Дело № 2а-866/2022
УИД 63RS0044-01-2022-000779-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2022 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г.о. Самары в составе:
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
при секретаре Татарницевой А.В.,
с участием представителя административного истца Кузнеченкова А.А.,
представителя административного ответчика ГЖИ СО Федулова В.М.,
административного ответчика Крючкова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-866/2022 по административному иску Кузнеченковой Юлии Александровны к Государственной жилищной инспекции Самарской области, Крючкову Александру Борисовичу, заинтересованному лицу: обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» об оспаривании акта проверки, обязании проверить исполнение предписания,
установил:
Кузнеченкова Ю.А. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары с иском к ГЖИ Самарской области об оспаривании акта проверки, обязании проверить исполнение предписания, в обоснование требований указав, что в рамках проводимой административным ответчиком проверки по обращению административного истца, направленного Губернатору Самарской области, ГЖИ Самарской области был составлен акт проверки № РОбр-96902 от 29.06.2021, на основании которого установлено нарушение ООО «Газпром межрегионгаз Самара» действующего законодательства. В данной связи ООО «Газпром межрегионгаз Самара» было выдано предписание в части начисления платы за газоснабжение. Впоследствии ГЖИ Самарской области актом проверки № РОбр-99942 от 25.10.2021 отменены результаты проверки № РОбр-96902 от 29.06.2021. Полагает, что у ГЖИ Самарской области не было полномочий на отмену результатов проверки № РОбр-96902 от 29.06.2021, в связи с чем просит признать незаконным и отменить акт проверки № РОбр-99942 от 25.10.2021,составленный Государственной жилищной инспекцией Самарской области, обязать ГЖИ Самарской области провести проверку по исполнению предписания № РОбр-96902 от 29.06.2021.
В ходе рассмотрения дела к участию в процессе в качестве административного ответчика привлечен и.о. руководителя управления надзора за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ Крючков А.Б.
В судебном заседании представитель административного истца Кузнеченков А.А., действующий по доверенности от 12.07.2017, заявленные административные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные содержанию искового заявления. Дополнил, что по адресу: <адрес> установлено два индивидуальных прибора учета газоснабжения: в жилом доме и в бане.Срок поверки ИПУ был до декабря 2019 и до апреля 2020, это период ковидных ограничений, и с 03.04.2020 до 31.12.2020 была приостановлена замена и поверка ИПУ. Замена ИПУ произведена в октябре 2020 года, а в начале 2021 ООО «Газпром межрегионгаз Самара» уведомило о задолженности по двум ИПУ с июня 2019 и с 01.04.2020около 100.000 рублей по обоим ИПУ.С расчетом задолженности административный истец не согласна, поскольку он произведен ООО «Газпром межрегионгаз Самара» по нормативу потребления, а не по показаниям ИПУ, в связи с чем направила обращение на имя Губернатора Самарской области, право на рассмотрение которого нарушено оспариваемым актом проверки.
Представитель административного ответчика ГЖИ Самарской области ФедуловВ.М., действующий по доверенности, в судебном заседании административные требования не признал и пояснил, что 21.05.2021 из Правительства Самарской области поступило обращение Кузнеченковой Ю.А. Распоряжением от 01.06.2021 была назначена проверка правильности начисления платы в отсутствие ИПУ, и 29.06.2020 выдано предписание о перерасчете платы за коммунальные услуги за период с 01.07.2019 по 30.09.2019 (счетчик № 3435556) и с 01.04.2020 по 30.06.2020 (счетчик № 0141991), исходя из среднемесячных показаний прибора учета газа в соответствии с п. 30 Постановления Правительства РФ № 549 от 21.07.2008.Предписание не было обжаловано. Жилой дом по адресу: <адрес> оборудован двумя индивидуальными приборами учета газа, межповерочный интервал которых истек 01.07.2019 и 01.04.2020. Замена приборов учета газа произведена 15.10.2020.При проверке исполнения предписания поступила судебная практика, согласно которой потребитель должен направить прибор учета на поверку заблаговременно, до истечения межповерочного интервала. В случае заблаговременного направления на поверку ИПУ, в течение трех месяцев плата определяется исходя из среднемесячных показаний прибора учета газа,а с четвертого месяца по нормативу.В данном случае периоды поверки истекли до введения ковидных ограничений, а ИПУ направлены на поверку за пределами срока поверки, в связи с чем основания для начисления платы за первые три месяца по средним показаниям отсутствовали. Указанное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки ИПУ, его показания об объеме потребленных коммунальных услуг не могут считаться поверенными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается по нормативу. С учетом судебнойпрактики составили акт проверки, в котором сделан вывод о том, что с учетом практики начисления произведены правильно, поэтому проверку прекратили, но предписание не отменяли.
Административный ответчик и.о. руководителя управления надзора за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ Крючков А.Б. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что при выходе из строя ИПУ, начисления делают по средним показателям за 3 месяца, потом по нормативу. Первоначальная позиция была отражена в предписанииот 29.06.2021по аналогии расчета платы за воду, поэтому полагали, что нарушено Постановление Правительства РФ 06.05.2011 N 354 и выдали предписание, так как выявили, что начисления производят сразу по нормативу. Предписание не оспорено. Впоследствии представили практику, что по газу применяется не 354 Постановление Правительства РФ, а Постановление Правительства РФ № 549 от 21.07.2008, в нем предусмотрено начисление платы за газ сразу по нормативу при истечении срока поверки, т.к. потребитель коммунальной услуги обязан представить ИПУ на поверку до истечения срока межповерочного интервала, чего потребителем сделано не было, в связи с чем у ГЖИ СО отсутствовали основания требовать исполнения ранее выданного предписания.
Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром межрегионгаз Самара», уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил возражения, согласно которымпроизведенный расчет в соответствии с нормативами потребления после истечения межповерочного интервала прибора учета газа соответствует нормам законодательства. Законность произведенного Кузнеченковой Ю.А. расчета задолженности подтверждена апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 03.02.2022 № 33-1002/2022.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Административный истец оспаривает акт проверки от 25.10.2021 № РОбр-99942. Как следует из сообщения ГЖИ Самарской области от 26.01.2022 № 278-рнп, об оспариваемом акте административный истец узнала 26.01.2022 (л.д. 17-18).
Административное исковое заявление подано в Железнодорожный районный суд г. Самары 04.02.2022 (л.д. 23), то есть установленный законом срок обжалования истцом соблюден.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом на основании материалов дела установлено, что 21.05.2021 в ГЖИ СО из Правительства Самарской области поступило заявление Кузнеченковой Ю.А. по вопросу правильности начисления платы за потребленный газ (л.д. 51-53).
Распоряжением от 01.06.2021 назначена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Самара» (л.д. 54-56).
Согласно акту проверки от 29.06.2021 № РОбр-96902, исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес> ООО «Газпром межрегионгаз Самара».Дом оборудован двумя индивидуальными приборами учета газа № и №, межповерочный интервал которых истек 01.07.2019 и 01.04.2020 соответственно.Замена приборов учета газа произведена 15.10.2020. В период с момента истечения межповерочного интервала по 14.10.2020 расчет платы производился по нормативу потребления, а с 15.10.2020 расчет за потребленный газ производится по показаниям прибора учета. Согласно акту, начисление платы за газоснабжение в период с 01.07.2019 по 30.09.2019 и с 01.04.2020 по 30.06.2020 не соответствует требованиям пункта 30 Правил № 549, согласно которому объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа (л.д. 57-60).
В связи с выявленными нарушениями ГЖИ СО выдано предписание № РОбр-96902 от 29.06.2021 о перерасчете платы за период с 01.07.2019 по 30.09.2019 (счетчик № 3435556) и с 01.04.2020 по 30.06.2020 (счетчик № 0141991), исходя из среднемесячных показаний прибора учета газа в соответствии с п. 30 Постановления Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 (л.д. 61-63).
Акт проверки и предписание не обжаловались.
Впоследствии ГЖИ Самарской области в ходе проверки исполнения предписания от 26.06.2021составлен акт проверки № РО-бр-99942 от 25.10.2021, которым административный ответчик указал на отсутствие правовых оснований требовать у ООО «Газпром межрегионгаз Самара» исполнения предписания № РОбо-96902 от 26.06.2021 (л.д.68-71).
Выводы, изложенные в данном акте, суд находит правомерными, основанными на требованиях действующего законодательства, устанавливающего порядок определения размера платы за поставленный газ.
В соответствии с п. 30 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан") объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Приведенное положение действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, одновременно утвердившего 1 Правила предоставления коммунальных услуг, пункты 59 и 60 которых предусматривают порядок расчета объема потребления коммунального ресурса при невозможности его определения по приборам учета в случаях, поименованных в подпунктах «а» - «в» п. 59 Правила № 354, в том числе при выходе прибора учета из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки.
Предусматривая механизм определения объема потребления коммунальных ресурсов при наличии у потребителей приборов учета, но невозможности их применения по назначению, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 одновременно с этим излагает в новой редакции пункт 30 Правил поставки газа, которая выступает в качестве специальной нормы по отношению к подпункту «а» пункта 59 Правила № 354 применительно к правоотношениям между поставщиком газа и абонентами.
Согласно пунктам 24,32 Правил поставки газа истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с не проведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а по установленным нормативам потребления.
Таким образом, порядок расчета объема потребленного газа в связи с демонтажом прибора учета по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, заключенному с поставщиком газа, должен определяться в соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
При этом порядок определения объема потребленного газа в соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан применяется в случае, если до демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт определение объема потребления газа осуществлялось правомерно, по показаниям прибора учета.
В случае если в момент демонтажа прибора учета объем потребления газа в соответствии с Правилами поставки газа определяется по нормативам потребления газа (например, истечение срока поверки), то факт демонтажа прибора учета не влечет изменения порядка определения объема потребления газа, то есть объемы потребления газа определяются по нормативам потребления газа.
Такое разъяснение дано в письме Минрегиона России от 28 мая 2012 года № 12793-АП/14 «О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549, и Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354».
Таким образом, административным ответчиком с учетом вышеприведенных положений закона обоснованно составлен акт проверки № РОбр-99942 от 25.10.2021.
Одновременно с этим суд принимает во внимание, что обязанность обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки возложена законом на абонента (пп. «в» п. 21 Правил № 549). В данном случае Кузнеченкова Ю.А. до истечения срока межповерочного интервала ИПУ на поверку в установленном законом порядке не представила.
Ссылка представителя административного ответчика на период ковидных ограничений отклоняется судом как несостоятельная, поскольку соответствующие ограничения установлены с 03.04.2020, тогда как межповерочный интервал ИПУ истек 01.07.2019 и 01.04.2020, а соответственно до указанного времени административный истец была обязана представить ИПУ на поверку, чего сделано не было.
Доводы административного истца об отсутствии полномочий ГЖИ на отмену предыдущего акта от 26.06.2021 несостоятельны, поскольку ни акт, ни предписание ГЖИ от 26.06.2021 не отменялись и не признавались ГЖИ незаконными. В оспариваемом акте от 25.10.2021 содержится лишь указание на отсутствие правовых оснований требовать от ООО «Газпром межрегионгаз Самара» исполнения предписания от 26.06.2021.
Также следует обратить внимание, что оспариваемый административным истцом акт проверки от 25.10.2021 вынесен в ходе проверки исполнения предписания от 26.06.2021 на основании решения о проведении документарной проверки от 08.10.2021 (л.д. 64-67), т.е. проверка исполнения предписания проведена, и именно в ходе проверки сделан вывод об отсутствии оснований требовать исполнения предписания.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований Кузнеченковой Ю.А. отсутствуют.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кузнеченковой Юлии Александровны к Государственной жилищной инспекции Самарской области, Крючкову Александру Борисовичу о признании незаконным акта проверки № РОбр-99942 от 25.10.2021 и обязании провести проверку исполнения предписания № РОбр-96902 от 29.06.2021 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 20 апреля 2022 года.
Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Секретарь