РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.
при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1564/2023 по административному исковому заявлению Молитвина Дмитрия Вадимовича к врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Ахметзянову Р.А., ГУ ФССП России по Самарской области, Прокуратуре Самарской области, Прокуратуре Октябрьского района г. Самары, заместителю прокурора Октябрьского района г. Самары Горлову А.Е., судебным приставам-исполнителям ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбановой И.А., Глебовой А.А., Вдовенко Н.П., Скопинцевой А.С., Орлюк И.В., Головинского Е.А., Матвеевой Д.В. о признании незаконными действий, возложении обязанности, с участием заинтересованных лиц АО "Самарагорэнергосбыт", ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара", ООО "СКС", Молитвиной Л.И.,
УСТАНОВИЛ:
28.01.2023 г. Молитвин Дмитрий Вадимович (административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на исполнении в ОСП Октябрьского района г. Самары (далее по тексту – ОСП) находится исполнительное производство № 4766/09/39/63 от 17.11.2009, в отношении должника - Молитвина Д.В. в пользу взыскателя – Молитвиной Л.И. В период с ноября 2022 г. по январь 2023 г. со счета административного истца удержано 35384,58 руб., однако указанная сумма взыскателю - Молитвиной Л.И. не перечислена. Жалоба административного истца от 06.12.2022 г. не рассмотрена, ответ прокуратуры не соответствует действительности и меры прокурорского реагирования носят формальный характер, причиненный ущерб не возмещен, виновные не привлечены к ответственности, противоправные действия судебного пристава-исполнителя носят системный характер, причиняют административному истцу нравственные страдания. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец с учетом требований уточненного административного иска просил суд признать вышеуказанные деяния судебного пристава-исполнителя незаконными; обязать ГУФССП по Самарской области перечислить на расчетный счет Молитвиной Л.И. №... в ПАО Сбербанк алименты, удержанные со счета административного истца в размере 48514,92 руб.; обязать прокуратуру Самарской области рассмотреть обращение административного истца вх. № ВО-24063-22-20360001 по существу и привлечь виновных к ответственности; обязать судебного пристава-исполнителя приостановить производство по всем исполнительным производствам в отношении административного истца.
Протокольным определением суда и определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Ахметзянов Р.А., Прокуратура Октябрьского района г. Самары, заместитель прокурора Октябрьского района г. Самары Горлов А.Е., судебные приставы-исполнители ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбанова И.А., Глебова А.А., Вдовенко Н.П., Скопинцева А.С., Орлюк И.В., Головинский Е.А., Матвеева Д.В., в качестве заинтересованных лиц привлечены АО "Самарагорэнергосбыт", ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара", ООО "СКС".
Представитель административных ответчиков Прокуратуры Октябрьского района г. Самары, Прокуратуры Самарской области - Рыбкина В.С. просила в удовлетоврении требований административного иска отказать, по основаниям изложенным в возражениях.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г. Самары Глебова А.А. в судебном заседании просила в требованиях административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица АО "Самарагорэнергосбыт" – Жукова Е.Е. в судебном заседании просила в требованиях административного иска отказать.
Административный истец Молитвина Д.В. в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом (ШПИ 80402881471140, согласно телеграмме от 31.03.2023 г.), просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Ахметзянов Р.А., ГУ ФССП России по Самарской области, заместитель прокурора Октябрьского района г. Самары Горлов А.Е., судебные приставы-исполнители ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбанова И.А., Вдовенко Н.П., Скопинцева А.С., Орлюк И.В., Головинский Е.А., Матвеева Д.В., представители заинтересованных лиц ГКУ Самарской области "Центр занятости населения г.о. Самара", ООО "СКС" в судебное заседание не явились, извещены о дате судебного заседания надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не представили.
Заинтересованное лицо Молитвина Л.И. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о дате судебного заседания (ШПИ 80402881471263), о причинах неявки суду не сообщили.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон об исполнительном производстве) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно с ч. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона об исполнительном производстве возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя могут объединяться в сводное исполнительное производство.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях: прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона об исполнительном производстве в постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В случае, если исполнительный документ поступил в подразделение судебных приставов на бумажном носителе, судебный пристав-исполнитель делает в нем отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае, если исполнительный документ поступил в подразделение судебных приставов в форме электронного документа, информация о полном или частичном исполнении требования исполнительного документа указывается в постановлении о прекращении исполнительного производства.
Согласно ч. 2 ст. 44 Закона об исполнительном производстве одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 - 13 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам, а также по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об исполнительном производстве если после прекращения основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.
Согласно ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему указанного заявления либо документа, подтверждающего возникновение основания для приостановления или прекращения исполнительного производства, или совершения судебным приставом-исполнителем исполнительного действия, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом является основанием для приостановления исполнительного производства, выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в удовлетворении заявления. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона об исполнительном производстве взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом.
Согласно ч. 3 ст. 49 Закона об исполнительном производстве взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 Закона об исполнительном производстве должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
Согласно ч. 2 ст. 50 Закона об исполнительном производстве стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 102 Закона об исполнительном производстве размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
В силу ч. 1 ст. 110 Закона об исполнительном производстве денежные средства, подлежащие взысканию в рамках исполнительного производства, в том числе в связи с реализацией имущества должника, перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление указанных денежных средств на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов в порядке, определяемом главным судебным приставом Российской Федерации. В случае отсутствия сведений о реквизитах банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или казначейского счета взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов.
Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного приказом ФССП России от 2 июля 2021 N 356 перечисление денежных средств с депозитного счета производится на основании распоряжения о совершении казначейского платежа в электронной форме в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет.
Согласно ч. 4 ст. 110 Закона об исполнительном производстве денежные средства, поступившие на депозитный счет службы судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, распределяются в следующей очередности: 1) в первую очередь возмещаются расходы по совершению исполнительных действий; 2) во вторую очередь уплачивается исполнительский сбор.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона об исполнительном производстве в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда; 2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; 3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и причинением вреда.
При этом обязанность по доказыванию наличия элементов гражданско-правовой ответственности лежит на истце.
Согласно ч. 1 ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:
1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;
2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
3) краткое изложение жалобы по существу;
4) обоснование принятого решения;
5) принятое по жалобе решение;
6) сведения о порядке обжалования принятого решения.
В соответствии с Ч. 2 ст. 127 Закона об исполнительном производстве по результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.
Согласно ч. 6 ст. 127 Закона об исполнительном производстве копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.
В соответствии с п. 2 ст. 120 «Семейного кодекса Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается: по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Согласно со ст. 122 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В соответствии с ч. 4 ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.
Согласно с ч. 1.1 ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие) может быть подана через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве в жалобе должны быть указаны: 1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются, или наименование, дата и номер обжалуемого постановления Федеральной службы судебных приставов; 2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; 3) основания, по которым обжалуется постановление Федеральной службы судебных приставов, а также постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий; 4) требования лица, подавшего жалобу.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59 (далее по тексту ФЗ № 59) гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ № 59 письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В силу ч. 3 ст. 8 ФЗ № 59 письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 59 обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 10; ч. 3 ст. 10; ч. 4 ст. 10 ФЗ № 59 государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом, ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ № 59 письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 14 ФЗ № 59 государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, 18.05.2009 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении ИП № 4766/09/39/63 в отношении должника - Молитвина Дмитрия Вадимовича, дата г.р., в пользу взыскателя - Молитвиной Любови Ивановны на основании судебного приказа № 2-173/07 от 18.05.2009 г., выдан мировым судьей судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Самары о взыскании алиментов в отношении Молитвина Дмитрия Вадимовича в пользу взыскателя Молитвиной Любови Ивановны.
В рамках ИП № 4766/09/39/63, 19.05.2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, об определении должнику Молитвину Д.В. задолженность по алиментам за период с 01.01.2011 г. по 25.11.2021 г. на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на 19.05.2022 г. в размере 285351 руб.
