Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-39/2021 (2-244/2020;) ~ М-214/2020 от 14.12.2020

Дело № 2-39/2021

24RS0051-01-2020-000407-04

                            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тасеево                                                                                            10 февраля 2021 года

Тасеевский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи ЗАРЕЧНОЙ В.В.,

при секретаре КУПЦОВОЙ А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства лесного хозяйства Красноярского края к обществу с ограниченной ответственностью «Велес» об обязании устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Истец - министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в Тасеевский районный суд с иском к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Велес» (далее – ООО «Велес») об обязании устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений. Свои исковые требования мотивировало тем, что 11 мая 2012 года между <А> и ООО «Велес» был заключен договор аренды лесного участка согласно которому ООО «Велес» передан в аренду лесной участок площадью 6648,0 га расположенный <адрес>, для заготовки древесины. К указанному договору разработан проект освоения лесов, в котором установлены виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, которые ООО «Велес» необходимо выполнять в процессе пользования предоставленным в аренду земельным участком. По результатам проведенной проверки установлено, что ООО «Велес» в нарушение требований лесного законодательства и проекта освоения лесов ООО «Велес» не выполнило противопожарные мероприятия за 2019 год, то есть ответчиком нарушены правила пожарной безопасности в лесах, что в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц). Просит обязать ООО «Велес» выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка от 11 мая 2012 года в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу: строительство дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью – 3,8 км.; прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, протяженностью – 18,8 кв.; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах 1 шт.; приостановить деятельность ООО «Велес» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды от 11 мая 2012 года до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства.

До судебного заседания представитель истца исковые требования уточнил и просил обязать ООО «Велес» выполнить противопожарные мероприятия за 2019 год по договору аренды лесного участка от 11 мая 2012 года в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу: строительство дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью – 3,8 км.; прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, протяженностью – 18,8 кв.; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах 1 шт., в остальном исковые требования оставляет без изменения.

До судебного заседания представитель истца исковые требования уточнил и просил обязать ООО «Велес» выполнить противопожарные мероприятия за 2019 год по договору аренды лесного участка от 11 мая 2012 года в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу: прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, протяженностью – 18,8 кв.м., в остальном исковые требования оставляет без изменения.

В судебное заседание представитель истца – министерства лесного хозяйства Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания, не явился. Согласно ходатайства представитель истца – министерства лесного хозяйства Красноярского края Гуляевой Я.А., действующая на основании доверенности, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

В судебное заседание представитель ответчика – ООО «Велес», надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания, не явился. Согласно заявления генеральный директор ООО «Велес» Ефременко А.Л., просит рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковых требований относительно предмета спора - КГКУ «Усольское лесничество» надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания, не явился. Согласно заявления руководитель КГКУ «Усольское лесничество» Слабко Ю.П., просит рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковых требований относительно предмета спора, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия сторон, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковых требований относительно предмета спора.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

11 мая 2012 года между <А> и ООО «Велес» заключен договор аренды лесного участка в соответствии с которым ООО «Велес» передан в аренду лесной участок площадью 6648,0 га расположенный <адрес>, для заготовки древесины. В соответствии с подпунктами «е», «р» пункта 13 указанного договора ООО «Велес» обязано осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на основании проекта освоения лесов; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и Российской Федерации, Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ предусматривает, что леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров. Согласно ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ). Положениями пунктов 3, 4, 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 (действовавшими в период спорных правоотношений) предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах и осуществляются на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Согласно положений ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

В соответствии с проектом освоения лесов, переданных в аренду ООО «Велес» для заготовки древесины на территории <адрес> (договор аренды лесного участка от 11 мая 2012 года ) ООО «Велес» обязано выполнять мероприятия по противопожарному обустройству лесного участка.

Однако из сведений по использованию лесных участков, предоставленных в аренду (объем исполнения работ по охране и воспроизводству лесов на лесном участке) за январь-декабря 2019 года), с учетом представленных ООО «Велес» актов по охране лесов от 09 ноября 2020 года и от 19 ноября 2020 года, следует, что в нарушение ст. ст. 53.1, 61, 62 Лесного Кодекса Российской Федерации, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, пп. «е», «р» п. 13 договора аренды от 11 мая 2012 года ООО «Велес» на лесном участке, предоставленном в пользование по договору аренды, противопожарные мероприятия, а именно: прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, протяженностью – 18,8 кв. не выполнило. Данные обстоятельства достоверно подтверждаются представленными письменными доказательствами. Фактов, препятствующих соблюдению ООО «Велес» в полном объеме требований условий договора аренды лесного участка, судом не установлено.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства. Неосуществление обозначенных в исковом заявлении противопожарных мероприятий не позволяет гарантировать требуемый уровень пожарной безопасности, поскольку в случае пожара выявленные нарушения создают угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов. Лесной участок предоставлен на основании договора аренды ООО «Велес», вследствие чего на последнем, исходя из положений приведенных ранее норм права, и лежит обязанность следить за выполнением требований пожарной безопасности на указанной территории.

При таком положении, принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела сведений об устранении нарушений не представлено, а представленные представителем ответчика – ООО «Велес» акты по охране лесов от 09 ноября 2020 года и от 09 ноября 2019 года не относятся к рассматриваемым исковым требованиям, то суд приходит к выводу, что требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ответчику ООО «Велес» являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд учитывает фактический объем работ, а именно значительную протяженность противопожарных минерализованных полос, содержание этих работ и реальную возможность их выполнения в условиях зимне-весеннего периода, а именно затрудненность выполнения работ в условиях снежного покрова; необходимость использования специальной техники, возможность применения которой зависит от состояния грунта в зимний-весенний период, а также другие обстоятельства, и то обстоятельство, что работы по противопожарному обустройству должны быть выполнены до начала пожароопасного периода, и полагает необходимым установить для выполнения решения суда двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Рассматривая исковые требования истца в части приостановления деятельности ООО «Велес» суд находит, что ООО «Велес» осуществляет деятельность по договору аренды лесного участка от 11 мая 2012 года с нарушениями действующего лесного законодательства, при отсутствии выполнения мер противопожарного обустройства, что свидетельствует о неготовности к тушению пожара, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, могут наступить неблагоприятные последствия для окружающей среды, угроза жизни и здоровью людей. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца о приостановлении деятельности ответчика по названному договору подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд полагает необходимым взыскать с ООО «Велес» государственную пошлину, поскольку ст.103 ГПК РФ устанавливает, что издержки, связанные с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к обществу с ограниченной ответственность «Велес» об обязании устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений, - удовлетворить в полном объеме.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Велес» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить на лесном участке, расположенном на территории КГБУ «Усольское лесничество» Тасеевского района Красноярского края, переданном в пользование ООО «Велес» в соответствии с договором аренды лесного участка от 11 мая 2012 года следующие противопожарные мероприятия: прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, протяженностью – 18,8 кв.

Приостановить деятельность общества с ограниченной ответственностью «Велес» по договору аренды лесного участка от 11 мая 2012 года как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства, до выполнения обществом с ограниченной ответственностью «Велес» следующих противопожарных мероприятий: прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, протяженностью – 18,8 кв.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Велес» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тасеевский районный суд.

Председательствующий:                        В.В. Заречная

2-39/2021 (2-244/2020;) ~ М-214/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Ответчики
ООО Велес
Другие
КГБУ Усольское лесничество
Суд
Тасеевский районный суд Красноярского края
Судья
Заречная Валентина Викторовна
Дело на странице суда
taseevo--krk.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2021Судебное заседание
16.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2021Дело оформлено
30.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее