дело № 2-949/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2018 г. г. Валуйки
Валуйский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Порошина А.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Косовой О.И.,
с участием представителей истца по доверенностям Шинкар И.В., Леоновой Н.Н., представителя ответчиков Балашовой С.А., Балашова А.А., Золотарёва Я.А. по назначению суда адвоката Валуйской юридической конторы № 2 БОКА Кирпилева А.А.,
в отсутствие ответчиков Балашовой С.А., Балашова А.А., Золотарёва Я.А., представителя третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского поселения «Поселок Уразово» муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области к Балашовой Светлане Александровне, Балашову Алексею Анатольевичу, Золотарёву Янушу Александровичу о снятии с регистрационного учета, прекращении права собственности на жилой дом и его снятии кадастрового учета,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что на территории городского поселения «Поселок Уразово», по адресу: <адрес>, находится земельный участок, который длительное время никем не используется и зарос сорной растительностью. Согласно имеющихся документов, на земельном участке расположен жилой дом площадью 39,7 кв.м., с кадастровым номером №, принадлежащий Золотаревой С.А., в котором зарегистрированы ответчики Балашова С.А., Балашов А.А., Золотарёв Я.А., однако фактически жилище не существует, разрушено, ответчики более 20 лет по указанному адресу не проживают, место их текущего нахождения не известно.
Дело инициировано иском администрации городского поселения «Поселок Уразово» муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области, просившей: прекратить право собственности Балашовой (Золотарёвой) С.А. на жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу; обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области снять с государственного кадастрового учета жилой дом; признать ответчиков Балашову С.А., Балашова А.А., Золотарёва Я.А. прекратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представители истца по доверенностям Шинкар И.В., Леонова Н.Н. поддержали заявленные требования. Пояснили, что по сведениям Валуйского филиала ГУП «Белоблтехинвентаризация», спорный жилой дом зарегистрирован за Балашовой (Золотарёвой) С.А. на основании договора купли-продажи от 15.07.1988 г., зарегистрированными в нем значатся: собственница, а также Балашов А.А., Золотарёв Я.А. Ответчики более 20 лет по месту регистрации не проживают, место их нахождения не известно. Жилой дом полностью разрушен. Уточнили, что наличие сведений о праве собственности Балашовой (Золотарёвой) С.А. на жилой дом нарушает установленное федеральным законом право администрации городского поселения «Поселок Уразово» на распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Ответчики Балашова С.А., Балашов А.А., Золотарёв Я.А. в судебное заседание не прибыли, причин неявки суду не сообщили, о месте и времени заседания извещались надлежаще и своевременно. Для осуществления защиты интересов ответчиков и представления их интересов судом, в соответствии со ст. 50 ГПК РФ, назначен представитель адвокат Кирпилев А.А., просивший в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, возражений не представил.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и может его использовать как для личного проживания, так и для проживания членов его семьи.
Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи от 15.07.1988 года за Балашовой (Золотарёвой) С.А. зарегистрировано в Валуйском БТИ право собственности на жилой дом площадью 39,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 8-9, 18). В предусмотренном законом порядке в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области право собственности на жилой дом ответчицей не оформлено, однако жилище состоит на кадастровом учете аз №, что следует из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений (л.д.19), выписки из ЕГРН (л.д.14-17).
Согласно справки главы администрации городского поселения «Поселок Уразово», сведений ОАСР УМВД России по Белгородской области, предоставленных по запросу суда, в жилом доме зарегистрированы по настоящее время, но фактически не проживают Балашова С.А., Балашов А.А., Золотарёв Я.А. (л.д. 28).
Земельный участок по адресу: <адрес> в собственности Балашовой (Золотарёвой) С.А., ответчиков не значится, что следует из выписки из ЕГРН (л.д. 10-13).
В ходе комиссионного обследования указанного земельного участка было установлено, что участок длительное время никем не используется и зарос сорной растительностью, объекты капитального строительства на нем отсутствуют, фактически спорного жилого дома не существует, он полностью разрушен, что зафиксировано соответствующим актом комиссии и фототаблицей к нему (л.д. 20,21, 22-26), подтверждается выпиской из похозяйственной книги № 2 администрации городского поселения «Поселок Уразово» (л.д. 29).
Оснований сомневаться в указанном акте обследования, у суда не имеется. Стороной ответчиков акт не оспорен.
Кроме того, судом установлено, что ответчики более 20 лет по указанному адресу не проживают, место их текущего нахождения не известно, что подтверждается справками главы администрации городского поселения «Поселок Уразово» (л.д. 27, 28), показаниями свидетелей ФИО13, ФИО14, ставить под сомнение которые у суда оснований нет, поскольку свидетели не заинтересованы в исходе дела, их показания согласуются с материалами дела и сторонами в судебном заседании не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ Золотарёва С.А. вступила в брак и стала носить фамилию Балашова С.А., что следует из предоставленной суду по запросу записи акта о заключении брака.
Исходя из ст. 2 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан, организаций, права и интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ одним из оснований прекращения права собственности на вещь, в том числе недвижимую, является ее гибель. Таким образом, гибель или уничтожение имущества являются основанием для прекращения права собственности на него.
В п. 1 ст. 11 ГК РФ установлен принцип судебной защиты нарушенного права. Перечень способов защиты нарушенного права установлен ст. 12 ГК РФ, и не является исчерпывающим.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Наряду со способами защиты гражданских прав, установленными ст. 12 ГК РФ, в абз. 4 п. 52 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указан такой способ защиты права собственности, как признание права отсутствующим.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 4 п. 52 Постановления № 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из системного толкования указанных норм следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности. Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество, при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
По мнению суда, в рассматриваемом случае, спорный объект недвижимости (жилой дом) утратил свои свойства в связи с его полным разрушением, что исключает его использование в соответствии с первоначальным назначением.
Из совокупности исследованных доказательств судом установлено, что права на земельный участок по адресу: <адрес> не разграничены. Земельный участок находится в государственной собственности, право распоряжения земельным участком передано органу местного самоуправления - администрации городского поселения «Поселок Уразово» муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район». Права на спорный земельный участок у ответчиков отсутствуют, что подтверждается совокупностью указанных выше доказательств, в том числе, уведомлением об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (л.д. 19), выпиской из ЕГРН об отсутствии зарегистрированных прав на земельный участок (л.д. 10-13).
Таким образом, поскольку спорный объект недвижимости утратил свои свойства (полностью разрушен), что исключает его использование в соответствии с первоначальным назначением, право собственности ответчика Балашовой (Золотарёвой) С.А., на жилой дом по адресу: <адрес> подлежит прекращению, в связи с чем Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области обязано снять с государственного кадастрового учета указанный объект с кадастровым номером №.
Сохранение существующих сведений о зарегистрированном праве собственности Балашовой (Золотарёвой) С.А. на спорный дом нарушает права истца, к компетенции которого, согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", как органа местного самоуправления, относится распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории городского поселения «Поселок Уразово».
Доказательств обратного, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчиков не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что сохранение права собственности на отсутствующий объект недвижимого имущества нарушает права и законные интересы администрации городского поселения «Поселок Уразово» муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район», как органа уполномоченного на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Далее, в силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ 17 июля 1995 г. за № 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Исходя из смысла и во взаимосвязи приведенных норм права, суд полагает, что местожительство гражданина должно располагаться в объекте недвижимого имущества и должно совпадать с местом регистрации.
В случае утраты недвижимостью свойства объекта гражданских прав (в данном случае - гибелью в связи с разрушением), исключающей возможность его использования в соответствии с назначением, что означает и прекращение неимущественного права гражданина на регистрацию в нем.
Длительное отсутствие ответчиков по месту регистрации указывает на то, что, выехав в иное постоянное место жительства, они добровольно отказались от своих прав и обязанностей. Таким образом, законных оснований для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилищем судом не установлено и последними не заявлено, в силу чего оно подлежит прекращению.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года Правительство Российской Федерации утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Постановление от 17 июля 1995 № 713 в ред. от 23.12.2016), п. 31 которых предусматривает снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае признания прекратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Поскольку прекращение права пользования жилым помещением влечёт и утрату данного права, ответчики подлежат снятию с регистрационного учёта.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчики утратили законные основания и право пользования жилым домом, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ 39,7 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ 39,7 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░) ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «06» ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░