Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 16 декабря 2021 года
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Сухановой Д.А.,
с участием представителя административного истца Шапошникова С.И.,
представителя административного ответчика Кочергиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-№ по административному иску Захаровой М. А. к департаменту градостроительства г.о. Самара о признании недействительным распоряжения и возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Административный истец Захарова М.А. обратилась в суд с административным иском к департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа и возложении обязанностей.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что по ее обращению распоряжением № РД-1790от <дата> департамента градостроительства г.о. Самара утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий в кадастровом квартале 63:№, категория земель, земли населенных пунктов, в пределах территории зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных постановление Самарской городской думы от <дата> №, расположенного по адресу: <адрес>, 23 км <адрес>, с видом разрешенного использования «Ведение садоводства».
В соответствии с указанным распоряжением истцом осуществлено образование и кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера №, площадью 731 кв.м, состоящий из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 640 кв.м, принадлежащего истцу, и земельного участка, площадью 92,5 кв.м, планируемый к перераспределению в пользу истца из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Однако, распоряжением департамента градостроительства г.о. Самара № РД-2190 от <дата> истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, по основанию расположения образуемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Одновременно, данным распоряжением отменено распоряжение № РД-1790от <дата>.
Учитывая, что образуемый при распределении земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, имеются все основания для заключения соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в собственности истца, истец вновь обратилась в департамент градостроительства г.о. Самары с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления истца получен отказ департамента градостроительства г.о. Самары № <адрес>-1 от <дата> со ссылкой на распоряжение № РД-2190 от <дата> и расположение образуемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Административный истец, полагая отказ незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы, просит суд
- признать незаконным отказ департамента градостроительства г.о. Самара № <адрес>-1 от <дата> об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков;
- обязать департамента градостроительства г.о. Самара заключить соглашение о перераспределении земельного участка, госсобственность на который не разграничена и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335012:955.
В судебное заседание административный истец Захарова М.А., извещенная о рассмотрении дела, не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения спора не представила.
Представитель административного истца Шапошников С.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Кочергина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
В судебное заседание заинтересованное лицо - Управление Росреестра по <адрес> не явилось, о рассмотрении дела извещалось своевременно и надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Настоящее административное исковое заявление об оспаривании уведомления органа местного самоуправления от <дата>, направлено в суд <дата>, т.е. в течение 3-х месяцев с момента принятия оспариваемого решения.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцу Захаровой М.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63№, по адресу: <адрес>, 23 км <адрес>, площадью 640 кв.м, государственная регистрация права 63:01:№-1 от <дата>.
Распоряжением от <дата> № РД-1790 департамента градостроительства г.о. Самара по заявлению Захаровой М.А. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 63:01:0329003, категория земель, земли населенных пунктов, в пределах территории зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных постановление Самарской городской думы от <дата> №, расположенного по адресу: <адрес>, 23 км <адрес>, с видом разрешенного использования «Ведение садоводства», согласно прилагаемой схеме. Площадь образуемого земельного участка 731 кв.м, в том числе: 640 кв.м – земельный участок с кадастровым номером 63:№, находящийся в собственности Захаровой М.А.; 92,5 кв.м – земельный участок, планируемый к перераспределению из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в пользу Захаровой М.А.
Согласно выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 731 кв.м, поставлен на кадастровый учет <дата>, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 63:№, площадью 640 кв.м, принадлежащий Захаровой М.А.
Распоряжением департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> № РД-2190 Захаровой М.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку образуемый земельного участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Пунктом 3 указанного распоряжения отменено распоряжение № РД-1790от <дата> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Указанное распоряжение от <дата> № РД-2190 не оспаривалось, незаконным не признано.
По заявлению Захаровой М.А. о заключении соглашения о перераспределении земельных участков от <дата> письмом от <дата> № <адрес>-1 департамент градостроительства г.о. Самара, ссылаясь на распоряжение от <дата> № РД-2190, сообщил об отсутствии правовых оснований для заключения соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе в связи с расположением образуемого объекта в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
С указанным ответом истец не согласился и обратился в суд с настоящим иском.
В силу п.1 ст. 28 Устава городского округа <адрес>, принятого Решением Думы городского округа Самара от <дата> №, департамент градостроительства городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемый настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.
Основания и порядок предоставления государственных и муниципальных земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату регламентированы положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Данные нормы в качестве основного способа приватизации земли предусматривают проведение торгов.
В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перераспределение земельных участков происходит на основании соглашения, которое заключено в порядке статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, а также при условии соблюдения случаев и оснований перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой, установленных статьей 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом процедура перераспределения земельных участков не может преследовать фактическую цель предоставления земельного участка, поскольку в противном случае использование этой процедуры может быть расценено в качестве способа обхода закона, что запрещено статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (постановление Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу N А58-7850/2017).
В статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 2 вышеприведенной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам, установлены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 названной выше статьи, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что распоряжение департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> № РД-2190 об отказе Захаровой М.А. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и отмене распоряжения № РД-1790от <дата> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» не оспаривалось. Более с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории истец не обращалась.
В силу п.2 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ без утверждения проекта межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка отсутствуют основания для заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Из положения п. 6 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ следует, чтоВ течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
Пунктом 8 указанной статьи предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Анализируя представленные материалы суд не находит оснований для признания незаконными действия департамента градостроительства г.о. Самара, выразившиеся в отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, изложенном в ответе от <дата> № <адрес>-1.
При таких обстоятельствах, судом не установлено в действиях административного органа нарушений либо несоответствие требованиям нормативных правовых актов.
Вместе с тем судом не установлено нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку последний не лишен возможности повторного обращения с заявлением в уполномоченный орган.
Таким образом, судом не установлено оба существенных условий для признания действий административного органа незаконными и возложений обязанностей, оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Захаровой М. А. к департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконнымидействия, выразившиеся в отказе заключения соглашения о перераспределении земельных участков оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено <дата>.
Судья: И.А. Щетинкина