Дело №2-7725/14
№2-7726/14
№2-7727/14
№2-7728/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.11.2014 г. Октябрьский районный суд г.Ижевска
в составе:
председательствующего судьи Михалева А.А.
при секретаре Базуевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Т.Н.В., Е.О.М., М.А.А., А.Ю.Н. об оспаривании действий Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики,
У С Т А Н О В И Л
Т.Н.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа от 08.10.2014г. Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики во включении в Список пострадавших участников строительства. Заявитель просит признать указанный отказ незаконным и обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики включить заявителя в указанный список. Требования мотивированы тем, что заявителю было отказано во включении в список пострадавших участников строительства. Отказ мотивирован тем, что действие Закона УР №42-РЗ не распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2012г. Заявитель данный отказ считает незаконным, поскольку фактически денежные средства им были вложены в строительство жилья в 2008г. на основании договора комиссии и предварительного договора переуступки права.
М.А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа от 08.10.2014г. Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики во включении в Список пострадавших участников строительства. Заявитель просит признать указанный отказ незаконным и обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики включить заявителя в указанный список. Требования мотивированы тем, что заявителю было отказано во включении в список пострадавших участников строительства. Отказ мотивирован тем, что действие Закона УР №42-РЗ не распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2012г. Заявитель данный отказ считает незаконным, поскольку фактически денежные средства им были вложены в строительство жилья в 2008г. на основании договора комиссии и предварительного договора переуступки права.
А.Ю.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа от 08.10.2014г. Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики об отказе во включении в Список пострадавших участников строительства. Заявитель просит признать указанный отказ незаконным и обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики включить заявителя в указанный список. Требования мотивированы тем, что заявителю было отказано во включении в список пострадавших участников строительства. Отказ мотивирован тем, что действие Закона УР №42-РЗ не распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2012г. Заявитель данный отказ считает незаконным, поскольку фактически денежные средства им были вложены в строительство жилья в 2008г. на основании договора комиссии и предварительного договора переуступки права.
Е.О.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа от 10.10.2014г. Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики об отказе во включении в Список пострадавших участников строительства. Заявитель просит признать указанный отказ незаконным и обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики включить заявителя в указанный список. Требования мотивированы тем, что заявителю было отказано во включении в список пострадавших участников строительства. Отказ мотивирован тем, что действие Закона УР №42-РЗ не распространяется на правоотношения, вытекающие из факта приобретения нежилого помещения, а заявитель приобрел именно такое помещение. Заявитель данный отказ считает незаконным, поскольку фактически приобретал жилое помещение.
Судом указанные заявления приняты к производству и объединены в одном производство.
В судебное заседание заявители не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель заявителей в судебном заседании требования поддержал, представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики просил отказать в их удовлетворении.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ:
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 258 ГК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012)"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих":
По смыслу приведенных норм к подлежащим оспариванию решениям относятся акты органов государственной власти, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К подлежащим оспариванию действиям органов государственной власти относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со ст. 1 Закона УР от 08.07.2014 N 42-РЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков":
1. Настоящий Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, перед которыми организациями, осуществлявшими строительство указанных многоквартирных домов, не исполнены договорные обязательства по строительству и (или) передаче им жилых помещений в собственность.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, возникшие после 1 января 2012 года, а также на правоотношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, осуществленного (осуществляемого) на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст. 2 Закона УР от 08.07.2014 N 42-РЗ:
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и понятия:
1) договор - договор участия в долевом строительстве, иной гражданско-правовой договор, на основании которого осуществлено привлечение денежных средств гражданина в целях строительства многоквартирного дома, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
В соответствии со ст. 3 Закона УР от 08.07.2014 N 42-РЗ:
1. В соответствии с настоящим Законом пострадавшим участникам строительства предоставляется одна из следующих мер по защите их прав:
1) освобождение от оплаты по договору (в том числе по договору участия в долевом строительстве), заключаемому с новым застройщиком с целью приобретения жилого помещения в строящемся или построенном многоквартирном доме, в размере стоимости количества квадратных метров, равного количеству квадратных метров жилого помещения, стоимость которых была ранее оплачена пострадавшим участником строительства по договору с недобросовестным застройщиком, но не более расчетной нормы;
2) предоставление денежной выплаты в размере денежных средств, ранее оплаченных пострадавшим участником строительства по договору с недобросовестным застройщиком, но не более стоимости количества квадратных метров, определенной в соответствии с расчетной нормой.
2. Меры, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются пострадавшему участнику строительства один раз в отношении одного жилого помещения, предусмотренного в договоре с недобросовестным застройщиком.
В соответствии со ст. 6 Закона УР от 08.07.2014 N 42-РЗ:
1. Предоставление в соответствии с настоящим Законом мер по защите прав пострадавших участников строительства осуществляется пострадавшим участникам строительства, включенным в соответствии с настоящим Законом в список пострадавших участников строительства.
2. Пострадавший участник строительства подлежит включению в список пострадавших участников строительства в следующих случаях:
1) вступление в законную силу судебного постановления, установившего обоснованность требований пострадавшего участника строительства к недобросовестному застройщику о передаче в целях исполнения договора жилого помещения либо возврате денежных средств в связи с расторжением договора, либо признанием договора недействительным или незаключенным;
2) вступление в законную силу приговора суда в отношении представителя недобросовестного застройщика по факту нарушения прав и законных интересов граждан, чьи денежные средства привлечены на строительство многоквартирного дома, включенного в соответствии с настоящим Законом в перечень проблемных объектов, в соответствии с которым пострадавший участник строительства признан потерпевшим.
Постановлением Правительства УР от 18.08.2014 N 320
утвержден Порядок формирования и ведения списка пострадавших участников строительства.
В соответствии с п. 5. Порядка уполномоченный орган формирует Список в соответствии с хронологической последовательностью подачи пострадавшими участниками строительства заявления о включении в Список по форме согласно приложению к настоящему Порядку. В случае если заявления поданы в один день, заявители указываются в Списке в алфавитном порядке.
В соответствии с п. 6. Порядка к заявлению прилагаются копии следующих документов:
1) паспорта гражданина Российской Федерации;
2) договора, подтверждающего возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;
3) документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома;
4) вступившего в законную силу судебного постановления или приговора суда, предусмотренных настоящего Порядка.
Судом установлено, что заявители обратились Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики с заявлениями о включении в Список пострадавших участников строительства. К заявлениям были приложены необходимые, предусмотренные законом и приведенными положениями порядка документы, о чем свидетельствует то, что в принятии заявлений отказано не было.
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики приняло заявления к рассмотрению, рассмотрело их на заседании рабочей группы. Заявителям были направлены письма, названные: «Отказ во включении в список пострадавших участников строительства». При этом отказы, направленные Т.Н.В., М.А.А. и А.Ю.Н. мотивированы тем, что ими заключены договоры уступки прав требования после 1.01.2012г., действие Закона УР №42-РЗ на правоотношения, вытекающие из этих договоров, не распространяется. Отказ, направленный Е.О.М., мотивирован тем, что он приобретал нежилое помещение, в связи с чем действие Закона УР №42-РЗ на правоотношения, вытекающие из этого договора, не распространяется.
Заявители оспаривают указанные отказы во включении в список, мотивируя тем, что данными отказами нарушено их право на получение предусмотренных законом мер по защите прав пострадавших участников строительства. Суд соглашается с доводами заявителей. Отказы во включении в список действительно препятствуют получению заявителями указанных мер государственной поддержки, т.е. могут быть оспорены ими в порядке главы 25 ГПК РФ.
Обстоятельства, послужившие основаниями для отказа во включении в список, Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики не подтверждены. Так, в качестве основания для отказа указано, что заявители Т.Н.В., М.А.А. и А.Ю.Н. заключили договоры после 1.01.2012г. Между тем, судом установлено, что данные лица приобретали жилые помещения у ОАО «Химстрой» с участием комиссионера в 2008г. Об этом свидетельствуют договоры комиссии от 2008г., заключенные ими с Е.О.М., в соответствии с которыми комиссионер обязался по поручению заявителей, в их интересах и за их счет, но от своего имени заключить предварительные договоры на приобретение жилых помещений. Денежные средства заявителями также были переданы в 2008г.
Приведенными выше положениями закона установлено, что право на получение мер поддержки имеют лица, заключившие договор участия в долевом строительстве или иной гражданско-правовой договор о приобретении жилья. Каких-либо исключений из данных положений не установлено. Таким образом, приобретение жилья с участием в правоотношении комиссионера и с заключением договора комиссии также соответствует положениям закона. В связи с этим отказ во включении данных заявителей в список противоречит закону, нарушает права заявителей.
Отказ во включении в список заявителя Е.О.М. также противоречит закону. Он мотивирован тем, что заявитель приобрел помещение на первом этаже жилого дома, а все помещения на первом этаже в соответствии с проектом являются нежилыми. Между тем, заявитель заключил договор о приобретении жилого помещения. При разрешении настоящего спора суд полагает необходимым исходить только из положений договора, поскольку заявитель при заключении договора не обязан был знать о содержании проектной документации. Более того, проектная документация в ходе строительства могла изменяться, в том числе и в связи с заключенными договорами участия в долевом строительстве. Более того, заявителю при заключении договора была выдана копия плана помещения из проекта, согласно которой приобретаемое им помещение является жилым.
При изложенных обстоятельствах оспариваемые отказы противоречат закону, в связи с чем заявления подлежат удовлетворению. На Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики должна быть возложены обязанность включить заявителей в Список пострадавших участников строительства. При этом заявители должны быть включен в список исходя из даты подачи ими заявлений 29.09.2014г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Заявления Т.Н.В., Е.О.М., М.А.А., А.Ю.Н. удовлетворить.
Решение Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, оформленное письмом от 08.10.2014г. об отказе во включении Т.Н.В. в Список пострадавших участников строительства признать незаконным.
Решение Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, оформленное письмом от 10.10.2014г. об отказе во включении Е.О.М. в Список пострадавших участников строительства признать незаконным.
Решение Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, оформленное письмом от 08.10.2014г. об отказе во включении М.А.А. в Список пострадавших участников строительства признать незаконным.
Решение Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, оформленное письмом от 08.10.2014г. об отказе во включении А.Ю.Н. в Список пострадавших участников строительства признать незаконным.
Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики включить Т.Н.В., Е.О.М., М.А.А., А.Ю.Н. в Список пострадавших участников строительства, исходя из даты подачи ими заявлений 29.09.2014г.
На решение может быть подана апелляционные жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате на компьютере судьей Михалевым А.А.
Председательствующий судья Михалев А.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 04.12.2014г.