Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2014г. г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Искаковой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-114/14 по исковому заявлению Марченко Л. Н. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары, Администрации городского округа Самары, Администрации Красноглинского района г. Самары, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самары, ООО «Содружество «Мой дом» об обязании произвести капительный ремонт,
У С Т А Н О В И Л:
Марченко Л.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самары об обязании произвести капительный ремонт, указав, что <адрес>, в котором истица проживает с 1977г. состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара на основании постановления Главы Администрации г. Самары.
Дом 1971 года постройки, капитальный ремонт дома не проводился с момента постройки. Физический износ дома близок к аварийному состоянию дома, что представляет угрозу жизни и здоровья проживающих в нем граждан.
Необходимость проведения капитального ремонта подтверждается актами внеплановых и плановых осмотров инженерных коммуникаций в подвальном помещении дома проводимых управляющими компаниями и контролирующими органами.
Подвал дома затоплен на протяжении нескольких лет стоками из свищей на канализационной системе дома, система холодного водоснабжения требует капитального ремонта в связи с разрушением труб.
Рубероидная кровля в квартирах 5 – го этажа протекает, сливы, отводящие талую и дождевую воду, конструктивно выполнены не правильно и не функционируют, вода течет по стенам, разрушая фасад.
В 2010г. Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самары заключен муниципальный контракт с ООО «Проект Монтаж» на проведение капитального ремонта кровли на <адрес>. Ремонт был выполнен. Однако сразу после ремонта, кровля стала протекать по всему периметру, в результате чего образовались протечки на потолке и стенах квартир 5 этажа дома.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что бывший наймодатель в лице Департамента управления имуществом городского округа Самары не исполнил своей обязанности по капитальному ремонту дома, истица просила суд обязать ответчика выполнить капитальный ремонт <адрес>, в том числе - капитальный ремонт фасада дома с проведением утепления стен пенополиэстироловыми материалами; ремонт кровли по разработанному специализированной организацией проекту, соответствующему современным требованиям и стандартам; полную замену системы холодного водоснабжения с установкой труб из полиуретана; полную замену системы канализации, включая отводы и колодцы; восстановление освещения в подвале и на чердаке в соответствии с современными требованиями; замену сгнивших перекрытий подвала и полов 1 этажа; установку решеток на вентиляционных окнах подвала, восстановление приямков и отмостков вокруг всего периметра дома; восстановление асфальтового покрытия тротуара и проезжей части перед домом; организацию дренажной системы по отведению талой и дождевой воды с тротуара и проезжей части перед домом; восстановление бордюрного ограждения и травяного покрытия прилегающей к дому территории, и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании Марченко Л.Н. поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации городского округа Самары К., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., возражала против удовлетворения требований истицы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., также возражала против удовлетворения требований истицы, указала, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Представитель ООО «Содружество «Мой Дом» К., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., возражал против иска, указал, что общество производит только текущий ремонт, средств на капитальный ремонт не имеется.
Администрация Красноглинского района городского округа Самары и Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самары в судебное заседание не явились, были извещены.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Марченко Л.Н. является сособственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно акту комиссии в составе ЖЭУ-2 и ООО «Жилкомсервис» от ДД.ММ.ГГГГ., в указанном доме требуется капитальный ремонт канализационной системы и комиссия считает необходимым включить в титульный лист капитального ремонта канализационную систему дома на 2009г. (л.д.5).
Согласно ответу Администрации Красноглинского района городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ., капитальный ремонт кровли <адрес> <адрес> <адрес>, включен в проект титульного списка на 2009г. (л.д.9).
С ДД.ММ.ГГГГ. обслуживание данного дома осуществляется ООО «Содружество «Мой Дом» на основании договора управления многоквартирными домами.
Согласно акту планового осмотра общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Самара, <адрес>, <адрес>, ООО «Содружество «Мой Дом» от ДД.ММ.ГГГГ., в доме требуется капитальный ремонт ХВС, и замена труб канализационной системы (л.д.10).
Из ответа Администрации Красноглинского района городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что работы по ремонту канализации дома в проект титульного списка капитального ремонта жилищного фонда многоквартирных домов на 2010г. не включены, в связи с ограниченным финансированием (л.д.7).
Согласно акту проверки Государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ., в ходе проверки выявлена коррозия металла трубопроводов системы канализации, трубопроводов ХВС, увлажнение грунта, подтопление подвального помещения.
Из материалов дела следует, что истица неоднократно обращалась по вопросу проведения капитального ремонта дома.
Из ответов Администрации Красноглинского района городского округа Самары следует, что в проект титульного списка капитального ремонта жилищного фонда многоквартирных домов, дом истицы не включен на 2009г., 2010г, 2011г., 2012г, 2013г. из-за ограниченного финансирования.
Из письма Администрации Красноглинского района городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что вопрос о проведении капитального ремонта инженерных коммуникаций будут учтены при формировании проекта титульного списка капитального ремонта на 2014г.
Согласно ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с изменениями и дополнениями) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из содержания указанной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Тем самым не допускается возложение на гражданина, приобретшего жилое помещение в процессе приватизации, обязанности устранять недостатки этого помещения, а равно несущих конструкций и ограждающих элементов здания в целом, имевшие место на момент передачи квартиры в собственность бывшего нанимателя.
Факт необходимости проведения капитального ремонта ответчиками не оспаривается, капитальный ремонт произведен не был, работы по капитальному ремонту не были включены в титульные списки по причине ограниченного финансирования, в связи с чем, требования Марченко Л.Н. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доказательств того, что в доме был произведен капитальный ремонт до приватизации квартир в доме, суду не предоставлено.
В силу п. 2 ст. 4 2. Жилищного кодекса РФ участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Таким образом, наймодателем (бывшим наймодателем) в рассматриваемом случае является муниципальное образование – городской округ Самара, а не его конкретный орган, который выступает представителем наймодателя (бывшего наймодателя).
В силу ч. 2 ст. 125 ГК РФ органы местного самоуправления от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальным правовым актом, определяющим статус органов местного самоуправления на территории Г. округа Самара, является Устав городского округа Самара.
В силу ст. 25 Устава городского округа Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области (п. 1). Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения наделяется, в числе прочего, полномочиями: разрабатывать проект решения о бюджете городского округа Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществлять исполнение бюджета городского округа Самара (подп. «а» п. 3); осуществлять функции по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных заказчиков городского округа Самара (подп. «а» п. 3).
Пунктом 1.1 Положения «Об утверждении положения «О Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара», утвержденного решением Думы г.о. Самара от 10.03.2011 г. № 70, установлено, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 2.2. названного положения основными задачами Департамента являются, в том числе, участие в организации работ по содержанию, реконструкции и ремонту объектов коммунального хозяйства.
В целях выполнения возложенных задач Департамент осуществляет следующие функции:
-осуществляет планирование бюджетных ассигнований на капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, на основании предложений территориальных органов Администрации городского округа Самара (п. 3.11.),
-представляет предложения по перечню объектов с указанием необходимых объемов бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности (п. 3.12.),
-разрабатывает план работ по ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства городского округа Самара (п. 3.21.).
Таким образом, обязанность по планированию бюджетных ассигнований на капитальный ремонт, по разработке плана работ по ремонту возложена на Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара, который не является самостоятельным органом местного самоуправления, будучи отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по требованиям Марченко Л.Н. о производстве капитального ремонта является Администрация городского округа Самары.
Вместе с тем, требования истицы о производстве капитального ремонта дома в виде конкретных работ не подлежат удовлетворению, поскольку доказательств необходимости проведения именно тех работ, которые указаны истицей, суду не предоставлено. Кроме того, проведение капитального ремонта осуществляется в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, бюджетного и антимонопольного законодательства и Администрация городского округа Самары непосредственно либо через свои отраслевые подразделения имеет полномочия по планированию бюджетных ассигнований, исполнению бюджета, заключению муниципальных контрактов.
Таким образом, суд полагает необходимым обязать Администрацию городского округа Самары провести организационно-распорядительные мероприятия по проведению капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Доводы Администрации городского округа Самары о том, что в данном доме имеются муниципальные квартиры, в связи с чем, надлежащим ответчиком по иску является Департамент управления имуществом городского округа Самары, суд не принимает во внимание.
В силу ст. 27 и 47 Устава городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, наделяемый Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара, в том числе по осуществлению от имени городского округа Самара, наряду с Главой городского округа Самара прав собственника в отношении муниципального имущества (ч. 4 ст. 45 Устава), полномочиями по подготовке и реализации мероприятий, связанных с проведением капитального ремонта в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда, в том числе и с планированием бюджетных ассигнований на эти цели, не наделен.
Согласно п. «г» ст. 47 Устава городского округа Самара, распоряжение муниципальным имуществом, заключение и исполнение договоров в отношении указанного имущества Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет лишь на основании постановлений Администрации городского округа Самара. Иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, помимо прямо перечисленных в Уставе, Департамент управления имуществом, в силу п. «ф» ст. 47 Устава, осуществляет только в том случае, если они не отнесены законом, Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с п. 4.1 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Самары», утвержденного постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002г. № 154 (в первоначальной редакции и до изменений, внесенных решением Самарской Городской Думы от 23.03.2006г. № 245) от имени города Самары права владения, пользования и распоряжения муниципальным жилищным фондом осуществляет администрация города в лице структурных подразделений, уполномоченных главой администрации.
Требования Марченко Л.М. о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Руководствуясь данной нормой права и установленными обстоятельствами дела суд приходит к выводу о том, что истец понес нравственные страдания по вине ответчика, и с учетом требований разумности, справедливости, а также с учетом степени вины нарушителя полагает возможным снизить размер компенсации морального вреда до 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию городского округа Самара произвести организационно-распорядительные мероприятия по проведению капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с Администрации городского округа Самары в пользу Марченко Л. Н. компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04.02.2014 года.
Судья Е.А.Борисова
Копия верна
Судья