Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-572/2019 ~ М-482/2019 от 25.06.2019

УИД 10RS0017-01-2019-000700-97

Дело № 2-572/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2019 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акимова А.В. к администрации Сортавальского муниципального района, Министерству социальной защиты Республики Карелия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,

установил:

иск предъявлен по тем основаниям, что истец относится к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от 27.06.2013 №1140 истец был включен в список на получение жилого помещения, где состоит по настоящее время. Учитывая, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, Акимов А.В. просит обязать администрацию Сортавальского муниципального района предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на основании договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Сортавальского городского поселения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже нормы предоставления.

В судебном заседании истец Акимов А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, также указал, что с 2008 по 2015 годы он являлся воспитанником Детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сортавальского муниципального района. Распоряжением от 27.06.2013 №1140 истец был включен в список на получение жилого помещения, где состоит по настоящее время в связи с тем, что проживание в квартире, где он был зарегистрирован, является невозможным. В настоящее время истец вынужден снимать квартиру, так как проживать ему негде. Кроме того, пояснил, что в настоящий момент дом, в котором находится квартира, в которой он зарегистрирован, фактически разрушен, крыша дома провалилась. Просит обязать ответчиков представить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Представитель ответчика по доверенности Грацианова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменные возражения по иску, указав, что законом Республики Карелия от 06.05.2019 «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в бюджет Сортавальского муниципального района распределены субвенции в размере 10940 000 руб. на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению и социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В первом полугодии 2019 года администрацией было заключено 5 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сумму 6633332, 32 руб. В рамках оставшегося финансирования представится возможность приобрести ещё 3 жилых помещения. Администрация предоставляет жилые помещения в порядке очередности возбужденных исполнительных производств, количество которых в настоящее время составляет – 13 человек. Указывает, что в настоящее время администрация не располагает денежными средствами для приобретения жилого помещения истцу и просит в иске отказать.

Ответчик - Министерство социальной защиты Республики Карелия – своего представителя для участия в судебном заседании не направило, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, также представлен отзыв, из которого следует, что Акимов А.В. включен в список детей-сирот, которые в соответствии с законодательством Республики Карелия подлежат обеспечению жилыми помещениями. На 2019 год Сортавальскому муниципальному району выделена субвенция на приобретение жилых помещений для указанной категории детей в размере 10940 тыс. руб.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).

Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются, в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании постановления Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2017 года №326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Министерство социальной защиты труда и занятости переименовано в Министерство социальной защиты Республики Карелия. Положение о Министерстве социальной защиты Республики Карелия. Функции в сфере социальной защиты, социального обслуживания населения, опеки и попечительства, а также по проведению государственной политики в указанной сфере исполняет Министерство социальной защиты Республики Карелия.

Согласно положению о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2017 №374-П, Министерство обеспечивает предоставление мер по государственному обеспечению и социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, уполномоченным органом определено Министерство социальной защиты Республики Карелия.

Министерство формирует единый список на основании сведений органов местного самоуправления и городских округов в Республике Карелия.

Законом Республики Карелия от 06.05.2019 «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Сортавальскому муниципальному району предусмотрена субвенция на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан в размере 10900, тыс. рублей.

Установлено, что родители истца Акимов Т.Т. и Акимова А.В. была лишены родительских прав в отношении истца на основании заочного решения Сортавальского городского суда от 10.09.2003.

В период с 06.02.2008 по 01.09.2015 Акимов А.В. являлся воспитанником ГБУ СО РК «Центр помощи детям №7» и находился на полном государственном обеспечении.

Акимов А.В. зарегистрирован жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>.

Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от 27.06.2013 №1140 установлен факт невозможности проживания в указанном жилом помещении в связи тем, что согласно справке поликлиники МУ «Сортавальская ЦРБ» от 20.06.2013 на жилой площади проживает мать Акимова А.В., страдающая тяжелой формой хронических заболеваний (п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ).

Кроме того, указанным распоряжением администрации Сортавальского муниципального района Акимов А.В. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещений признается невозможным.

Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 07.10.2016 №331-П утвержден Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона №159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу п. 3 ст. 8 Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона.

Как было указано выше Министерство обеспечивает предоставление мер по государственному обеспечению и социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных законом Республики Карелия №921-ЗРК, а также формирует список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законодательством Республики Карелия подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Закона).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона.

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона.

Из представленных документов следует, что истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, включен в список указанных лиц. Факт нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения и включения ее в список не оспаривается ответчиком. На сегодняшний момент право истца на обеспечение жилым помещением в установленном порядке не реализовано.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование указанного Списка, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование истца является законным и обоснованным, на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Сортавальского муниципального района.

При этом суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Сортавальского муниципального района.

Как указывалось выше Законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентировано, что орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 6 ст. 3 Закон № 921-ЗРК.

В соответствии с положением о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, Министерство обеспечивает предоставление мер по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и дней, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных Законом Республики Карелия №921-ЗРК, формирует Списки детей-сирот и дней, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на основании сведений, предоставляемых администрациями муниципальных образований.

Законом Республики Карелия от 06.05.2019 «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены субвенции на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан.

Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона. Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит, что исключает правовые основания для удовлетворения заявленных требований к Министерству социальной защиты Республики Карелия о предоставлении жилого помещения.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300,00 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.08.2019.░

░░░

░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-572/2019 ~ М-482/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Акимов Артур Валерьевич
Ответчики
АСМР
Министерство социальной защиты РК
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Вакуленко Лариса Петровна
Дело на сайте суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
25.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2019Передача материалов судье
26.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Судебное заседание
01.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2019Дело оформлено
25.10.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее