РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 июня 2018 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Галиуллиной Л.Г.,
с участием помощника прокурора города Самара Данилкиной А.А.,
при секретаре Ренард М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1383/18 по административному исковому заявлению Прокурора города Самара к Макарову М.Ю., заинтересованным лицам Управлению ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер" о прекращении действия права на управление транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Самара обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Самара проведена проверка законности нахождения граждан на наркологическом учете в учреждениях здравоохранения области и наличия специальных прав, в ходе которой установлено, что Макарову М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., 13.03.2013 г. выдано водительское удостоверение № №, категории «В», со сроком действия до 13.03.2023 г., однако, согласно сведениям, предоставленным ГУЗ "<данные изъяты>", Макаров М.Ю. с 09.014.2018 г. состоит на диспансерном учете с диагнозом: «<данные изъяты>» что является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами, и по медицинским показаниям к вождению автомобиля не годен, оснований для снятия с наблюдения в связи с выздоровлением не имеется. Между тем, законодательством РФ в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя. При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению. Имеющееся у Макарова М.Ю. заболевание свидетельствует о наличии медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), следовательно, деятельность ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушения прав неопределенного круга лиц - ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил прекратить действие права на управление транспортными средствами Макаровым М.Ю. до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), обязать Макарова М.Ю. со дня вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение серии № на право управления транспортными средствами в ГИБДД УМВД России по г.Самара.
В судебном заседании помощник прокурора города Самара Данилкина А.А.исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик – Макаров М.Ю., представители заинтересованных лиц Управления ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
От представителя заинтересованного лица ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер», поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Ответчик Макаров М.Ю. предоставил письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования признает.
В силу ст. 150 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 статьи 8 "Конвенции о дорожном движении", заключенной в Вене 8 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст.23 указанного Федерального закона, целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно п.1 ст.28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В силу п.2 ст.24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с п.1 ст.45 Федерального закона от 08 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", для лиц больных наркоманией, установлены ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным указанным Постановлением, установлено, что управление транспортным средством при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией возможно лишь при стойкой ремиссии.
Таким образом, наличие у гражданина заболевания "наркомания" является препятствием для управления им автотранспортными средствами.
Выдача водительского удостоверения возможна при заболеваниях наркоманией только при стойкой ремиссии после специального лечения.
Водители любой категории допускаются к управлению транспортными средствами при стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
Ремиссией после лечения наркомании является воздержание от приема наркотиков, а стойкой ремиссией - выздоровление.
Согласно приказу Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются сроки диспансерного учета больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет (Письмо Минздрава России от 27 апреля 2015 года N 14-2/2017686 "О медицинских ограничениях к управлению транспортным средством и владению оружием").
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии, подтвержденной заключением врачебно-консультативной комиссией учреждения, в котором наблюдался больной.
Согласно сведениям карточки операции с водительским удостоверением РЭО ГИБДД У МВД РФ по г. Самаре, Макарову М.Ю. 13.03.2013 г. выдано водительское удостоверение №, со сроком действия до 13.03.2023 г. (л.д.11).
Вместе с тем, из представленной ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» справки от 13.02.2018г. следует, что Макаров М.Ю. с 09.01.2018 года состоит на учете в данном учреждении с диагнозом: «<данные изъяты>» и нуждается в дальнейшем наблюдении (л.д.9-10).
При этом, каких-либо допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии у Макарова М.Ю. стойкой ремиссии, суду не представлено, также как и не представлено заключение врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной, о его выздоровлении.
Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии у Макарова М.Ю. прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствующего о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, подтвержденного медицинскими документами, что является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Прокурора города Самара - удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Макарова М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Направить копию решения в ГИБДД УМВД России по г.Самара для изъятия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 09.06.2018 г.
Председательствующий Галиуллина Л. Г.