Дело № 5-61/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с. Корткерос, ул. Советская, д. 187 29 августа 2018 года
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Федотова М.В., при секретаре Рочевой В.С., с участием представителя администрации сельского поселения «Корткерос» Андреева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3. КоАП РФ в отношении юридического лица администрации сельского поселения «Корткерос», юридический и фактический адрес: <адрес>, ХХХ,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от <дата> ХХХ Администрация сельского поселения «Корткерос» нарушила законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических нормативов, не выполнении санитарно-эпидемиологических мероприятий. В нарушение ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пп.1.2, 2.1.1, 2.3.1., 2.3.5, 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п. 3.11. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» на момент осмотра придомовой территории возле с мусоросборника (дворовой помойницы), расположенного по адресу: <адрес>, образован земляной вал. Имеются признаки закопанного в него мусора, ранее разбросанного по всей территории, в том числе сверху наблюдается крупногабаритный мусор (отдельные части бывшей мебели, кухонной утвари, доски и пр.). Мусоросборник наполнен более чем на 2\3 жидкими бытовыми отходами и другим мусором; крышка мусоросборника открыта, решетка забита мусором, не очищена. Отсутствие уборки территории и образование несанкционированной свалки отходов и мусора по адресу: <адрес>, свидетельствует о ненадлежащем содержании такой территории со стороны правообладателя соответствующего земельного участка, ответственного за содержание территории. В силу положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Коми № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поседений в Республике Коми», Решения Совета СП «Корткерос» от <дата> ХХХ к полномочиям администрации отнесено участие в организации деятельности по сбору, в том числе раздельному сбору, и транспортированию твердых коммунальных отходов. Действия администрации сельского поселения «Корткерос» квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.
Ведущий специалист-эксперт ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе ФИО1, составившая административный протокол, надлежащим образом уведомлена о дате и времени рассмотрения административного материала, в судебное заседание не явилась, об отложении дела не ходатайствовала. Суд считает возможным рассмотреть материал в ее отсутствие.
Представитель лица, привлекаемого административной ответственности, руководитель администрации сельского поселения «Корткерос» (далее администрации СП «Корткерос», администрация) - Андреев И.А. с правонарушением не согласился. Полагает, что администрация не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку в ее обязанности не входит содержание придомовой территории многоквартирного жилого дома.
Заслушав участников процесса, свидетеля ФИО2, изучив представленные материалы суд, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Санкция данной статьи для юридических лиц предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 8 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (далее Закон) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Указанный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Ст. 11 Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (чч. 1, 3 ст. 39 Закона).
Ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением такое противоправное и виновное действие, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ установлена ответственность.
Из протокола об административном правонарушении, представленных материалов следует, что <дата> в период с <...>. в ходе проверки и осмотра территории домовладений по <адрес>, проведенных в связи с коллективным обращением граждан, проживающих в <адрес> по вопросу ненадлежащего содержания помойницы в дворе домов по <адрес>, следует, что:
в <...> м. к востоку от <адрес> установлен мусоросборник из железобетонных колец для сбора жидких бытовых отходов (далее ЖБО), сверху мусоросборника железобетонная крышка с оборудованной решеткой. Решетка предназначена для отделения твердых бытовых отходов (далее ТБО), решетка не очищена, забита мусором. Рядом с мусоросборником для ЖБО образован земляной вал, в котором имеются признаки мусора, закопанного в земляной вал, в том числе сверху наблюдается крупногабаритный мусор (отдельные части бывшей мебели, кухонной утвари, ветки, доски и т.д.). Возле мусоросборника стоит зловонный запах. Мусоросборник наполнен ЖБО и другим мусором более чем на 2/3 объема. Территория сырая, заболочена. Для сбора ТБО установлен 2 металлических контейнера возле <адрес>. Очистка контейнеров не проведена (переполнены).
