№ 2-804/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 23 августа 2018 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Яковенко Т.И.,
с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Яричиной Т.П.
при секретаре Шматкове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о. Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Орлова Е.А., к администрации города Енисейска Красноярского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Енисейского межрайонного прокурора, действуя в интересах Орлова Е.А., обратился в суд с иском к администрации г. Енисейска Красноярского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлены нарушения жилищных прав Орлова Е.А., являющегося лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Енисейского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ его отец ФИО1 и решением Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО2 лишены родительских прав в отношении Орлова Е.А. Постановлением администрации Енисейского района № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетнего Орлова Е.А. назначена ФИО3, на основании заявления которой краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, принято решение о постановке Орлова Е.А. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. В настоящее время Орлов Е.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, жилое помещение за ним не закреплялось, собственного жилого помещения для проживания он не имеет. Учитывая, что Орлов Е.А. не обеспечен надлежащим образом жилым помещением как лицо из категории детей, оставшихся без попечения родителей, он имеет право в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»» и Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребёнка» на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, размером не ниже установленных норм предоставления. На основании изложенного, И.о. Енисейского межрайонного прокурора просит обязать администрацию г. Енисейска предоставить Орлову Е.А. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Енисейска жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», а именно: с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенной исходя из нормы предоставления, но не более, чем на 9 квадратных метров, либо с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более, чем на 11 квадратных метров.
В судебном заседании помощник Енисейского межрайонного прокурора Яричина Т.П. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Истец Орлов Е.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем представил соответствующее заявление.
Представитель ответчика администрации г. Енисейска Евланов О.О., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. При этом представил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения требований истца, мотивируя тем, что согласно действующему законодательству не предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Третье лицо Министерство образования и науки Красноярского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направило.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, выслушав помощника Енисейского межрайонного прокурора Яричиной Т.П., суд приходит к следующему:
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
До 1 января 2013 года в соответствии с требованиями ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставлялись по договорам социального найма.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе: если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, изменения в соответствии с требованиями ст.4 данного закона распространяются и на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С 1 января 2013 года в соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление жилых помещений осуществляется только по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ст. 1 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение на территории Красноярского края закреплены ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 « О защите прав ребенка».
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством края.
Жилые помещения предоставляются этим лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 4 ст. 17 указанного Закона).
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.
Уполномоченные органы местного самоуправления имеют право формировать муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями
В соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, выраженной в определении от 15.01.2013 N 18-КГПР12-84, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма вышеуказанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения вышеперечисленных правовых норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
В судебном заседании установлено, что Орлов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его отец ФИО1 лишен родительских прав в отношении него, а решением Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родительских прав лишена его мать ФИО2
На основании распоряжения администрации Енисейского района №-п от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Орлова Е.А. назначена ФИО3.
В соответствии с постановлением <данные изъяты> сельской администрации Енисейского района № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Орловым Е.А. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Впоследствии Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета Енисейского района было отменено постановление <данные изъяты> сельской администрации Енисейского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ опекун Орлова Е.А. ФИО3 обратилась в Краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, с заявлением о предоставлении жилого помещения для постоянного проживания, по результатам рассмотрения которого принято решение о постановке Орлова Е.А. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с предоставлением ему жилого помещения в г. Енисейске. Согласно справке, выданной администрацией г. Енисейска ДД.ММ.ГГГГ, Орлов Е.А. состоит на учете в министерстве образования как не имеющий жилого помещения в соответствии с Приказом Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ.
Каких либо объектов недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве за Орловым Е.А., равно как и за ФИО1 (отцом истца) и ФИО2 (матерью истца) не зарегистрировано, что подтверждается данными ФГУП Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю и уведомлением об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно справке <данные изъяты> договор социального найма с Орловым Е.А., ФИО1 (отцом истца) и ФИО2 (матерью истца) не заключался.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Орлов Е.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, учитывая вышеприведенные нормы закона, по которым обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, учитывая, что администрацией г. Енисейска данная обязанность до настоящего времени не исполнена, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению и считает необходимым возложить на ответчика обязанность по предоставлению Орлову Е.А. жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, в котором оно будет предоставляться, не обремененного правами третьих лиц, не находящегося под арестом, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м, с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования И.о. Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Орлова Е.А., к администрации города Енисейска Красноярского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию города Енисейска Красноярского края предоставить Орлову Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям <адрес> отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», согласно которой с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенной исходя из нормы предоставления, но не более, чем на 9 квадратных метров; с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более, чем на 11 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение составлено 10 сентября 2018 года