№ 2а-857/2019 (10RS0016-01-2019-001119-57)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 августа 2019 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тугоревой А.В.,
при секретаре Шленской А.А.,
с участием административного истца (в режиме видеоконференцсвязи) Цурова В.Б.,
представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК Милеевой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Цурова В.Б. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Карелия о признании действий незаконными,
установил:
Заявление подано Цуровым В.Б. по тем основаниям, что административный ответчик в течение полутора лет содержит его в ШИЗО, одиночной камере, не производя перевод в другие условия. Находясь в данных условиях, он лишен возможности приобретать средства гигиены, продукты питания, выписывать прессу, книги, гулять более часа, пользоваться письменными принадлежностями и печатными изданиями из библиотеки ИУ, общения, звонков, свиданий и многого другого. Просит признать действия (бездействия) ФКУ ИК-1 по содержанию его в одиночной камере ШИЗО полтора года подряд незаконными.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Милеева О.Ф. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что административный истец находится в ШИЗО в связи с применением к нему мер взыскания по допущенным им ходе отбытия наказания нарушениям.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 г. № 248-О статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11, ч. 6 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6 ст. 11 УИК РФ).
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор; дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев (ч. 1 ст. 115 УИК РФ).
Из представленной в суд справки о поощрениях и взысканиях следует, что в течение 2018-2019 г.г. Цуров В.Б. неоднократно был привлечен к ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания с применением мер взыскания в виде водворения в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ на различные сроки.
Таким образом, административный истец содержался в данных условиях в связи с применением к нему мер взыскания по допущенным нарушениям. Вынесенные в отношении него постановления о применении мер взыскания административный истец в рамках рассматриваемого дела не оспаривает.
Учитывая изложенное, оснований для признания действия административного ответчика в части содержания Цурова В.Б. в условиях ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ в течение полутора лет, не имеется.
В соответствии со ст. 4 УИК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.
Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – ПВР ИУ), которые устанавливают правила внутреннего распорядка в исправительных колониях.
Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ (п. 3 ПВР ИУ).
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений предусматривают различные права и обязанности осужденных в зависимости от условий содержания – ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ.
Возможность пользования личными вещами и иными правами определяется с учетом правового положения административного истца, а также с учетом меры взыскания за нарушение порядка отбытия наказания. Мера взыскания в виде водворения в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ предполагает наличие определенных ограничений, что не является нарушением прав административного истца.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания действий административного ответчика незаконными не имеется.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Отказать Цурову В.Б. в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 1 УФСИН России по Республике Карелия о признании действий незаконными.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Тугорева
Решение в окончательной форме изготовлено 02.08.2019.