Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5796/2014 ~ М-6054/2014 от 31.07.2014

№ 2-5796/13-2014 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 сентября 2014 года г.Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи: Авериновой А.Д.,

при секретаре: Перминовой Ю.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Атанова <данные изъяты> об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права,

У С Т А Н О В И Л:

Атанов Л.Л. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ( далее по тексту - Управление Росреестра по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении изменений в единый государственный реестр прав и выдаче повторного свидетельства о праве собственности на земельный участок площадью 57000 кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, и обязании устранить допущенные нарушения его прав. При этом указав, что ему на праве собственности по договору дарения принадлежит указанный земельный участок. Постановлением Администрации Новопоселеновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок включен в земли населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к заинтересованному лицу с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр. Однако, решением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в государственной регистрации права, что, по мнению заявителя, является нарушением его прав.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен комитет по управлению имуществом <адрес>.

В судебное заседание Атанов Л.Л. не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.

Его представитель по доверенности Никольникова О.Б. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по изложенным в обосновании заявления доводам.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по <адрес> по доверенности Борзенков Р.Э. просил в удовлетворении требований отказать, так как решение от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, поскольку администрация Новопоселеновского сельсовета не наделена полномочиями по переводу земель из одной категории в другую с изменением вида разрешенного использования, поскольку это входит в полномочия комитета по управлению имуществом <адрес>.

Представитель комитета по управлению имуществом <адрес> в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Предоставил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без их участия.

Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия, бездействия органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному правовому акту.

Таким образом, для признания оспариваемого решения государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод заявителя. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий исключает признание судом действий должностного лица незаконными.

По делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий возложена на лицо, чьи действия выступают предметом судебной проверки (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ).

В то же время на заявителя возложена обязанность доказывания факта нарушения его прав и свобод в результате совершения оспариваемых действий.

Судом установлено, что Атанову Л.Л. на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 57000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения- для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ г.

Постановлением Администрации Новопоселеносвкого сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью 57000 кв.м включен в границы населенного пункта <адрес> с изменением вида разрешенного использования на вид «для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально – технического, продовольственного снабжения».

ДД.ММ.ГГГГ Атанов Л.Л. в лице своего представителя по доверенности Никольниковой О.Б. обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав, а именно в части изменения категории земельного участка и выдачи нового свидетельства о государственной регистрации с предоставлением квитанции об оплате государственной пошлины и постановления от ДД.ММ.ГГГГ г., кадастровый паспорт земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> было направлено заявителю уведомление о приостановлении государственной регистрации за и в связи с возникшими у государственного регистратора сомнения в наличии (отсутствии) у органа местного самоуправления полномочий на принятие постановления от ДД.ММ.ГГГГ (обладал ли исполнительный орган местного самоуправления соответствующей компетенцией на издание акта, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт, или же изменение характеристик земельного участка отнесено к компетенции органа государственной власти); в наличии (отсутствии) у органа местного самоуправления полномочий на направление такого акта к в орган кадастрового учета; в наличии (отсутствии) у органа кадастрового учета полномочий по внесению изменений в ГКН в отношении местоположения земельного участка без заявления лица, которое в силу ст. 30 Закона о кадастре наделено полномочиями по внесению изменений в ГКН, а также в связи с тем, что в ЕГРП, ГКН и документах, предоставленных на государственную регистрацию содержатся сведения не тождественные друг другу.

Решением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в государственной регистрации, поскольку изменение категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:11:121205:82, с нарушением установленного порядка, что влечет недействительность соответствующих характеристик.

Согласно статье 2 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( далее по тексту - Закона о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

На основании ст. ст. 9, 13 Закона о регистрации в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, а также проведение правовой экспертизы документов, направленной на установление отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 33 приказа Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности: проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества; проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки; проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям; проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации; принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.

Согласно п. 38 указанных методических рекомендаций при проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа рекомендуется в том числе проверить: соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа (пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 18, пункт 1 статьи 20 Закона); обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт (статья 9, пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 20 Закона); наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (статья 9, пункт 1 статьи 20 Закона), например, у продавца и его представителя (если сделка совершается представителем).

Согласно пунктам «в», «д», «к» ч.1 ст. 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Статье 1 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участок из одной категории в другую» определено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, устанавливаемом Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» о утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В силу ч. 4 ст. 4.1 вышеуказанного Федерального закона орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Частью 5 ст. 4.1 данного Федерального закона определено, что орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в ч. 4 настоящей статьи заявления: подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

В соответствии с ч. 13 ст. 4.1 Закона № 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте части 5 настоящей статьи.

Согласно ч. 18 ст. 4.1 Закона № 191-ФЗ, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные ч. 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что до ДД.ММ.ГГГГ решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка принимал исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а с ДД.ММ.ГГГГ – исполнительный орган местного самоуправления.

Судом установлено, что постановление Администрации Новопоселеновского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О включении земельных участков в границы населенного пункта <адрес>» принято на основании Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и решения Собрания депутатов Новопоселеновского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Новопоселеновский сельсовет» <адрес>».

Кроме того, указанным постановлением изменена не только категория земельного участка, но и его вид, в связи с чем, постановление от ДД.ММ.ГГГГ издано в порядке соответствующем требованиям градостроительного и земельного законодательства.

Как следует из предоставленных материалов, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 57000 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально – технического, продовольственного снабжения.

Довод представителя Росреестра по <адрес> о том, что согласно сведений, поступивших из комитета по управлению имуществом <адрес>, решения о включении в границы населенного пункта земельного участка с кадастровым номером ими не принималось, не свидетельствует о законности оспариваемого решения, так как <адрес> не наделена таковыми полномочиями.

Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах, судом установлено нарушение прав заявителя, решение Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует нормам материального права, в связи с чем, требования, заявленные Атановым Л.Л., подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 57000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 57000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:

2-5796/2014 ~ М-6054/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Атанов Леонид Леонидович
Другие
УФСГР кадастра
Комитет по управлению муниципальным имуществом
Суд
Ленинский районный суд г. Курска
Судья
Аверинова Анна Дмитриевна
Дело на сайте суда
lensud--krs.sudrf.ru
31.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2014Передача материалов судье
31.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.08.2014Предварительное судебное заседание
21.08.2014Предварительное судебное заседание
03.09.2014Предварительное судебное заседание
11.09.2014Судебное заседание
19.09.2014Судебное заседание
24.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее