Дело № 2-3497 /14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2014 года г. Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи : Кадыровой Э.Р.
при секретаре : Биктаевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <данные изъяты> района г. Уфы в интересах Буранбаевой Г.М., И.А.М., И.А.М., И.И.М. к <данные изъяты>, <данные изъяты> об оспаривании действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> района г. Уфы в интересах Б. Г.М., И.А.М., И.А.М., И.И.М. обратился в суд с иском к <данные изъяты> об отмене п.2 постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № о закреплении права на жилую площадь за несовершеннолетним И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ., И.И.М., ДД.ММ.ГГГГ.р., Г. ДД.ММ.ГГГГ.р., А., ДД.ММ.ГГГГ.р., по адресук: <адрес>. Восстановить право Б.Г.М.., И.А.М., И.А.М.,И.И.М. на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке.
В обоснование иска указывает, что прокуратурой <данные изъяты> района г. Уфы проведена проверка по обращению Б.Г.М. по исполнению законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе, которой установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. И.М.Х. и И.С.Р. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних Б. (ранее И.)Г.М.., И.А.М., И.А.М., И.И.М..
Пунктом 2 постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об учреждении опеки над несовершеннолетними И.Г.М., И.А.М., И.А.М., И.И.М.. за ними закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>. Между тем, установлено, что собственником спорного дома является И.Р.Х.. Кроме того, несовершеннолетние дети по указанному адресу не проживали, а проживали у опекуна по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением <данные изъяты> № И.Г.М. с составом семьи 4 человека приняты на учет как нуждающиеся в жилых помещениях. В льготную очередь семья И. поставлена не была, т.к. за ними было закреплено жилое помещение по <адрес>.
Распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. И.И.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения по договору специализированного найма.
В последующем прокурор <данные изъяты> района г. Уфы уточнил иск в порядке ст. 39 ГПК РФ и предъявил требования также к <данные изъяты> и <данные изъяты>, при этом основания иска не изменились и просит признать незаконным п. 2 постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № в части закрепления за несовершеннолетними детьми жилого помещения, восстановить право Б.Г.М., ДД.ММ.ГГГГ, И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ., И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ., И.И.М., ДД.ММ.ГГГГ на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать <данные изъяты> включить Б.Г.М., ДД.ММ.ГГГГ И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ., И.И.М., ДД.ММ.ГГГГ список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пом. Прокурора <данные изъяты> района г. Уфы Б.А.И. в судебном заседании иск поддержали, просили удовлетворить, по доводам, изложенным в иске.
Истец И.А.М. и И.А.М. в суд не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Истцы Б.Г.М.., И.А.М. в судебном заседании заявленные требования прокурора подержали, просили удовлетворить.
Представитель истца по доверенности А.Д.А. в судебном заседании заявленные требования прокурора подержал, просил удовлетворить.
Представитель <данные изъяты> РБ по доверенности Э.Е.О. в судебном заседании просит в иске отказать и применить срок исковой давности по оспариванию решений органов местного самоуправления.
Представитель <данные изъяты> в суд не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается распиской. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо Г.Ф.Н. суду пояснила, что дети всегда проживали с ней, когда родителей лишили родительских прав. По <адрес> они не проживали, собственником дома является другой человек.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Частью 1 ст. 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Доводы представителя ответчика, что истцом пропущен срок исковой давности по оспариванию постановления органа местного самоуправления судом не принимается, поскольку оспариваемое постановление нарушает права истцов в то время несовершеннолетних детей, и в силу своего возраста на тот момент они не могли в силу своего возраста обратиться в суд с иском за защитой своего права.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 208 ГК Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
Установлено, что постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. Г.Ф.Н. назначена опекуном над несовершеннолетними И. А., ДД.ММ.ГГГГ И.И.М.,ДД.ММ.ГГГГ, Г.,ДД.ММ.ГГГГ., А., ДД.ММ.ГГГГр. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетними детьми И. А., ДД.ММ.ГГГГ., И.И.М.,ДД.ММ.ГГГГ., Г.,ДД.ММ.ГГГГ., А., ДД.ММ.ГГГГ.закреплено право на жилье по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., запись регистрации «№ собственником <адрес> является И.Р.Х. на основании решения мирового судьи судебного участка № по Октябрьскому району г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. и свидетельства о праве на наследство по завещанию.
Из объяснений Г.Т.А. и Я.Р.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Б.Г.М.. и И.А.М. постоянно проживали у своей бабушки по адресу: <адрес>, <адрес>.
При таких обстоятельствах, п. 2 постановление <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. о закреплении за несовершеннолетними детьми И. А., ДД.ММ.ГГГГ., И.И.М.,ДД.ММ.ГГГГ.р., Г.,ДД.ММ.ГГГГ.р., А., ДД.ММ.ГГГГ.р. право на жилье по адресу: <адрес>, суд считает незаконным, поскольку указанным постановлением нарушаются их права на получение жилья в соответствии с жилищным кодексом РФ.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми
Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении за актовой записью № И.Г.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ., где родителями указаны мать: И.С.Р., отец :И.М.Х..
Согласно свидетельству о рождении за актовой записью № И.А.М. родился ДД.ММ.ГГГГ., где родителями указаны мать: И.С.Р., отец :И.М.Х..
Согласно свидетельству о рождении за актовой записью № И.А.М. родился ДД.ММ.ГГГГ., где родителями указаны мать: И.С.Р., отец :И.М.Х..
Согласно свидетельству о рождении за актовой записью № И.И.М. родился ДД.ММ.ГГГГ., где родителями указаны мать: И.С.Р., отец :И.М.Х..
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. И.М.Х., И.С.Р. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: И.Г.М., ДД.ММ.ГГГГ, И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ., И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ р., И.И.М., ДД.ММ.ГГГГ
Установлено, что на И.Г.М. переведена очередность ее матери И.С.Р. датой включения в льготный список ДД.ММ.ГГГГ. с составом семьи: братья И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ., И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ., И.И.М., ДД.ММ.ГГГГ..
Из выписки списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что И.А.М. с составом семьи: жена-И.О.Р. состоит на учете на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (без учета льготы) ; И.И.М. состоит на учете на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. как ребенок-сирота, дети оставшиеся без попечения родителей: И.А.М. состоит на учете на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. (без учета льготы).
Материалами дела установлено, что И.Г.М., ДД.ММ.ГГГГ И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ., И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ, относятся к категории детей оставшиеся без попечения родителей, состоят на учете как нуждающиеся с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела, следовательно на них распространяются льготы, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и следует восстановить их права на включение в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать <данные изъяты> включить Б.Г.М., ДД.ММ.ГГГГ, И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ., И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ., в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В требованиях прокурора <данные изъяты> района г. Уфы о восстановлении права и включении И.И.М., ДД.ММ.ГГГГ. в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий суд полагает необходимым отказать, поскольку последний уже состоит в указанном списке и его права действиями ответчика не нарушены.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора <данные изъяты> района г. Уфы в интересах Буранбаевой Г.М., <данные изъяты> И.А.М.,<данные изъяты> И.А.М., <данные изъяты> И.И.М.,<данные изъяты>. к <данные изъяты>, <данные изъяты>, о признании постановление в части незаконным, обязании включить в список детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий – УДОВЛЕТВОРИТЬ ЧАСТИЧНО.
Признать незаконным п. 2 Постановление главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № о закреплении права на жилую площадь за несовершеннолетними детьми И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И.И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., А.,ДД.ММ.ГГГГ.р. по адресу: <адрес>.
Восстановить право Б.Г.М., ДД.ММ.ГГГГ.р., И.А.М.,ДД.ММ.ГГГГ., И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ на включение в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как дети -сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Обязать <данные изъяты> включить Б.Г.М.,ДД.ММ.ГГГГ.р., И.А.М.,ДД.ММ.ГГГГ И.А.М., ДД.ММ.ГГГГ., в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как дети -сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В остальной части иска -ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий Э.Р.Кадырова