В силу ч. 1 ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 21 Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с нормами СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п.2.1.1). Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом (п. 2.2.10). Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим (п. 2.3.1). Помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Не реже одного раза в неделю помещение необходимо промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами. Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых. Неканализованные уборные и выгребные ямы дезинфицируют растворами состава: хлорная известь (10%), гипохлорид натрия (3 - 5%), лизол (5%), нафтализол (10%), креолин (5%), метасиликат натрия (10%). (Эти же растворы применяют для дезинфекции деревянных мусоросборников. Время контакта - не менее 2 мин.). Запрещается применять сухую хлорную известь (исключение составляют пищевые объекты и медицинские лечебно-профилактические учреждения) (п. 2.3.5).
Согласно пп. 1.1, 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест". Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий.
В соответствии с пп. 2.1, 2.2. СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" дератизационные мероприятия включают в себя комплекс организационных, профилактических, истребительных мер, проводимых юридическими и физическими лицами, с целью ликвидации или снижения численности грызунов и уменьшения их вредного воздействия на человека и окружающую его среду. На объектах в городских и сельских населенных пунктах (строения, сооружения или помещения производственного, непроизводственного, вспомогательного, жилого, бытового, общественного и иного назначения)… юридическими и физическими лицами должны осуществляться дератизационные мероприятия, направленные на борьбу с грызунами (серые и черные крысы, мыши, полевки и другие). Организацию и проведение дератизационных мероприятий обеспечивают, в том числе, юридические лица, которые должны обеспечивать профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами; дератизационные мероприятия в жилых зданиях, помещениях, сооружениях, балансодержателями которых они являются, и на прилегающей к ним территории (пп. 3.1., 3.3). Согласно п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 санитарно-гигиенические мероприятия включают, помимо прочего, использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
В силу ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона № 89-ФЗ, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 7 ч.1 ст. 1 Закона Республики Коми № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих сельских поселений.
Как следует из материалов дела, администрации вменяется ненадлежащее содержание территории сельского поселения, выразившееся в отсутствии уборки придомовой территории <адрес> и <адрес>, и, в связи с этим, образование несанкционированной свалки отходов и мусора на территории данных домовладений, поскольку администрация, по мнению должностного лица органа контроля, является правообладателем соответствующего земельного участка.
Между тем, в материалы дела не представлены доказательства принадлежности земельного участка администрации СП «Корткерос».
Соответствии с положениями ст. 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен жилой дом, с элементами благоустройства и озеленения, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном участке объекты, являются общим имуществом собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Кроме того, в соответствии Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 17 (п. 3.7.1) организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с подп. «г», «д», «ж» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, помимо прочего, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, содержание и уход за иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества. П. 11(1) Правил закреплено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Данный минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, и предусматривает работы по содержанию придомовой территории, в том числе уборку придомовой территории; работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов, в том силе содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения, вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории.
Администрация СП «Корткерос» не предоставляет услуги по управлению, обслуживанию и эксплуатации многоквартирных жилых домов. Напротив, в материалах дела имеются копии заключенных во исполнение положений ст. 161, 164 Жилищного кодекса РФ договоров от <дата> ХХХ, от <дата> ХХХ, от <дата> ХХХ оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, том числе названных выше домов. При этом, указанные договоры предусматривают выполнение работ, оказание услуг в части уборки придомовой территории, вывоз ЖБО и ТБО, в том числе крубногабаритного мусора, ООО «Корткеросская управляющая компания».
Кроме того, в материалах дела не имеется и доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами; действующим законодательством на администрацию не возложена обязанность по уборке и содержанию придомовой территории многоквартирных жилых домов.
Также из материалов дела, протокола об административном правонарушении отсутствуют доказательства нарушения администрацией п. 2.3.5 СанПиН 42-128-4690-88, закрепляющего правила содержания и уборки дворовых уборных, а также п. 2.3.1, устанавливающего требования к самой дворовой помойнице.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в действиях администрации СП «Корткерос» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, а потому производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь стст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Администрации сельского поселения «Корткерос» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья М. В. Федотова