Дело №2-418/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2019 года Ленинский районный суд г. Томска в составе
председательствующего судьи Ананичевой Н.Б.
при секретаре Ильиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело иску публично-правового образования «Томская область» в лице Областного государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Томской области» (далее – ОГКУ «Томскавтодор») к Антоненко О.В. о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области,
установил:
публично-правовое образование «Томская область» в лице ОГКУ «Томскавтодор» обратилось в суд с иском к Антоненко О.В., в котором просит взыскать с ответчика в доход бюджета Томской области в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области, 64018,52 руб.
Свои требования истец мотивировал тем, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специального разрешения, выдаваемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом. 01.07.2016 на пункте весового контроля, расположенном на 56 км автомобильной дороги Томск-Каргала-Колпашево (с. Мельниково), установлен факт нарушения допустимых весовых параметров транспортным средством марки Howo с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, владельцем которого на момент причинения время являлся АнтоненкоО.В., который перевозил тяжеловесный груз без специального разрешения. Указанное транспортное средство двигалось по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области, находящимся в собственности Томской области и переданным в оперативное управление ОГКУ «Томскавтодор». Факт определения весовых параметров зафиксирован в акте №38 от 01.07.2016, при составлении которого каких-либо замечаний относительно процедуры взвешивания, маршрута и его протяженности, оборудования и условий, при которых производилось взвешивание, не предъявлялось.
Осуществление расчета, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области, производится ОГКУ «Томскавтодор» в пределах установленной предельной численности работников и бюджетных ассигнований бюджета Томской области на очередной финансовых год, предусмотренных на руководство и управление в сфере установленных функций. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 №934 об утверждении Правил возмещения вреда, постановлением Администрации Томской области от 15.02.2010 №50а, постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» истцом произведен расчет размера вреда, причиненного транспортным средством Howo с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> вреда, который составил 64018,52 руб. В адрес ответчика была направлена претензия №9 от 01.07.2016 с требованиями об уплате причиненного ущерба, однако каких-либо мер ответчиком не предпринято, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства представитель истца ОГКУ «Томскавтодор» Минина Е.С., действующая на основании доверенности №48 от 27.12.2018 со сроком полномочий по 31.12.2019, в судебное заседание не явилась, доказательств уважительности причин своей неявки, а равно ходатайство об отложении дела слушанием на более поздний срок суду не представила.
Ответчик Антоненко О.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание также не явился, не представив суду доказательств уважительности причин своей неявки; ходатайств об отложении дела слушанием на более поздний срок суду от ответчика также не поступало.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), а также учитывая сроки рассмотрения гражданских дел, установленные ст.ст. 61 , 154 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закон об автомобильных дорогах к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 10.11.2010 №221а, автомобильные дороги: Томск – Мариинск (учётный номер 69ОПРЗ69К-1), Михайловка – Александровское – Итатка (учётный номер 69 ОПМЗ69Н-18), Кузовлево – Светлый (учётный номер 69 ОПМЗ69К-17), Томск – Самусь (учётный номер 69ОПРЗ69К-16), Объездная дорога г. Томска (учётный номер 69 ОПРЗ69К-4), Томск – Каргала – Колпашево (учётный номер 69ОПРЗК-2), являются дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области.
Согласно выписке из реестра государственного имущества Томской области от 26.03.2013 № 36/24-1071 автомобильные дороги: Томск – Мариинск (07026055000248), Михайловка – Александровское – Итатка (07026055000116), Кузовлево – Светлый (07026055000197), Томск – Самусь (07026055000757), Объездная дорога г. Томска (07026055000228), Томск – Каргала – Колпашево (07026055000245, 07026055000264), являются собственностью Томской области.
Распоряжениями Администрации Томской области от 22.12.2015 №1008-ра, от 14.09.2011 №893-ра, от 10.05.2012 №409-ра, от 02.03.2012 №203-ра, от 06.04.2012 №320-ра «О закреплении государственного имущества» автомобильные дороги закреплены на праве оперативного управления за ОГКУ «Томскавтодор», что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о регистрации права от 13.07.2016 №70-70/001-70/001/031/2016-3560/1, от 13.12.2011 70-АВ214963, от 30.11.2011 70-АВ208544, от 30.11.2011 70-АВ208137, от 27.06.2012 №70-АВ287462, от 04.07.2012 70-АВ288754, от 28.05.2012 70-АВ276802 (л.д. 23-29).
В соответствии с п. 1.8 ч. 1 Устава ОГКУ «Томскавтодор», утвержденного распоряжением Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 01.03.2013 №15, ОГКУ «Томскавтодор» выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу подп. 2 п. 2.2 ч. 2 Устава для достижения целей, указанных в п. 2.1 Устава, ОГКУ «Томскавтодор» осуществляет деятельность по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Согласно подп. 15 п. 2.2 ч. 2 Устава, ОГКУ «Томскавтодор» осуществляет в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами расчет размера вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогами общего пользования межрегионального и межмуниципального значения Томской области и сооружениями на них.
Таким образом, ОГКУ «Томскавтодор» является надлежащим ответчиком и вправе обращаться в суд в интересах публично-правового образования «Томская область» в целях возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ОГКУ «Томскавтодор» ссылается на то, что автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, принадлежащим Томской области, причинен вред.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Статья 1079 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
Согласно пункту 1 статьи 1079 кодекса, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Следовательно, для возложения на лицо обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, необходимо установление его юридического и фактического владения источником повышенной опасности.
В соответствии со статьей 27 вышеуказанного Закона использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В пункте 2 части 1 статьи 29 Закона об автомобильных дорогах установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В силу ч. 9 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приведенной нормой, а также на основании подп. 5.2.53.31 п. 5 Положения Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №395, приказом Минтранса России от 29.03.2018 №119 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Вместе с тем на момент причинения ответчиком вреда автомобильным дорогам действовал приказ Минтранса России от 27.04.2011 №125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств».
Принимая во внимание положения ст. 4 ГК РФ, изложенные в исковом заявлении обстоятельства, суд при разрешении настоящего спора руководствуется Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 27.04.2011 №125.
В рассматриваемом споре основным доказательством причинения вреда является акт весового контроля, содержание которого позволяет определить как основания для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда, так и размер взыскиваемой платы.
В соответствии с п. 2.1.1.1.3 указанного выше Порядка основным документов по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства является акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
В акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения (в км); полная масса транспортного средства (т); допустимая фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществляющим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 01.07.2016 на пункте весового контроля, расположенного на 56 километре автомобильной дороги Томск – Каргала – Колпашево (с. Мельниково) при инструментальном контроле весовых параметров транспортного средства Howo с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> под управлением водителя ФИО1 были выявлены нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов. Так водителем транспортного средства было допущено превышение предельно допустимых значений нагрузки на ось при отсутствии разрешения органов управления дорожным хозяйством на право перевозки тяжеловесных грузов. Масса транспортного средства установлена весами, прошедшими поверку и признанными годными к эксплуатации.
Указанное в судебном заседании сторонами не оспаривалось, доказательств обратному не представлалось.
Собственником транспортного средства Howo с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> является ответчик Антоненко О.В., что подтверждается свидетельством о регистрации ТС серии 70 05№171982 (л.д. 10).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным лицом был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось №38 от 01.07.2016 (л.д. 9), из которого следует, что транспортное средство Howo с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> двигалось по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области: Томск – Мариинск (с 70,6 км по 4,8 км), Михайловка – Александровское – Итатка (с 0 км – 4,5 км), Кузовлево – Светлый (с 0 км – по 7,2 км), Томск – Самусь ( с 9 км – по 12,1 км), Объездная дорога г. Томска (с 0 км – по 16,4 км), Томск – Каргала – Колпашево (с 17 км по 56 км), всего им пройдено 136 км. Специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза отсутствовало.
Изложенное в акте подтверждается представленной в материалы дела товарно-транспортное накладной №456 от 01.07.2016 (л.д. 12).
Указанный акт ответчиком не оспорен, доказательств, свидетельствующих об обратном, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.
Исходя из представленных доказательств, судом установлен факт провоза 01.07.2016 транспортным средством Howo с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> тяжеловесного груза по автомобильной дороге с превышением предельно допустимых нагрузок, в результате чего автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области был причинен ущерб.
Согласно части 12, пункту 2 части 13 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации; размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок возмещения вреда владельцами автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934.
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Пунктом 3 Правил установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года (пункт 5 Правил).
Согласно расчету истца размер вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесного груза, составил 64018,52 руб. При этом ущерб рассчитан за превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Суд не находит оснований для признания данного расчета неправильным. Расчет произведен с учетом показателей размера вреда, установленных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934, а также данных о превышении предельно допустимых осевых нагрузок, установленных актом №38 от 01.07.2016. При этом суд учитывает, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств иного размера ущерба, причиненного истцу, не приведен контррасчет размера ущерба.
Из материалов дела усматривается, претензия о возмещении ущерба, врученная водителю ФИО1, оставлена Антоненко О.В. без удовлетворения (л.д. 13).
Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ОГКУ «Томскавтодор» о взыскании с Антоненко О.В. вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области, в размере 61018,52 руб.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Поскольку иск, заявленный ОГКУ «Томскавтодор», удовлетворен, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в связи с чем с нее в доход местного бюджета в соответствии со статьей 333.19 НК РФ подлежит взысканию с государственная пошлина в размере 2120,56 рублей, поскольку требования прокурора носят неимущественный характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования публично-правового образования «Томская область» в лице Областного государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Томской области» к Антоненко О.В. о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области удовлетворить.
Взыскать с Антоненко О.В. в доход бюджета Томской области в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области, 64018 (шестьдесят четыре тысячи восемнадцать) рублей 52 копейки.
Взыскать с Антоненко О.В. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 2120 (две тысячи сто двадцать) рублей 56 копеек, от уплаты которой истец был освобожден.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Н.Б. Ананичева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>