изменения кадастрового номера земельного участка недействительным.
В судебном заседании заявитель изменил требования, просил признать незаконным решение комиссии по регулированию земельных правоотношений администрации Костомукшского городского округа от 15.10.2014, которое отражено в п. 9 протокола № Х в части принятого решения о внесении изменения в договор аренды № Х от 05.12.2013 в части изменения кадастрового номера земельного участка, предоставленного ОАО «МТС» в аренду для размещения БС сотовой связи и поручении МКУ КУМС оформить договор аренды в соответствии с действующим законодательством по доводам, изложенным в заявлении, и пояснил, что принятыми решениями нарушаются его права на отдых и благоприятную среду. Спорный земельный участок согласно карте градостроительного зонирования отнесён к зоне рекреационного назначения. Считает, что при принятии решения нарушена процедура изменения вида разрешённого использования земельного участка, в связи с чем просит признать незаконным и отменить решение комиссии по регулированию земельных правоотношений администрации Костомукшского городского округа в указанной части.
Представитель заинтересованного лица администрации Костомукшского городского округа Тимофеева А.А., действующая на основании доверенности, с требованиями не согласна, пояснила, что изменения в договор аренды № Х от 05.12.2013 в части изменения кадастрового номера земельного участка, предоставленного ОАО «МТС» в аренду для размещения БС сотовой связи не вносились. Решение комиссии по регулированию земельных правоотношений администрации Костомукшского городского округа носит временный характер и не является обязательным, поскольку земельный участок отнесён к зоне рекреационного назначения и допускается только один вид разрешённого использования. Администрацией Костомукшского городского округа рассмотрено обращение представителя ОАО «МТС» и принято решение инициировать процедуру внесения изменений в существующие Правила землепользования и застройки в части изменения градостроительного регламента зоны «Р-2»: «размещение объектов инженерно-технического обеспечения». Процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки установлена ст. 19 Правил и включает в себя несколько этапов, в том числе публичные слушания. Считает, что права заявителя не нарушены.
Представитель заинтересованного лица ОАО «МТС» Ладо Е.В., действующая на основании доверенности, требования не признала по доводам, изложенным в отзыве и пояснила, что оспариваемое решение носит рекомендательный характер и не несёт никаких правовых последствий, заявителем не представлено доказательств нарушения его прав, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела установлено, что между администрацией Костомукшского городского округа и ОАО «МТС» 05.12.2013 заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером № Х, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешённое использование - для размещения металлической опоры высотой до 40 метров для БС сотовой связи стандарта GSM 900/2100, расположенного по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением администрации Костомукшского городского округа от 20.11.2013 № Х «О передаче в аренду земельного участка ОАО «МТС», договором аренды, кадастровым паспортом земельного участка и не оспаривается сторонами.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № Х внесены в Государственный кадастр недвижимости 02.09.2014 и носят временный характер, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Решения, действия (бездействие) могут обжаловаться в порядке гражданского судопроизводства, если ими нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Иванов В.Э. просит признать незаконным и отменить решение комиссии по регулированию земельных правоотношений администрации Костомукшского городского округа от 15.10.2014, которое отражено в п. 9 протокола № Х в части принятого решения о внесении изменения в договор аренды № Х от 05.12.2013 в части изменения кадастрового номера земельного участка, предоставленного ОАО «МТС» в аренду для размещения БС сотовой связи и поручении МКУ КУМС оформить договор аренды в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
На основании п. 2 данной статьи границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 3 указанной статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Исходя из п. 9 данной статьи земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
На основании ч. ч. 2, 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон, а также градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков (ч. 1 ст. 36 ГрК РФ).
Обязательность учета мнения населения, выраженного в ходе проведения публичных слушаний, следует также из положений Конституции Российской Федерации (статьи 2, 3, 32), Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющего общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе путем проведения публичных слушаний по вопросам местного значения исходя из интересов населения (статья 1, пункт 3 части 3 статьи 28).
Решением Совета Костомукшского городского округа от 28.03.2013 №198-СО утверждены Правила землепользования и застройки Муниципального образования «Костомукшский городской округ» (далее Правила).
Статьёй 36.17 Правил «Градостроительный регламент зоны лесопарков, лесов и активного отдыха (Р-2)», к которому отнесён спорный земельный участок, допускается только один вид разрешённого использования.
Процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки Муниципального образования «Костомукшский городской округ» установлена статьёй 19.
Решением Совета Костомукшского городского округа от 20.12.2012 №165-СО утверждено Положение о комиссии по регулированию земельных отношений.
Согласно п. 4.1 Положения в задачи комиссии входит предварительное рассмотрение вопросов земельных правоотношений и градостроительного регулирования при размещении объектов, необходимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, функционирования и развития социальной сферы, инженерно - транспортной инфраструктуры городского округа.
Решения, принятые комиссией оформляются протоколом и являются основанием для дальнейшей работы по заявлению.
Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Таким образом, предметом обжалования по правилам главы 25 ГПК РФ могут быть только такие решения и действия должностных лиц и органов государственной власти или местного самоуправления, которые содержат властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для заявителя.
Оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что решение комиссии, которым рассмотрено заявление представителя ОАО «МТС» о внесении изменений в договор аренды № Х от 05.12.2013 в части изменения кадастрового номера земельного участка, предоставленного ОАО «МТС» в аренду для размещения БС сотовой связи и поручение МКУ КУМС оформить договор аренды в соответствии с действующим законодательством, не порождает для заявителя каких-либо прав и обязанностей, и не влечёт иных последствий, возникновение которых как основание для защиты нарушенных прав рассматривается в порядке главы 25 ГПК РФ.
С учётом изложенного, требования заявителя не подлежит удовлетворению по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст. 258, 196-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Иванова В.Э. об оспаривании действий органа местного самоуправления, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья И.А. Сафарян
Мотивированное решение составлено 28 января 2015 года.