дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2018 года с. Туруханск, Красноярский край
Туруханский районный суд Красноярского края,
в составе председательствующего судьи Зверевой Л.Ю.,
при секретаре Зизенко Н.Г.,
с участием
истца – помощника прокурора Туруханского района ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «<данные изъяты>» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Туруханского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «<данные изъяты>» о возложении обязанности устранить нарушения п.43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 25 апреля 2012 года № 390, путем оборудования эвакуационных путей эвакуационным (аварийным) освещением. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки деятельности образовательных учреждений установлено отсутствие аварийного освещения на эвакуационных путях, что создает прямую угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих указанное учреждение, а также нарушает требования Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 25 апреля 2012 года № 390. С целью обеспечения безопасности несовершеннолетних, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, просит обязать ответчика, в срок до 01 июля 2019 года, оборудовать эвакуационные пути в образовательном учреждении эвакуационным (аварийным) освещением.
В судебном заседании помощник прокурора Туруханского района Красноярского края ФИО2 заявленные исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал, суду пояснил, что нарушения до настоящего времени не устранены в добровольном порядке, что нарушает требования действующего законодательства.
Представитель ответчика МКДОУ Детский сад «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещался своевременно, надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Управление образования администрации Туруханского района ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что с заявленными требованиями Управление согласно, но с учетом необходимости обоснования и выделения дополнительного финансирования на указанные цели, просит предоставить срок до 01 сентября 2019 года.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных прав.
Суд, с учетом мнения истца, не возражавшего рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей МКДОУ Детский сад «<данные изъяты>», Управления образования <адрес>.
Выслушав истца, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Основные направления деятельности учреждений, организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №69-ФЗ).
Согласно ст. 37 Федерального закона №69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Руководители организаций так же осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Часть 1 ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №123-ФЗ) устанавливает, что оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из способов или комбинацией способов, содержащих в себе, в том числе, включение эвакуационного (аварийного) освещения.
Статьей 89 указанного Федерального закона определено, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены соответствующие Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила).
Пунктом 43 Правил закреплено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы. Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Как следует из материалов дела, МКДОУ Детский сад «<данные изъяты>» включено в список организаций с массовым пребыванием людей, расположенных на территории с. Туруханск (л.д.6). 09 апреля 2018 года прокурором Туруханского района внесено представление Управлению образования Администрации <данные изъяты> об устранении нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности, в том числе пункта 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в муниципальных образовательных учреждениях с. Туруханск (л.д.8-10,12). По результатам рассмотрения представления нарушения правил пожарной безопасности частично устранены. В отношении оборудования образовательных учреждений эвакуационным (аварийным) освещением сообщено, что вопрос о дополнительном финансировании будет рассматриваться на очередной сессии Туруханского районного Совета депутатов в сентябре 2018 года (л.д.11,13).
Вместе с тем, МКДОУ Детский сад «<данные изъяты>» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, в случае возникновения пожара отсутствие на эвакуационных путях эвакуационного (аварийного) освещения может повлечь угрозу жизни и здоровью людей в результате воздействия на них опасных факторов пожара, а несоблюдение образовательным учреждением требований Закона № 69-ФЗ угрожает жизни и здоровью людей, в связи с чем суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Туруханского района и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Ответчик относится к казенным учреждениям, финансовое обеспечение деятельности которого, осуществляется на основании бюджетной сметы, составленной с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных нужд), утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год (ст.6, п.2 ст. 221 Бюджетного Кодекса РФ).
Истец, заявляя требования о возложении обязанности оборудовать эвакуационные пути эвакуационным (аварийным) освещением, просил установить срок для исполнения решения суда до <данные изъяты> года. Третье лицо – Управление образования Администрации <данные изъяты> района ходатайствовало об исполнении решения суда в срок до <данные изъяты> года. Суд, оценив доводы каждой из сторон, считает разумным и справедливым установить срок для исполнения <данные изъяты> года, с учетом необходимости согласования дополнительного объема финансирования для обеспечения нужд, проведение конкурсов для приобретения необходимого оборудования и услуг, выполнения работ.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ.
В силу п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокуроры при направлении в суд заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании требований ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «<данные изъяты>» о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения п.43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, оборудовав эвакуационные пути эвакуационным (аварийным) освещением.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Л.Ю. Зверева