Дело № 2- 3846/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ульяновск 03 декабря 2018 года
Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Колбиновой Н.А.,
при секретаре Долотцевой Г.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Субботкиной Галины Владимировны к Товариществу собственников жилья «Альтаир» о признании Субботкиной Галины Владимировны собственником, не являющемся членом Товарищества собственников жилья «Альтаир», об обязании заключить договор о содержании жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, об обязании не выставлять счета по оплате за содержание жилого помещения и коммунальным услугам до заключения договора,
У С Т А Н О В И Л :
Субботкина Г.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Товариществу собственников жилья «Альтаир» о признании Субботкиной Галины Владимировны собственником, не являющемся членом Товарищества собственников жилья «Альтаир», об обязании заключить с ней договор о содержании жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, об обязании не выставлять счета по оплате за содержание жилого помещения и коммунальным услугам до заключения с ней указанного договора. Исковые требования мотивированы тем, что она (истица) Субботкина Г.В. и ее сын – Субботкин Г.О. (третье лицо по делу) являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ТСЖ «Альтаир», созданное перед сдачей дома в эксплуатацию в 2003 г., присылает ей квитанции для оплаты коммунальных услуг и содержания жилья, при этом отказывает ей в заключении договора, ссылаясь на то, что она является членом ТСЖ «Альтаир». Однако членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме либо на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья, либо при создании ТСЖ - путём подписания протокола общего собрания собственников помещения многоквартирного дома, на котором принималось решение о создании ТСЖ. Она (истица) не подписывала протокол общего собрания, на котором принималось решение о создании в доме ТСЖ. Также она не писала заявлений о вступлении в члены ТСЖ, поэтому она не является ТСЖ «Альтаир». Ответчик, ссылаясь на то обстоятельство, что она (истица) 27.03.2005 г. была избрана членом правления ТСЖ «Альтаир» умалчивает, что в этом же году не проработав два года, она была исключена из членов правления согласно протоколу общего собрания № от
17.05.2005 г. и это не единственный случай, когда собственники дома, не члены ТСЖ, выбирались в члены правления, либо становились председателем ТСЖ «Альтаир». Основной обязанностью ТСЖ является выполнение условий, предусмотренных в ЖК РФ и положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества. При несоблюдении обязанностей, ТСЖ, как юридическое лицо может быть ликвидированным по решению суда. Одна из обязанностей ТСЖ является заключение договора с собственниками, не являющимися членами ТСЖ. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными с товариществом собственников жилья, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт. Однако с ней (истицей) такой договор до настоящего времени не заключен. Просит суд признать ее, Субботкину Г.В., собственником, не являющемся членом ТСЖ «Альтаир», обязать ответчика ТСЖ «Альтаир» заключить с ней договор о содержании жилого помещения и оплате коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, обязать ТСЖ «Альтаир» не выставлять ей, Субботкиной Г.В., счета по оплате за содержание жилого помещения и оплате коммунальных услуг до заключения указанного договора.
Суд в качестве третьего лица привлек Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области.
В судебном заседании истица Субботкина Г.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, в письменных пояснениях на отзыв представителя ответчика, в уточненном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме либо на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья, либо при создании ТСЖ - путём подписания протокола общего собрания собственников помещения многоквартирного дома, на котором принималось решение о создании ТСЖ. Она (истица) не подписывала протокол общего собрания, на котором принималось решение о создании в доме ТСЖ. Также она не писала заявлений о вступлении в члены ТСЖ, поэтому она не является ТСЖ «Альтаир».
В судебном заседании представитель ответчика ТСЖ «Альтаир» - Ведерников С.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Дополнительно суду пояснил, что истица Субботкина Г.В. решением общего собрания членов ТСЖ «Альтаир», состоявшегося 27.03.2005 г., протокол № была избрана членом правления ТСЖ «Альтаир», что подтверждается ее личными подписями в протоколах заседания правления № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Указанные протоколы в установленном порядке не отменены и не оспорены. Статья 143 ЖК РФ регулирует правоотношения, складывающиеся в связи с возникновением и прекращением членства в ТСЖ, однако не определяет. В
какой форме должно быть выражено заявление о вступлении в члены товарищества в устной или в письменной. Учитывая, что истица, как член ТСЖ, принимала участие в составе правления ТСЖ, в работе руководящего органа, можно считать волеизъявление Субботкиной Г.В. в отношении членства в ТСЖ «Альтаир» добровольным. Также пояснил, что истица вправе подать в ТСЖ «Альтаир» заявление о выходе из членства ТСЖ. Однако как в настоящий момент, так и ранее от Субботкиной Г.В. в адрес ТСЖ «Альтаир» таких заявлений не поступало. Просит отказать в иске Субботкиной Г.В. в полном объеме.
В судебном заседании третье лицо по делу Субботкин Г.О. не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела, извещался.
В судебном заседании представитель третьего лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области - Тулаева Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования истицы в части признания ее, Субботкину Г.В., не являющемся членом Товарищества собственников жилья «Альтаир», об обязании заключить договор о содержании жилого помещения и коммунальных услуг, поддержала в полном объеме, требование истицы об обязании не выставлять ей счета по оплате за содержание жилого помещения и коммунальным услугам до заключения с ней договора о содержании жилого помещения и коммунальных услуг, оставила на усмотрение суда.
Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Сторонам разъяснена норма, содержащаяся в ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
В соответствии с положениями статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме или многоквартирных домах для совместного управления общим имуществом в домах или осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирных домах.
Согласно ч. 1 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.
При создании товарищества собственников жилья, как и в любом юридическом лице, имеющем членство, членство устанавливается решением учредительного собрания, на котором определяются возможность создания товарищества и его будущий состав, утверждается устав и решаются другие вопросы. Список членов товарищества при его создании составляется на основании протокола учредительного собрания, который подписывают все члены создаваемого товарищества (такие члены товарищества являются его учредителями).
После того, как товарищество создано, новые члены принимаются в товарищество на основании их заявлений.
В уставе товарищества регламентируется процедура вступления в члены товарищества и определяется процедура приема новых членов.
Так, согласно п.2.1 указанного Устава ТСЖ «Альтаир» (в редакции от 2009 г.) Товарищество является добровольным объединением собственников жилых и не жилых помещений в многоквартирном доме (далее именуются домовладельцы и члены товарищества).
Согласно п.7.1 указанного Устава ТСЖ «Альтаир» членами товарищества являются домовладельцы, которым на праве собственности принадлежат жилые и не жилые помещения.
Согласно п. 7.3 указанного Устава ТСЖ «Альтаир» (в редакции от 2009 г.), а также п.4.1 Устава ТСЖ «Альтаир» (в новой редакции от 2013 г.) членство в Товариществе возникает у собственника помещений в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в Товарищество.
При этом как было указано выше, с заявлениями в ранее созданное товарищество, обращаются новые собственники, приобретающие помещения в этом доме.
Собственниками помещений являются лица, право собственности, которых на соответствующие помещения подтверждается документами, выданными в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо документами, подтверждающими права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истица Субботкина Г.В. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, сособственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, является - Субботкин Г.О. (сын истицы, третье лицо по делу), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости от 16.10.2018 г. на Субботкину Г.В., истица является собственником квартиры, расположенную по адресу: <адрес> (1/3 доля в праве зарегистрирована за истицей ДД.ММ.ГГГГ, 1/6 доля по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована за истицей - ДД.ММ.ГГГГ).
Управление указанным многоквартирным домом с 2003 года, осуществляется ТСЖ «Альтаир», что усматривается из протокола общего собрания членов ТСЖ «Альтаир» от ДД.ММ.ГГГГ, на котором были приняты решения о создании ТСЖ «Альтаир», утверждении Устава и другие решения. На собрании присутствовало 63 человека собственников многоквартирного жилого дома, по адресу: <адрес> (всего 87 квартир). На данном собрании истица Субботкина Г.В. присутствовала.
В соответствии со ст. 46 ч.5 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим
Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что истица решение о создании ТСЖ «Альтаир», утверждение устава и другие решения, принятые общим собранием членов товарищества собственников жилья «Альтаир» от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке не обжаловала, участвовала в составе правления ТСЖ «Альтаир», что подтверждается ее личными подписями в протоколах заседания правления № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, указанные протоколы в установленном порядке не оспорены, доводы истицы о том, что она не является членом ТСЖ «Альтаир», поскольку не подписывала протокол общего собрания членов ТСЖ «Альтаир» от ДД.ММ.ГГГГ, и не писала письменного заявления о вступлении в ТСЖ «Альтаир», суд считает несостоятельными.
Реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Как усматривается из представленного представителем ответчика реестра членов ТСЖ «Альтаир», истица Субботкина Г.В. является членом ТСЖ «Альтаир», собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что истица является членом ТСЖ «Альтаир», а заявленные ею требования о признании ее собственником, не являющимся членом ТСЖ «Альтаир» в судебном порядке, являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку законодательством предусмотрена процедура выхода из членов товарищества.
Как было указано выше, после того, как товарищество создано, новые члены принимаются в товарищество на основании их заявлений. В уставе товарищества регламентируется процедура вступления в члены товарищества и определяется процедура приема новых членов.
Членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества, или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.
Таким образом, в ч. 3 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения членства в
товариществе собственников жилья. Таких оснований только два: добровольный выход члена товарищества из товарищества (с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества) и прекращение права собственности члена товарищества на принадлежавшее ему помещение.
Жилищный кодекс не предусматривает возможность исключения члена товарищества из товарищества. Такую возможность нельзя предусмотреть и в
уставе, если исходить из буквального толкования рассматриваемых положений
ч. 3 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку перечень оснований прекращения членства в товариществе является исчерпывающим, следует полагать, что законодатель имел в виду запретить прекращение такого членства по основаниям, не указанным в данном перечне.
В случае добровольного выхода члена товарищества из товарищества его членство в товариществе прекращается в момент передачи соответствующего заявления в орган товарищества, уполномоченный принимать такие заявления.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в настоящий момент, а также ранее, от истицы Субботкиной Г.В. в ТСЖ «Альтаир» не поступали заявления о выходе из членов ТСЖ «Альтаир». При поступлении такого заявления, ее заявление будет рассмотрено и по результатам его рассмотрения будет принято соответствующее решение, а также будет рассмотрен
вопрос об оплате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплате за коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, учитывая то, что истица с заявлением о выходе из членов ТСЖ «Альтаир» к ответчику не обращалась, право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> истицы не прекратилось, суд приходит к выводу о том, что ответчиком права истицы не нарушены не заключением с ней договора о содержании и ремонте жилого помещения и оплате коммунальных услуг, как с собственником, не являющимся членом ТСЖ «Альтаир», в связи с несоблюдением истицей предусмотренного законом порядка выхода из членов товарищества ТСЖ «Альтаир».
Также не подлежат удовлетворению и требования истицы об обязании ответчика ТСЖ «Альтаир» не выставлять счета по оплате за содержание жилого помещения и коммунальным услугам за жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, до заключения с ней указанного договора о содержании и ремонте жилого помещения и оплате коммунальных услуг, как с собственником, не являющимся членом ТСЖ «Альтаир», как не основанные на законе.
Также суд отмечает, что понуждение ответчика к заключению с истицей договора на не утвержденных общим собранием членов ТСЖ «Альтаир» условиях, будет противоречить требованиям ст. 162 ЖК РФ.
С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств по делу, исковые требования Субботкиной Г.В. к ТСЖ «Альтаир» о признании ее собственником, не являющемся членом Товарищества собственников жилья «Альтаир», об обязании заключить с ней договор о содержании жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, об обязании не выставлять счета по ее квартире по оплате за содержание жилого помещения и коммунальным услугам до заключения договора, не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Субботкиной Галины Владимировны к Товариществу собственников жилья «Альтаир» о признании Субботкиной Галины Владимировны собственником, не являющимся членом Товарищества собственников жилья «Альтаир», об обязании заключить договор о содержании жилого помещения и оплате коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, об обязании не выставлять счета по оплате за содержание жилого помещения и коммунальным услугам до заключения договора - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Колбинова