Судья: Протасов Д.В. Дело № 33-6965/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Галушкиной С.Л.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 марта 2015 г. апелляционную жалобу Филипповой Ольги Александровны на решение Лыткаринского городского суда Московской области от 22 января 2015 г. по делу по заявлению Филипповой Ольги Александровны о признании незаконным постановления главы г. Лыткарино Московской области от 02 декабря 2014 г. № 954-п и об обязании восстановить права,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения Филипповой О.А. и ее представителя Головина В.Е., Филиппова Ю.Ю.
установила:
Филиппова О.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы г. Лыткарино Московской области от 02 декабря 2014 г. № 954-п и об обязании восстановить права.
В обоснование заявления Филиппова О.А. указала, что на основании постановления главы г. Лыткарино Московской области от 23 декабря 2011 г. № <данные изъяты> ее семья была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище города Лыткарино» на 2009-2012 годы, действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Оспариваемым постановлением ее семья, состоящая из четырех человек (она, супруг Филиппов Ю.Ю., сын Филиппов М.Ю. и дочь Филиппова А.Ю.), была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище города Лыткарино» на 2014-2024 годы, действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Заявитель ссылалась, что при регистрации в жилом помещении по месту проживания мужа намерений ухудшать жилищные условия у нее не было, в связи с этим полагала, что администрация неправомерно исходила из данного обстоятельства при снятии ее семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании в суде первой инстанции заявитель Филиппова О.А. заявленные требования поддержала.
Заинтересованное лицо Филиппов Ю.Ю. в судебное заседание явился, заявленные О.А. Филипповой требования поддержал.
Администрации г.Лыткарино о времени и месте рассмотрения дела была извещена, просила рассмотреть дело без участия ее представителя.
Управление жилищно-коммунального хозяйства и развития городской инфраструктуры г. Лыткарино о времени и месте рассмотрения дела извещено, просило рассмотреть дело без участия его представителя.
Решением Лыткаринского городского суда Московской области от 22 января 2015 г. в удовлетворении заявленных Филипповой О.А. требований отказано.
В апелляционной жалобе Филиппова О.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Филиппова О.А. и ее представитель Головин В.Е. в судебное заседание явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Заинтересованное лицо Филиппов Ю.Ю. также поддержал в судебном заседании доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованные лица – администрация г. Лыткарино и Управление жилищно-коммунального хозяйства и развития городской инфраструктуры г. Лыткарино о времени и месте рассмотрения дела были извещены в установленном порядке, своих представителей в судебное заседание не направили. Управление жилищно-коммунального хозяйства и развития городской инфраструктуры г. Лыткарино просило рассмотреть дело без участия его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В целях формирования рынка доступного жилья, в том числе рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, обеспечения комфортных условий проживания гражданам России, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 принята Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы.
В рамках этой программы разработан ряд подпрограмм, в том числе "Обеспечение жильем молодых семей".
В целях повышения доступности жилья для населения, обеспечения безопасных и комфортных условий проживания в Московской области постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. № 655/34 утверждена государственная программа Московской области "Жилище". В рамках этой программы разработан ряд подпрограмм, в том числе "Обеспечение жильем молодых семей". В рамках указанных подпрограмм федерального и регионального уровня разработана подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище г. Лыткарино» на 2009-2012 г., а в последующем подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище г. Лыткарино» на 2014-2024 г.г.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (Приложение № 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище") участницей федеральной подпрограммы и Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет;
2) признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 5-10 этих Правил;
3) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке и по условиям, установленным Государственным заказчиком;
4) имеющая место жительства в Московской области;
5) наличие согласия совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, федеральными органами власти персональных данных о членах молодой семьи по форме согласно приложению № 1 к этим Правилам.
В силу пунктов 5 и 6 Правил для целей федеральной подпрограммы и Подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления муниципального образования Московской области нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) жилых помещений, и (или) части жилого(ых) помещения(ий), принадлежащих на праве собственности членам молодой семьи.
В соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Совета депутатов г. Лыткарино от 27 апреля 2005 г. № <данные изъяты> учетная норма в г. Лыткарино установлена в размере не более 9 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> г. Филиппов Ю.Ю. и Гвоздева (Филиппова) О.А. заключили брак.
До 04 октября 2011 г. Филиппова О.А. была зарегистрирована в жилом доме общей площадью 111,8 кв.м. по адресу: <данные изъяты> вместе с матерью Гвоздевой Л.И., <данные изъяты> года рождения, и отцом Гвоздевым А.И., <данные изъяты> года рождения. Собственником жилого помещения является ее мать Гвоздева Л.И.
До 04 октября 2011 г. супруг Филипповой О.А. - Филиппов Ю.Ю. и ее сын Филиппов М.Ю. были зарегистрированы по месту жительства в квартире общей площадью 49,8 кв.м. по адресу: <данные изъяты>, собственником указанного жилого помещения являлась Князева В.Н., 1939 года рождения (бабушка Филиппова Ю.Ю.). Всего в жилом помещении было зарегистрировано 6 человек.
04 октября 2011 г. Филиппова О.А., Филиппов Ю.Ю. и Филиппов М.Ю. зарегистрировались в жилом помещении общей площадью 60,5 кв.м, расположенном по адресу: <данные изъяты>, где кроме семьи Филипповой О.А. проживали: Филиппов Н.Г., <данные изъяты> года рождения, и Филиппова М.Г., <данные изъяты> года рождения, - дедушка и бабушка Филиппова Ю.Ю.; Ильина Н.Н., <данные изъяты> года рождения, и Ильин А.И., <данные изъяты> года рождения, - тетя и двоюродный брат Филиппова Ю.Ю. (всего по месту жительства было зарегистрировано 7 человек). Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Филиппову Н.Г., Ильиной Н.Н., Ильину А.И.
После регистрации семьи Филипповых по вышеуказанному адресу Филиппова О.А. обратилась в администрацию г. Лыткарино с заявлением о принятии ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением главы г. Лыткарино от 23 декабря 2011 г. № 816-п семья Филипповой О.А., состоящая из трех человек (она, супруг Филиппов Ю.Ю., сын Филиппов М.Ю.) была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Лыткарино Московской области» на 2009 - 2012 годы», действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Постановлением главы г. Лыткарино от 20 марта 2012 г. № 190-п в состав семьи О.А. Филипповой включен второй ребенок – дочь Филиппова А.Ю., 2012 года рождения.
Постановлением главы г. Лыткарино от 25 июня 2014 г. № 502-п семья О.А. Филипповой, состоящая из 4 человек, включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище города Лыткарино» на 2014-2024 годы, действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Оспариваемым постановлением главы г.Лыткарино Московской области от 02 декабря 2014 г. № 954-п семья О.А. Филипповой снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключена из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". При этом администрация исходила из того, что 04 октября 2011 г. имело место ухудшение жилищных условий семьи Филипповой О.А. (до регистрации семьи Филипповой О.А. в квартире № 11, уровень обеспечения их жилыми помещениями превышал учетную норму, а после регистрации в этой квартире – стал ниже учетной нормы) и с момента ухудшения до момента постановки на учет нуждающихся не прошло пяти лет.
Признавая указанное постановление о снятии семьи Филипповой О.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях законным, суд указал, что до регистрации семьи Филипповой О.А. в кв. 11 уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений семьи Филипповых превышал установленную в г. Лыткарино учетную норму жилого помещения, право пользования жилыми помещениями, в которых до 04 октября 2011 г. члены семьи Филипповой О.А. состояли на регистрационном учете, они не утратили, расценил указанные действия Филипповых как направленные на ухудшение своих жилищных условий, и с учетом того, что с момента такого ухудшения не прошло пяти лет, пришел к выводу о том, что семья Филипповой О.А. не могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, необоснованно была поставлена на учет нуждающихся и правомерно была снята с учета.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Конкретного списка действий, которые следует считать намеренным ухудшением жилищных условий, в ЖК РФ не содержится, статьей 53 ЖК РФ предусмотрены лишь последствия такого ухудшения. Содержание статей 5 и 12 ЖК РФ позволяет сделать вывод, что установление такого перечня действий находится в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (Приложение № 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище") молодые семьи, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие молодые семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К указанным действиям относятся:
1) раздел, обмен или мена жилого помещения;
2) перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
3) изменение порядка пользования жилым помещением, в том числе заключение гражданином - собственником жилого помещения договора найма принадлежащего ему жилого помещения (части жилого помещения) или договора безвозмездного пользования принадлежащим ему жилым помещением (частью жилого помещения), заключение гражданином - нанимателем жилого помещения по договору социального найма договора поднайма занимаемого жилого помещения (части жилого помещения);
4) вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения либо членом жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма в принадлежащее ему (занимаемое им) жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением:
общих несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей гражданина и его супруги (супруга);
своих несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей;
несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей его супруги (супруга);
своих нетрудоспособных родителей, не являющихся собственниками (не являвшихся членами семьи собственника) жилых помещений и не производивших отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в течение пяти лет, предшествующих дате регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем (занимаемом) гражданину(ом);
несовершеннолетних детей, родившихся у членов семьи гражданина, зарегистрированных по месту жительства в принадлежащем (занимаемом) гражданину(ом) жилом помещении;
5) отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения), доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, за исключением случаев расторжения договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты, признания сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
6) выход из жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с получением пая;
7) расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в случаях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации;
8) выселение членов молодой семьи по их инициативе из жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателей (членов семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственников (членов семьи собственника) жилого помещения;
9) отказ от наследства, в состав которого входит(ят) пригодное(ые) для проживания жилое(ые) помещение(я) (комната, квартира (часть квартиры), жилой дом (часть жилого дома) либо доля(и) в праве общей долевой собственности на жилое(ые) помещение(я);
10) согласие лица, имеющего право на приватизацию жилого помещения, которым данное лицо имеет право пользоваться, на передачу его в собственность одного или нескольких граждан, имеющих право на приватизацию данного жилого помещения (отказ от участия в приватизации).
Как указывалось выше, Филиппова О.А., Филиппов Ю.Ю. и Филиппов М.Ю. не являлись собственниками или нанимателями каких-либо жилых помещений, в том числе тех, в которых они проживали до переезда в квартиру № 11.
До переезда Филиппова О.А. обладала правом пользования жилым помещением только на территории другого субъекта (в Пензенской области) и имела вполне обоснованное желание проживать вместе с другими членами своей семьи (супругом и малолетним сыном), которые проживают в Московской области.
При проживании до 04 октября 2011 г. Филиппова Ю.Ю. (супруга) и Филиппова М.Ю. (сына) в квартире № <данные изъяты> норма жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего, составляла 8,3 кв.м (то есть менее учетной нормы 9 кв.м). При проживании семьи Филипповой О.А. в квартире № <данные изъяты> норма жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего составляла 8,6 кв.м, что также было меньше учетной нормы.
Переезд своей семьи в квартиру № 11 Филиппова О.А. объяснила в суде апелляционной инстанции согласием собственников этой трехкомнатной квартиры выделить для проживания ее семьи одну из комнат в этой трехкомнатной квартире. Квартира № <данные изъяты>, в которой до 04 октября 2011 г. предоставлялось право проживания Филиппову Ю.Ю. и Филиппову М.Ю., была двухкомнатной, и семье Филипповой О. А. с учетом проживания в этой квартире 6 человек не могла быть выделена отдельная комната, в связи с чем до переезда в квартиру № <данные изъяты> они были вынуждены арендовать для проживания иное жилое помещение.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства и естественного желания супругов проживать вместе, единой семьей со своими малолетними детьми, указанные действия семьи Филипповой О.А. не могут расцениваться в качестве действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.
Судебная коллегия полагает также необходимым отметить, что вышеуказанные действия Филипповой О.А. и членов ее семьи были известны на момент подачи Филипповой О.А. заявления о постановке на учет нуждающихся в жилых помещения, и эти действия не помешали семье Филипповой О.А. быть принятой на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Учитывая вышеизложенное, оснований для исключения семьи Филипповой О.А. из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" не имелось.
В связи с этим решение суда, которым отказано в удовлетворении требований Филипповой О.А. о признании незаконным постановления главы администрации о снятии ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещения и исключении из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" не может быть признано законным и обоснованным, и это решение подлежит отмене.
Отменив решение суда первой инстанции, судебная коллегия принимает новое решение о признании незаконным постановления главы г. Лыткарино Московской области от 02 декабря 2014 г. № 954-п и об обязании главы г. Лыткарино восстановить Филиппову О.А. и членов ее семьи (супруга и двух детей) на учете нуждающихся в жилых помещениях и в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище г. Лыткарино» на 2014-2024 годы, действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», с учетом первичной постановки на учет в 2011 г.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лыткаринского городского суда Московской области от 22 января 2015 г. отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Филипповой Ольги Александровны удовлетворить: признать незаконным постановление главы г. Лыткарино Московской области от 02 декабря 2014 г. № 954-п, обязать главу г. Лыткарино восстановить Филиппову О.А. и членов ее семьи (супруга и двух детей) на учете нуждающихся в жилых помещениях и в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Жилище г. Лыткарино» на 2014-2024 годы, действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», с учетом первичной постановки на учет в 2011 г.
Председательствующий
Судьи