Дело №2-915/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2014 года город Пермь
Свердловский районный суд г.Перми в составе
председательствующего судьи Ракутиной Т.О.,
при секретаре Хайбрахмановой А.Н.,
с участием представителя истца Шакуля В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Юшиной А. А. к Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Пермскому краю о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Истец Юшина А.А. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю, указав, что она приобрела автомобиль -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №, двигатель №, цвет <данные изъяты>. Вместе с автомобилем был передан паспорт ТС №. ДД.ММ.ГГГГ данный автомобиль был поставлен на госучет в МРЭО ГИБДД ГУ МВД РФ по Пермскому краю и получены государственные регистрационные знаки №, свидетельство о регистрации ТС №. ДД.ММ.ГГГГ Юшиной А.А. было направлено уведомление о признании недействительной (аннулированной) регистрации ТС. Паспорт ТС № и государственные регистрационные знаки № были изъяты. ДД.ММ.ГГГГ Юшина А.А. обратилась к МРЭО ГИБДД по Пермскому краю с заявлением о восстановлении на учет ТС с выдачей нового ПТС, государственных регистрационных номеров и свидетельства о регистрации, однако истцу было отказано по причине обнаружения подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на ТС организацией-изготовителем. -ОРГАНИЗАЦИЯ1- было подготовлено заключение специалиста, согласно которому содержание маркировок VIN и двигателя выполнены кустарным способом, восстановить их не представляется возможным. Уполномоченной организацией была подготовлена диагностическая карта ТС, подтверждающая соответствие спорного ТС требованиям безопасности дорожного движения. На основании изложенного, истец просит обязать ГУ МВД РФ по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД поставить на регистрационный (восстановить учет) принадлежащее ей транспортное средство -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска с выдачей новых регистрационных документов, регистрационных знаков и ПТС.
В судебное заседание истец не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика в суд не явился, извещался.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. При этом в силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Юшина А.А приобрела у ФИО1 автомобиль -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №, двигатель №, цвет <данные изъяты> за -СУММА-.
Автомобиль -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №, двигатель №, цвет <данные изъяты> был зарегистрирован за Юшиной А.А. ДД.ММ.ГГГГ в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю с выдачей государственных регистрационных номеров № и свидетельства о регистрации транспортного средства № (л.д. 12). Необходимые сведения были внесены в ПТС.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 3 п. 51 Приказа МВД России от 24.11.2008 года № 1001 «О порядке регистрации ТС» МРЭО ГИБДД ГУ МВД по Пермскому краю сообщило истцу о том, что временная регистрация автомобиля -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №, двигатель №, цвет <данные изъяты>, № в результате проверки, проведенной сотрудниками МРЭО ГИБДД, признана недействительной (аннулирована) ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Паспорт ТС № и государственные регистрационные знаки № были изъяты.
Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО2 и Мокина А.А. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, супругам присвоена фамилия Юшины (л.д. 8).
Постановлением УУП ОП № 7 УМВД России по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления по ч. 1 ст. 327 УК РФ в отношении Мокиной А.А. за отсутствием состава преступления было отказано (л.д. 29а).
В соответствии с заключением эксперта -ОРГАНИЗАЦИЯ1- № от ДД.ММ.ГГГГ:
- маркировка идентификационного номера «~№~» выполнена кустарным способом на пластине, кустарно вваренной в правую часть усилителя панели пола автомобиля -МАРКА- с пластинами государственного регистрационного знака «№», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, <данные изъяты> цвета;
- табличка, полицейская шильда и наклейки с дублирующим VIN выполнены кустарным способом;
- маркировка двигателя «№*» представленного автомобиля является вторичной и выполнена кустарным способом после уничтожения заводской маркировки;
- восстановить содержание маркировок VIN и двигателя не представляется возможным по причинам, указанным в исследовательской части заключения (л.д. 9-10, 11).
Согласно представленной истцом диагностической карте, выданной -ОРГАНИЗАЦИЯ2- ДД.ММ.ГГГГ, эксплуатация автомобиля -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №, госномер №, возможна (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ Юшина А.А. обратилась в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением о восстановлении на учет ТС с выдачей нового ПТС, государственных регистрационных номеров и свидетельства о регистрации, однако истцу было отказано на основании Приказа МВД РФ № 1001 от 24.11.2008 года п. 3 Правил регистрации АМТС и прицепов к ним (л.д. 14).
Согласно ответу МРЭО ГИБДД ГУ ВД Санкт-Петербурга, автомобиль -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №, двигатель №, цвет «<данные изъяты>», г.р.з. № состоит на регистрационном учете в МРЭО-6 Приморского района Санкт-Петербурга, но в направленной МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю копии свидетельства о регистрации указанного транспортного средства оттиск круглой печати МРЭО ГИБДД г. Санкт-Петербурга и подписи инспектора не соответствуют действительности (л.д.46).
В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
В силу ст.19 данного Федерального закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Приказом МВД России от 24.11.2008 года №1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 №1001 (далее - Правила), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:
- представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;
- представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
- представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
- обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
- наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- отсутствуют в паспорте транспортного средства отметки об уплате утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", или об основании неуплаты утилизационного сбора, или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией - изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
- наличие в паспорте транспортного средства соответствующего колесного транспортного средства отметки о принятии обязательства организацией - изготовителем колесных транспортных средств, не включенной на дату выдачи паспорта в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
- если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года.
В силу пункта 51 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом изложенного, МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю правомерно прекращена (аннулирована) регистрация вышеуказанного автомобиля.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.07.2008 года №9-П пришел к выводу, что фундаментальные правовые начала собственности и свободы экономической деятельности, как они определены в Конституции Российской Федерации и Гражданском Кодексе Российской Федерации, лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также соответствующего объема их защиты и правомерных ограничений.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22.04.2011 года №5-П указал, что отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Таким образом, выявление признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортное средство организациями-изготовителями, явилось основанием для отказа в регистрации транспортного средства, принадлежащего истцу, на основании п.п. 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Следовательно, факт выявления признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортное средство организациями-изготовителями, является безусловным основанием для отказа в восстановлении регистрационного учета транспортного средства в случае не установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств").
Таким образом, действующий порядок регистрации транспортных средств, предполагает возможность восстановления регистрационного учета на основании решений судебных органов при условии соответствия транспортных средств законодательно утвержденным требованиям безопасности дорожного движения.
Доказательств того, что транспортное средство соответствует требованиям безопасности дорожного движения, предъявляемым к транспортным средствам, эксплуатируемым на территории Российской Федерации, истцом не представлено. Представленная истцом диагностическая карта, выданная -ОРГАНИЗАЦИЯ2-, свидетельствует лишь о возможности эксплуатация автомобиля и не доказывает, что транспортное средство соответствует требованиям безопасности дорожного движения.
Поскольку судом не установлен факт соответствия спорного транспортного средства законодательно установленным требованиям безопасности дорожного движения, то суд полагает, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Юшиной А. А. в удовлетворении требований к Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Пермскому краю отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Т.О. Ракутина