25.05.2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о прекращении исполнительного производства ИП № 4766/09/39/63, указанным постановлением установлено: лицо, на содержание которого взыскиваются алименты – Молитвин АрсенийДмитриевич, 25.11.2003г.р.; прекращение алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации (достижении ребенком совершеннолетия); сумма взысканная по ИП составляет: - 285351 руб.
На основании постановления от 19.05.2022 г. о расчете задолженности по алиментам в отношении должника - Молитвина Д.В., 20.05.2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении ИП - 38584/22/63039, в отношении должника Молитвина Д.В., в пользу взыскателя Молитвиной Л.И., предмет исполнения – задолженность по алиментам в размере 285351 руб. Постановление о возбуждении ИП - 38584/22/63039 направлено административному истцу посредством ЕПГУ – 20.05.2022 г., прочитано административным истцом 26.05.2022 г.
20.01.2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении ИП 2820/17/63039 в отношении должника Молитвина Д.В., в пользу взыскателя – Государственное казенное учреждение Самарской области «Центр занятости населения г.о. Самара, предмет исполнения – задолженность в размере 58800 руб.
20.01.2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении ИП 2765/17/63039 в отношении должника Молитвина Д.В., в пользу взыскателя ЗАО «Самараэнергосбыт», предмет исполнения – задолженность в размере 19806 руб.
20.07.2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об объединении исполнительных производств от 20.01.2017 г. 2820/17/63039, от 20.01.2017 № 2765/17/63039 в сводное исполнительное производство и присвоить ему № 2765/17/63039-СД.
Согласно выписки Банка «Солидарность» от 28.01.2023 г., от 21.02.2023 г. со счета Молитвина Д.В. № 40817810754404380148 списаны денежные средства по постановлению судебного пристава-исполнителя в рамках ИП № 2820/17/63039, в размере: 01.12.2022 г. в сумме 71 руб.; 05.12.2022 г. в сумме 5451,92 руб.; 20.12.2022 в сумме 4006,90 руб.; 23.12.2022 г. в сумме 84 руб.; 28.12.2022 в сумме 17569,40 руб.; 20.01.2023 в сумме 2813,81 руб.; 03.02.2023 в сумме 10472,75 руб.; 20.02.2023 в сумме 2657,59 руб.
19.12.2022 г. административный истец обратился с жалобой в ГУФССП по Самарской области по вопросам списания денежной суммы в размере 5451 руб. и не перечислении указанной суммы взыскателю по алиментам – Молитвиной Л.И.
27.12.2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о перечислении денежных средств по ИП - 38584/22/63039 в счет погашения долга взыскателю в сумме 5451 руб.
В связи с возникновением технической ошибки создание заявки на кассовый расход по депозитному счету для отправки денежных средств взыскателю не представлялось возможным. После устранения технической ошибки 10.02.2023 г. создана заявка на кассовый расход по депозитному счету и денежные средства перечислены взыскателю.
09.01.2023 г. врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП вынесено постановление по результатам рассмотрения жалобы, которым в удовлетворении жалобы Молитвина Д.В. отказано, действие судебного пристава-исполнителя признаны правомерными.
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по ИП № 38584/22/63039 по состоянию на 22.03.2023, 06.12.2022 г. с должника взыскано 5451 руб., 10.02.2023 г. перечислено взыскателю, Молитвиной Л.И. - 5451 руб.
Согласно материалам дела, 20.12.2022 г. в прокуратуру Самарской области поступило обращение Молитвина Д.В. (вх. № ВО-24063-22-20360001), о том, что 06.12.2022 г. со счета административного истца в Поволжском банке ПАО Сбербанк списана сумма в размере 5451 руб., которая до настоящего времени не переведены взыскателю по алиментам – Молитвиной Л.И., с требованием принять меры прокурорского реагирования. Указанное обращение в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пунктом 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, 21.12.2022 г. направлено для рассмотрения прокурору г. Самары и в адрес административного истца по электронной почте: foo2@mail.ru; 26.12.2022 г. согласно письма заместителя прокуратуры города Самары обращение Молитвина Д.В. перенаправлено прокурору Октябрьского района г. Самары для рассмотрения Самары и в адрес административного истца по электронной почте: foo2@mail.ru. Указанное обращение поступило в адрес Прокуратуры Октябрьского района г. Самары 28.12.2022 г.
Согласно ответа заместителя прокурора Октябрьского района г. Самары от 26.01.2023 г. № 207-523ж-2022/Он254-23, обращение административного истца рассмотрено, административному истцу дан ответ, в том числе, что денежные средства перечислены на счет взыскателя, который направлен 26.01.2023 г. в адрес административного истца по электронной почте: foo2@mail.ru.
На основании действующего законодательства, с учетом представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства суд отказывает в удовлетворении требований административного истца, поскольку оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется: материалами дела не подтверждается действие/бездействие административных ответчиков незаконными и нарушение прав административного истца.
Суд отказывает в удовлетворении требований административного истца в части обязания прокуратуры Самарской области рассмотреть обращение административного истца вх. № ВО-24063-22-20360001 по существу и привлечь виновных к ответственности, поскольку обращение административного истца от 20.12.2022 г. содержат требования перевести взыскателю по алиментам – Молитвиной Л.И. денежные средства в размере 5451 руб., указанное обращение рассмотрено 26.01.2023 г. заместителем прокурора Октябрьского района г. Самары в соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 8; ч. 1 ст. 9, ст. 10 ФЗ № 59, в предусмотренный законом срок заместителем прокурора Октябрьского района г. Самары направлен ответ административному истцу по адресу его электронной почты. Таким образом, проверка по обращению административного истца проводилась, ответ на обращение направлялся, оснований полагать, что проверка носит формальный характер у суда не имеется. Сведения содержащиеся в ответе от 26.01.2023 г. заместителя прокурора Октябрьского района г. Самары, а именно - денежные средства перечислены на счет взыскателя, прав должника не затрагивают, доказательств обратного административным истцом не представлено.
Исходя из разъяснений, данных пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным в случае, если таким бездействием нарушены права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Суд отказывает в удовлетворении требований административного истца в части признания действия судебного пристава-исполнителя незаконными, поскольку судом установлено, что 06.12.2022 г. в рамках ИП № 38584/22/63039 с должника взыскано 5451 руб., но перечислены взыскателю денежные средства в размере 5451 руб. только 10.02.2023 г. по независящим от него причинам, однако бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в нарушении срока распределения денежных средств, не нарушило права должника Молитвина Д.В. по ИП № 38584/22/63039, взыскателем Молитвин Д.В. по ИП № 38584/22/63039 не является, доверенности представлять интересы взыскателя (Молитвиной Л.И.) административным истцом не представлено.
Суд отказывает в удовлетворении требований административного истца в части обязания ГУФССП по Самарской области перечислить на расчетный счет Молитвиной Л.И. алименты, удержанные со счета административного истца в размере 48514,92 руб., поскольку ГУФССП по Самарской области не осуществляет исполнительные действия и меры принудительного исполнения по ИП № 38584/22/63039, поскольку предъявление административного иска имеет целью восстановление нарушенного права, при этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать не только то, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением административного ответчика, но также доказать, что административный иск направлен на восстановление его прав.
Кроме того, денежные средства списанные со счета административного истца, находящиеся в Банке «Солидарность» в размере 48514,92 руб. в рамках ИП № 2820/17/63039 прав административного истца не затрагивают, поскольку административный истец является также должником по ИП № 2765/17/63039-СД, доверенности представлять интересы взыскателя (Молитвиной Л.И.) административным истцом не представлено, сведений, опровергающих данные обстоятельства, материалы дела не содержат.
Суд отказывает в удовлетворении требований административного истца в части обязания судебного пристава-исполнителя приостановить производство по всем исполнительным производствам в отношении административного истца, поскольку законодатеством не предусмотрено произвольное приостановление вышеуказанных исполнительных производств.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Молитвина Дмитрия Вадимовича - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2023 г.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна
Судья:
Секретарь: