Дело № 2-726/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сорочинск 20 июня 2016 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области:
в составе председательствующего судьи Аксеновой О.В.
при секретаре Свотиной О.В.,
с участием представителя истца - заместителя Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области Адельшиной А.Д.,
представителя ответчика ООО «СОРОЧИНСКВОДОКАНАЛ» Болотиной Т.Н.,
представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - МРИ ФНС России №4 по Оренбургской области - Лемешкина П.А. и Ибрагимова Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования к обществу с ограниченной ответственностью «СПЕЦ ТРАНС», обществу с ограниченной ответственностью «ПРОМТРАНС», обществу с ограниченной ответственностью «КРС-МЕДИА», обществу с ограниченной ответственностью «СОРОЧИНСКВОДОКАНАЛ» об устранении нарушений налогового законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Пекарь», указав, что ответчик является работодателем и осуществляет выплату заработной платы работникам. В соответствии с нормами налогового законодательства ООО «Пекарь» является налоговым агентом и в силу ст. 226 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) обязано ежемесячно исчислять, удерживать у работников и перечислять в бюджет суммы НДФЛ. По информации, представленной межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы России №4 по Оренбургской области (далее - МРИ ФНС России №4 по Оренбургской области), за ООО «Пекарь» как за налоговым агентом числится задолженность по перечислению НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>. Неисполнение обязанности налогового агента по своевременному перечислению удержанного НДФЛ отрицательно сказывается на функционировании бюджетной системы РФ, нарушает интересы субъекта РФ и муниципального образования, в доход которых подлежит зачислению НДФЛ, лишает их возможности исполнять расходные обязательства по финансированию мероприятий по решению общезначимых вопросов социально-экономического характера исходя из интересов населения.
Просит обязать ООО «Пекарь» исполнить требования налогового законодательства и установленные Налоговым кодексом РФ обязанности налогового агента путем перечисления в бюджетную систему Российской Федерации удержанных в ДД.ММ.ГГГГ году с доходов работников общества сумм налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>.
С аналогичными требованиями прокурор обратился к другим юридическим лицам-налоговым агентам, указав в заявлении, что у ООО «ЮВЕНТА» имеется задолженность по перечислению НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>, ООО «ПРОМТРАНС» в размере <данные изъяты>, ООО «КРС-МЕДИА» в размере <данные изъяты>, ООО «СОРОЧИНСКВОДОКАНАЛ» в размере <данные изъяты>, КФХ «МАРИЯ» в размере <данные изъяты>. Просит обязать ответчиков исполнить обязанности налоговых агентов по перечислению указанной задолженности в бюджетную систему РФ.
Определением суда от 16 марта 2016 года гражданские дела по вышеуказанным искам объединены в одно производство.
Определением суда от 21 апреля 2016 года произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «ЮВЕНТА» надлежащим ООО «СПЕЦ ТРАНС».
Определением суда от 20 июня 2016 года производство по гражданскому делу в части исковых требований Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования к ООО «Пекарь», КФХ «МАРИЯ» об устранении нарушений налогового законодательства прекращено.
В судебном заседании заместитель прокурора Адельшина А.Д. требования к ООО «СОРОЧИНСКВОДОКАНАЛ» уточнила и просила обязать данного ответчика перечислить в бюджет РФ удержанные в ДД.ММ.ГГГГ году доходы с работников общества сумм НДФЛ в размере <данные изъяты>, в остальной части требования поддержала, суду пояснила, что в соответствии с нормами налогового законодательства налоговые агенты должны перечислять удержанный НДФЛ ежемесячно. До внесения с ДД.ММ.ГГГГ года изменений в налоговое законодательство налоговый орган не имел возможности проконтролировать исполнение обязанности налоговым агентом, так как проведение камеральной проверки по справкам формы 2-НДФЛ не предусмотрено. Наличие задолженности установлено МРИ ФНС России №4 по Оренбургской области, данные сведения в налоговую инспекцию предоставлялись самими налоговыми агентами. Бесспорное взыскание задолженности применено быть не может ввиду невозможности проведения камеральной налоговой проверки.
Представитель ООО «СОРОЧИНСКВОДОКАНАЛ» Болотина Т.Н. возражала против требований прокурора, поскольку по имеющимся у нее сведениям в ДД.ММ.ГГГГ году ответчиком были произведены платежи в бюджет по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>, однако данная сумма истцом не учтена при предъявлении данных требований, считает, что истцом не доказан факт задолженности перед бюджетом по НДФЛ и ее размер, в связи с чем просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчиков ООО «СПЕЦ ТРАНС», ООО «ПРОМТРАНС», ООО «КРС-МЕДИА» участие в судебном заседании не принимали, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представители третьего лица МРИ ФНС России №4 по Оренбургской области – Лемешкин П.А. и Ибрагимов Р.М. поддержали требования прокурора и просили их удовлетворить, по указанным в исках основаниям, поскольку до настоящего времени задолженность ответчиков по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ года не погашена, денежные средства е перечислялись.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, субъектами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Наделяя прокуратуру полномочиями по проверке исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, положения пункта 2 статьи 21 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не конкретизируют перечень поводов для проведения такой проверки, содержащих информацию о фактах нарушения законов, и не ограничивают компетенцию прокурора в решении вопроса о наличии оснований для принятия необходимых мер.
Согласно ч. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, и на основании п. 3 ст. 35 названного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, критерием для правильного определения правоотношений по данному спору является установление субъектного состава сторон и их полномочия на обращение в суд.
Настоящий спор был инициирован не налоговым органом, а прокурором, который в силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Иски предъявлены прокурором по результатам проверки исполнения установленной законом обязанности по перечислению в бюджет исчисленных сумм налога, в защиту интересов субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Предъявление данных исков обусловлено тем, что ООО «СОРОЧИНСКВОДОКАНАЛ», ООО «СПЕЦ ТРАНС», ООО «ПРОМТРАНС», ООО «КРС-МЕДИА» в течение длительного времени грубо нарушает законные интересы субъекта Российской Федерации - Оренбургской области и муниципального образования – Сорочинский городской округ Оренбургской области на получение в полном объеме доходов от налога на доходы физических лиц.
Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно положениям п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, то есть к числу налоговых агентов, которые производят расчет и отчисление подоходного налога с заработка физических лиц в размере 13%.
Из материалов дела следует, что ответчики зарегистрированы в МРИ ФНС России №10 по Оренбургской области в качестве юридических лиц - налоговых агентов, производящих выплаты физическим лицам.
Факт выплаты заработной платы в ДД.ММ.ГГГГ году работникам ответчиков подтверждается протоколами приема сведений налоговым органом, согласно которым произведены выплаты:
- ООО «СОРОЧИНСКВОДОКАНАЛ» на сумму <данные изъяты> <данные изъяты> работникам общества;
- ООО «СПЕЦ ТРАНС» на сумму <данные изъяты> <данные изъяты> работникам общества;
- ООО «ПРОМТРАНС» на сумму <данные изъяты> <данные изъяты> работникам общества;
- ООО «КРС-МЕДИА» на сумму <данные изъяты> <данные изъяты> работнику общества.
МРИ ФНС России №4 по Оренбургской области представило сведения о том, что обязанности налогового агента по своевременному перечислению удержанного НДФЛ ответчики надлежащим образом не исполняли, на момент рассмотрения дела имеется задолженность: у ООО «Ювента» в размере <данные изъяты>, которое в настоящее время прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО «Спец Транс», ООО «ПРОМТРАНС» в размере <данные изъяты>, ООО «КРС-МЕДИА» в размере <данные изъяты>, ООО «СОРОЧИНСКВОДОКАНАЛ» в размере <данные изъяты>.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации подлежит начислению налог на доходы физических лиц по нормативу 85 процентов.
Согласно п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет городского округа зачисляется налог на доходы физических лиц по нормативу 15 процентов.
Таким образом, указанные доходы являются собственностью субъекта Российской Федерации и собственностью муниципального образования.
Невыполнение ответчиками установленной обязанности отрицательно сказывается на функционировании бюджетной системы РФ, поскольку не позволяет осуществить планирование и своевременно использовать денежные средства соответствующего бюджета.
Исполнение требований налогового законодательства в части обязанности перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц является обязанностью налогового агента, в связи с чем требования Сорочинского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что ООО «Ювента» прекратило осуществление своей деятельности путем присоединения к ООО «СПЕЦ ТРАНС», то такая обязанность должна быть возложена на юридическое лицо к которому присоединился должник.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «СОРОЧИНСКВОДОКАНАЛ», ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, исполнить требования налогового законодательства и установленные Налоговым кодексом РФ обязанности налогового агента путем перечисления в бюджетную систему Российской Федерации удержанных в ДД.ММ.ГГГГ году с доходов работников общества сумм налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ПРОМТРАНС», ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, исполнить требования налогового законодательства и установленные Налоговым кодексом РФ обязанности налогового агента путем перечисления в бюджетную систему Российской Федерации удержанных в ДД.ММ.ГГГГ году с доходов работников общества сумм налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «СПЕЦ ТРАНС», ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, исполнить требования налогового законодательства и установленные Налоговым кодексом РФ обязанности налогового агента путем перечисления в бюджетную систему Российской Федерации удержанных в ДД.ММ.ГГГГ году с доходов работников общества сумм налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «КРС-МЕДИА», ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, исполнить требования налогового законодательства и установленные Налоговым кодексом РФ обязанности налогового агента путем перечисления в бюджетную систему Российской Федерации удержанных в ДД.ММ.ГГГГ году с доходов работников общества сумм налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27 июня 2016 года.
Судья: О.В. Аксенова