Дело №2-907/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2014 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Макешиной Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Дудина В.М. об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц прокуратуры Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
Дудин В.М. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц прокуратуры Орловской области. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГ. в прокуратуру Орловской области поступило его повторное обращение от ДД.ММ.ГГ по поводу ознакомления его с материалом проверки, проведенной по его обращению от ДД.ММ.ГГ. ДД.ММ.ГГ. заинтересованное лицо грубо нарушило его права, необоснованно отказав ему в предоставлении для ознакомления материала проверки, указав, что ему или его представителю возможно ознакомиться с материалом проверки. Указывает, что он не может ознакомиться с материалом проверки, поскольку отбывает наказание в исправительном учреждении, а представителя у него нет, тем самым прокуратура Орловской области своим бездействием препятствует ему в реализации его прав.
Просил суд признать бездействие начальника уголовно-судебного отдела ФИО3 неправомерным, а также обязать прокурора Орловской области устранить допущенное нарушение его прав и обязать ознакомить его с материалом проверки по обращению от ДД.ММ.ГГ
В судебном заседании представитель прокуратуры Орловской области по доверенности ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку обращения Дудина В.М. были рассмотрены и им был дан ответ в соответствии с действующим законодательством. Также представил письменные возражения по делу.
В судебное заседание заявитель Дудин В.М. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание в ФКУ ИК-№*** УФСИН России по <...>.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит требования заявителя Дудина В.М. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Статьей 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Согласно ст. 3 данного Закона, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Статья 10 Закона «О прокуратуре РФ» устанавливает, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ. в прокуратуру Орловской области поступило заявление Дудина В.М. от ДД.ММ.ГГ. по вопросу пересмотра вынесенного в отношении него приговора Ливенского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГ. и возобновлении производства по делу ввиду новых обстоятельств.
Данное обращение Дудина В.М. было рассмотрено и ДД.ММ.ГГ. прокуратурой Орловской области был дан ответ и разъяснен порядок его обжалования.
ДД.ММ.ГГ. в прокуратуру Орловской области поступило обращение Дудина В.М. от ДД.ММ.ГГ, в котором он просил ознакомить его с материалами проверки, проведенной по его обращению от 24.08.2013г., либо предоставить ему копии материалов проверки.
ДД.ММ.ГГ. и.о. начальника отдела прокуратуры области был дан ответ, согласно которому ему разъяснено, что в соответствии с п. 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.13 №45 заявитель либо его представитель имеют возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств.
ДД.ММ.ГГ. в прокуратуру Орловской области поступило повторное обращение Дудина В.М. от ДД.ММ.ГГ о возможности его ознакомления с материалами проверки.
ДД.ММ.ГГ. начальником отдела прокуратуры области ФИО3 Дудину В.М. был направлен ответ с разъяснением порядка ознакомления с материалами проверки, находящимися в надзорном (наблюдательном) производстве, лично либо через представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции РФ, Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.13 №45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации.
Пунктами 4.15, 4.16 Инструкции установлено, что заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений; в Главной военной прокуратуре - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, его заместители, начальники управлений; в прокуратурах субъектов Российской Федерации - прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов); в нижестоящих прокуратурах - прокуроры и их заместители.
При необходимости решение об ознакомлении заявителя либо его представителя с конкретно указанным им документом и снятии с него копий может принять непосредственный исполнитель, рассматривавший обращение, по согласованию со своим руководителем.
Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному (наблюдательному) производству справку о том, с какими материалами заявитель ознакомлен.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в том числе Главной военной прокуратуре, ознакомление с документами и материалами производится работником подразделения, в котором рассматривалось обращение.
В нижестоящих прокуратурах порядок ознакомления определяется организационно-распорядительными документами прокуроров субъектов Российской Федерации.
При этом, как установлено в судебном заседании, Дудин В.М. отбывает наказание в ФКУ ИК-№*** УФСИН России по <...>, в связи с чем в настоящее время не может лично ознакомиться с материалами проверок.
Суд также учитывает то обстоятельство, что действующим уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрена возможность этапирования органами прокуратуры осужденных для ознакомления с материалами проведенных проверок.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности ответа начальника отдела прокуратуры области ФИО3 от ДД.ММ.ГГ., направленного в адрес Дудина В.М., в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований Дудина В.М. о признании бездействия начальника уголовно-судебного отдела ФИО3 неправомерным, обязании прокурора Орловской области устранить допущенное нарушение его прав и ознакомить его с материалом проверки по обращению от ДД.ММ.ГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Дудина В.М. об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц прокуратуры Орловской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Мотивированный текст решения будет изготовлен ДД.ММ.ГГ года.
Председательствующий: Т.Н. Горбачева