Решение по делу № 33а-1122/2020 от 13.03.2020

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

судья Грабовский Д.А.

докладчик Долбнин А.И. дело № 33а-1122/2020 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Липецк 30 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Долбнина А.И.,

судей Жуковой Н.Н., Букреева Д.Ю.,

при помощнике судьи Фатеевой Ю.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Терехова ФИО11 на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 17 февраля 2020 года (административное дело №2а-851/2020), которым постановлено:

«Административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-5 г. Липецка УФСИН России по Липецкой области об установлении административного надзора в отношении административного ответчика Терехова А.Ю. удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Терехова А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: Липецкая область, г. Липецк, <адрес>, сроком на 3 (три) года.

Возложить на Терехова А.Ю. следующие административные ограничения:

обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц для регистрации,

запрет выезда на пределы Липецкой области без разрешения органа внутренних дел,

запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства по адресу: Липецкая область, г. Липецк, <адрес>, с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. за исключением случаев производственной необходимости».

Заслушав доклад судьи Долбнина А.И., судебная коллегия

установила:

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Липецкой области обратилось в суд с иском к Терехову А.Ю. об установлении административного надзора. В обоснование иска административный истец указал, что Терехов А.Ю. в период отбывания наказания в местах лишения свободы характеризуется отрицательно, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переведен в строгие условия содержания. Состоит на профилактическом учете как склонный к систематическому нарушению Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Административный истец просил установить в отношении Терехова А.Ю. административный надзор сроком на 3 года с обязательной явкой 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, с запрещением выезда за пределы Липецкой области без разрешения органов внутренних дел, а также с запрещением пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства по адресу: Липецкая область, город Липецк, <адрес>, с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.

В судебное заседание представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Липецкой области Кузнецов Г.А. поддержал доводы, указанные в административном исковом заявлении, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Административный ответчик Терехов А.Ю. в судебном заседании административное исковое заявление признал частично, просил суд снизить срок административного надзора до 1 года, количество явок в орган внутренних дел до 1 раза, ссылаясь на то, что все нарушения порядка отбывания наказания у него были техническими, он их признает, в добровольном порядке возместил вред, причиненный преступлением.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе, поданной в Липецкий областной суд, административный ответчик Терехов А.Ю. просит изменить решение суда, снизив снизить срок административного надзора.

Лица, участвующие в деле, в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и своевременно, причины неявки неизвестны, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. Судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствии указанных лиц.

Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Исходя из требований части 7 статьи 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудипротоколирования и протокола, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом письменного заключения прокурора о законности решения суда, вместе с тем просил исключить из резолютивной части решения ссылку на конкретный адрес регистрации и проживания поднадзорного, а также словосочетание «производственной необходимости», судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда приходит к следующему.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ).

В силу статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ задачами административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, вступившим в законную силу приговором Правобережного районного суда г. Липецка от 19 декабря 2013 года Терехов А.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима без штрафа и без ограничения свободы (л.д. 12-24).

Совершенное Тереховым А.Ю. преступление, предусмотренное частью <данные изъяты> УК РФ, в силу части 4 статьи 15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений, срок погашения судимости за него согласно статье 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления – не позднее 23 мая 2013 года) составляет восемь лет после отбытия наказания.

Постановлениями врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Липецкой области от 9 августа 2016 года осужденный Терехов А.Ю. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания (л.д. 26, 27).

Терехов А.Ю. администрацией ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области характеризуется отрицательно. За время нахождения в следственном изоляторе поощрений не имел. Имел 1 взыскание, которое было наложено до вступления приговора в законную силу. По 1 факту нарушения режима содержания проведена беседа воспитательного характера. В ФКУ ИК-5 г. Липецка прибыл 4 апреля 2014 года. От работы по благоустройству колонии, отряда, согласно статье 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, уклонялся. Систематически нарушал требования установленного порядка отбывания наказания. Постановлением начальника ФКУ ИК-5 от 9 августа 2016 года Терехов А.Ю. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Комиссией по профилактике правонарушений исправительного учреждения от 6 сентября 2016 года поставлен на профилактический учет, как склонный к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка. 25 февраля 2018 года убыл в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области в единое помещение камерного типа (ЕПКТ). Всего имеет 59 взысканий, поощрений не имеет. По фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания проведены беседы воспитательного характера. Социально-полезные связи с родственниками поддерживает в установленном законом порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Липецкой области, правильно исходил из того, что имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении Терехова А.Ю. административного надзора сроком на 3 года, поскольку он признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характеризуется отрицательно, а также обоснованно учитывал поведение осужденного за весь период отбывания наказания.

Срок административного надзора определен правильно, в пределах, установленных статьей 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.

Тем самым, ограничения, установленные Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, в данном случае в отношении Терехова А.Ю.

Судебная коллегия отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с положениями статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.

Количество, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, определено судом в пределах, установленных пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, и с учетом обстоятельств дела является разумным.

Кроме того, устанавливая административное ограничение в виде запрета выезда за пределы Липецкой области без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или фактического нахождения суд первой инстанции с учетом сведений о регистрации административного ответчика в г. Липецке.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости контроля за поведением Терехова А.Ю. после освобождения для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов и установления административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них.

Установленные судом административные ограничения не ухудшают положение Терехова А.Ю. не отягчают его ответственность, а устанавливают контроль за его поведением после отбытия наказания по месту его жительства, способствуют предупреждению совершения им преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.

Терехов А.Ю. не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм статьи 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также ставить вопрос о частичной отмене административных ограничений.

Кроме того, пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ предусматривает право поднадзорного лица обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами.

Учитывая совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характер допущенных нарушений, последующее поведение административного ответчика в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания административного ответчика злостным нарушителем порядка отбывания наказания, судебная коллегия приходит к выводу, что административный надзор установлен Терехову А.Ю. обоснованно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что им полностью погашен гражданский иск, не являются основанием для отказа в установлении административного надзора, поскольку согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.

Указание в жалобе на то, что судом вынесено решение без учета данных об окончании Тереховым А.Ю. в период отбывания наказания несколько учебных заведений, что, по мнению административного ответчика свидетельствует о стремлении к трудоустройству и повышению профессионального уровня, не является основанием для отмены или изменения судебного решения.

Установленные судом административные ограничения направлены на предупреждение совершения Терехова А.Ю. преступлений и правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.

Судебная коллегия соглашается с установленными в отношении Терехова А.Ю. административными ограничениями, поскольку они необходимы и направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.

Выводы суда первой инстанции основаны на исследованных доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, нарушений норм материального и процессуального права допущено судом не было. Оснований к отмене судебного решения не имеется.

Вместе с тем, в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 названного Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 названного Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 названного Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Судебная коллегия не может согласиться с формулировками установленных Терехову А.Ю. административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., в части указания производственной необходимости, исходя из того, что формулировки административных ограничений, установленных судом и указанных в резолютивной части решения должны быть четко определенными.

Данные административные ограничения надлежит изложить в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ.

Исходя из разъяснений, данных в абзаце 9 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 при определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии предоставления соответствующих доказательств.

Таких доказательств в материалах административного дела не имеется и административным ответчиком не представлено. Кроме того абзац 6 резолютивной части решения суда не соответствует формулировкам, изложенным в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, а потому судебная коллегия полагает необходимым ее изменить, дополнив словами «по месту фактического нахождения».

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению и изложению абзаца 2 резолютивной части решения в следующей редакции: «Установить административный надзор в отношении Терехова ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, сроком на 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения».

Изменить абзац 6 резолютивной части решения и изложить его в следующей редакции: «запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания», в остальной части решение суда оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Липецка от 17 февраля 2020 года изменить, изложить абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции:

«Установить административный надзор в отношении Терехова ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, сроком на 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения».

Изменить абзац 6 резолютивной части решения и изложить его в следующей редакции: «запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания».

В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Липецка суда от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Терехова ФИО11 – без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подписи

Копия верна:

Судья

Секретарь

6

33а-1122/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Октябрьского района г. Липецка
ФКУ ИК-5 УФСИН России по ЛО
Ответчики
Терехов Алексей Юрьевич
Другие
Кузнецов Глеб Александрович
Бессонова Жанна Владимировна
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Долбнин А.И.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2020Передано в экспедицию
30.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее