Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2010 года г. Ульяновск
Ульяновский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Антонова А.М., при секретаре судебного заседания Ракиповой Л.И., с участием заявителя, представителя должностного лица, чьи действия обжаловал заявитель – начальника Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района» (далее по тексту - Ульяновская КЭЧ района) – Годунова О.Е., действующего по доверенности от 2 сентября 2010 года в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Валуйко ФИО8 об оспаривании действий начальника Ульяновской КЭЧ района, связанные с отказом включить заявителя в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания,
У С Т А Н О В И Л:
Валуйко обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия начальника Ульяновской КЭЧ района, связанные с отказом включить его, а также жену Валуйко Е.А. и дочь Валуйко К.П. в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения;
- обязать названное должностное лицо включить его составом семьи три человека в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.
В судебном заседании заявитель настаивал на заявленных требованиях, указав, что в 1996 году он прибыл в город Ульяновск, для дальнейшего прохождения военной службы из Брянской области и в связи с тем, что войсковая часть жилья ему не предоставила, он с женой Валуйко Е.А. стал проживать у своих родителей по адресу: <адрес> у него родилась дочь Валуйко К.П., которую он зарегистрировал по указанному адресу. 20 сентября 2002 года его родители приватизировали названную квартиру. Владельцами квартиры стали его родители и дочь. Он с женой от участия в приватизации указанной квартиры отказался, поскольку знал, что получит жилое помещение от Министерства обороны РФ. В 2004 году родители, в связи с ухудшившимися между ними отношениями, которые в дальнейшем привели к расторжению их брака, решили продать квартиру, в которой он со своей семьей проживал. 3 февраля 2004 года его жена по доверенности от его родителей и дочери продала названную квартиру. После чего он с семьей 19 марта 2004 года снялся с регистрации с адреса проданной квартиры и временно переехал жить в квартиру, расположенную по адресу <адрес> Данная квартира была, приобретена матерью его жены по договору купли-продажи. 24 марта 2004 он со своей семьей зарегистрировался в названной, квартире с целью получения женой и ребенком медицинской помощи в гражданских медицинских учреждениях и оформления ребенка в школу. В начале 2010 года мать жены решила продать квартиру, в которой он проживал со своей семьей, поскольку ей (гражданке Филиной), нужны были деньги для строительства дома. 25 февраля 2010 года мать жены продала квартиру, расположенную по адресу: <адрес> гражданину Фролову. 1 марта 2010 года он заключил с Фроловым договор аренды названного жилого помещения, в котором со своей семьей проживает и в настоящее время. В связи с переходом названной квартиры в собственность Фролова он и члены его семьи жена и дочь 3 марта 2010 года снялись с регистрации по адресу, указанной квартиры и 31 марта 2010 года зарегистрировались по адресу войсковой части, в которой он проходит военную службу. 5 августа 2010 года он приказом командира войсковой части № выведен в распоряжение в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями (далее по тексту ОШМ). 6 августа 2010 года решением жилищной комиссии войсковой части №, он признан нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания составом семьи 3 человека.
25 августа 2010 года сотрудник Ульяновской КЭЧ района передал ему письмо, которым его документы для постановки на учет в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий были возвращены командиру войсковой части №, для повторного рассмотрения. Посчитав, что данными действиями начальника Ульяновской КЭЧ района, нарушены его охраняемые законом права и интересы, поскольку он представил данному должностному лицу все требуемые Приложением № 5 к указаниям Министра обороны РФ от 4 июня 2010 года № 205/2/373 документы, он обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Кроме того, Валуйко пояснил суду, что от Министерства обороны РФ ни он, ни члены его семьи жилого помещения не получали.
Представитель Ульяновской КЭЧ района Годунов, требования заявителя не признал в полном объеме и просил суд в их удовлетворении отказать, поскольку жена Валуйко продала две квартиры, в которых проживала, семья Валуйко, а дочь заявителя ранее владела 1/3 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> которое было в 2004 году продано по доверенности от родителей Валуйко и его дочери женой заявителя Валуйко Е.А..
Кроме того, на 25 августа 2010 года момент рассмотрения начальником Ульяновской КЭЧ района документов Валуйко на включение его, в базу данных АИС «Учет» начальнику Ульяновской КЭЧ района не был известен, адрес проживания семьи Валуйко и заявителем в приложении № 6 к указаниям Министра обороны РФ от 4 июня 2010 года № 205/2/373 было указано, что его дочь до настоящего времени является владельцем 1/3 квартиры площадью 22, 63 кв. м..
Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела суд, приходит к следующим выводам.
Рассматривая требование заявителя о признании незаконными действий начальника Ульяновской КЭЧ района, связанных с отказом включить его, а также жену Валуйко Е.А. и дочь Валуйко К.П. в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, суд находит подлежащим его удовлетворению в связи со следующими достоверно установленными судом обстоятельствами.
Так, право военнослужащего Валуйко на получение жилого помещения гарантировано п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в котором государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно копии карточки учета жилой площади представляемой военнослужащему Валуйко он составом семьи 2 человека впервые был поставлен на учет в Ульяновской КЭЧ района в качестве военнослужащего, нуждающегося в улучшении жилищных условий с 20 июня 1996 года.
Из справок: Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области от 4 мая 2010 года за № 01/180/2010 – 168-170 и Ульяновского областного Государственного унитарного предприятия БТИ от 12 мая 2010 года, войсковой части № от 17 мая 2010 года № 139, копий справок: Пермского военного авиационно-технического училища от 24 июня 1995 года № 7/24, Брянской КЭЧ района от 18 мая 1998 года № 706, войсковой части № от 25 июня 1998 года № 903, выданных Валуйко, усматривается, что он и члены его семьи жилой площадью по линии Министерства обороны РФ не обеспечивались, а также строений и приватизированного жилья в городе Ульяновске и Ульяновской области, Перми, Брянске не имеют.
Из копии графы 21 послужного списка заявителя усматривается, что членами его семьи являются жена Валуйко Е.А. и дочь Валуйко К.П..
В силу п. 15 § 3 приказа командира войсковой части № от 5 августа 2010 года № 09 Валуйко выведен в распоряжение, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Согласно справке о проверке жилищных условий от 14 мая 2010 года Валуйко, жилищная комиссия пришла к выводу, что Валуйко, нуждается в улучшении жилищных условий в связи с предстоящим увольнением по ОШМ.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Из справки от 12 мая 2010 года № 121, исполненной врио начальника штаба войсковой части № видно, что календарная выслуга лет Валуйко на военной службе на 1 июня 2010 года составляет 11 лет 4 месяца.
В соответствии с п. 28 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ», утвержденной одноименным приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 6 июня 2010 года № 87 следует, что решением жилищной комиссии указанной воинской части капитан Валуйко с 6 августа 2010 года включен в списки военнослужащих, нуждающихся в получении постоянного жилья составом семьи 3 человека.
В связи с изложенным военный суд полагает, что жилищная комиссия войсковой части № обоснованно признала капитана Валуйко нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания составом семьи 3 человека.
Не влияет на данный вывод суда и достоверно установленный в ходе слушания этого гражданского дела факт того, что военнослужащий Валуйко и его жена Валуйко Е.А. отказались в 2002 году от участия в приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а жена заявителя от имени его дочери 3 февраля 2004 года, продала 1/3 часть принадлежащей их дочери названной квартиры, поскольку в силу абзаца 2 п./п. «к» п. 6 Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и представления жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденным одноименным Постановлением законодательного собрания Ульяновской области от 26 декабря 1996 года № 15/154 (далее по тексту Временные правила), действующего на момент, намеренного ухудшения заявителем и членами его семьи своих жилищных условий, не подлежат в течение 5 лет принятию на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, умышленно ухудшившие свои жилищные условия. Из материалов дела видно, что сроки установленные, Временными правилами, истекли до 6 августа 2010 года, момента принятия Валуйко на учет нуждающихся в получении жилого помещения составом семьи 3 человека.
Критически суд относится и к доводу представителя начальника Ульяновской КЭЧ о том, что Валуйко не мог быть признан нуждающимся, в улучшении жилищных условий, составом семьи 3 человека, поскольку проживал и в настоящее время проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> поскольку как видно из п. 2 копии договора купли – продажи названной квартиры от 25 февраля 2010 года, заключенного между гражданином Фроловым и гражданкой Филиной (матерью жены Валуйко) она была приобретена последней по договору купли – продажи 5 марта 2004 года.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 5 марта 2004 года следует, что собственником названной квартиры являлась Филина Галина Владимировна.
Из копии графы 21 Послужного списка капитана Валуйко, следует, что мать его жены – Филина не является, членом семьи названного военнослужащего.
В судебном заседании Валуйко показал суду, что после смены собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в котором проживает его семья, он был вынужден заключить договор на возмездное проживание в данном жилом помещении, с владельцем названного жилого помещения гражданином Фроловым.
Из названного договора, исследованного в судебном заседании видно, что Фролов и Валуйко 1 марта 2010 года заключили возмездный договор, в силу которого, последний принял в «аренду меблированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Отвергает суд и довод, представителя должностного лица, чьи действия оспорил заявитель согласно которого, на момент рассмотрения документов Валуйко, начальник Ульяновской КЭЧ района, пришел к выводу, о том, что дочь заявителя, как это видно из Приложения № 6 к указаниям Министра обороны от 4 июня 2010 года № 205/2/373 якобы до настоящего времени является владельцем 1/3 части квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, поскольку действительно из п. 3 названного Приложения следует, что дочь заявителя была владельцем 1/3 части названного жилого помещения.
Между тем, из п. 1 названного Приложения, следует, что никто из членов семьи Валуйко не имеет в настоящее время, действующего договора социального найма жилого помещения и собственником жилого помещения не является.
Отвергает суд и довод, представителя начальника Ульяновской КЭЧ района о том, что документы Валуйко на постановку последнего в АИС базу данных учет, военнослужащих нуждающихся в получении жилого помещения, были возвращены обоснованно в связи с тем, что Валуйко, в своем рапорте просил признать нуждающимся, только его самого, а жилищная комиссия части признала нуждающимися в жилом помещении всех членов семьи военнослужащего, в связи со следующими достоверно, установленными обстоятельствами.
Действительно из рапорта военнослужащего Валуйко, поданного им по команде 15 мая 2010 года видно, что он просит признать его нуждающимся в получении жилья, не указывая состава своей семьи.
Однако, из приложения к указанному рапорту видно, что к нему, приложены копии свидетельств о заключении брака Валуйко и рождении его ребенка.
Из справки о проверки жилищных условий от 14 мая 2010 года семьи Валуйко явствует, что состав семьи военнослужащего Валуйко, на указанную дату составляет, 3 человека.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии от 6 августа 2010 года видно, что названная комиссия признала Валуйко, нуждающимся в получении жилого помещения составом семьи 3 человека.
Оценивая в совокупности вышеизложенные доказательства, суд находит данный довод представителя Ульяновской КЭЧ района надуманным.
Отвергает суд и довод представителя начальника Ульяновской КЭЧ о том, что его доверитель обоснованно возвратил, документы Валуйко командиру войсковой части № в связи с тем, что из них не следовало, где в настоящее время проживает заявитель и его семья, т.к. из п. 22 копии Послужного списка военнослужащего Валуйко, представленного начальнику названной КЭЧ видно, что семья Валуйко проживает по адресу: <адрес>
Таким образом, на основе всей совокупности, исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает необходимым удовлетворить требование заявителя о признании действий начальника Ульяновской КЭЧ района, связанных с отказом включить его, а также жену Валуйко Е.А. и дочь Валуйко К.П. в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, незаконными.
Разрешая требование заявителя о возложении на начальника Ульяновской КЭЧ района обязанности по включению Валуйко составом семьи 3 человека в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, суд находит его подлежащим удовлетворению в полном объеме, в связи с вышеустановленными обстоятельствами данного гражданского дела, а именно: что в настоящее время Валуйко и члены его семьи собственниками жилого помещения не являются, по договору социально найма жилого помещения в нем не проживают, ранее жилого помещения от Министерства обороны РФ не получали, заявитель планируется к увольнению с военной службы по ОШМ, имеет выслугу более 10 календарных лет.
В связи с изложенным военный суд, полагает необходимым признать не правомерными действия начальника Ульяновской КЭЧ района, связанные с отказом в постановке Валуйко на компьютерный учет в качестве военнослужащего, нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать названное должностное лицо включить заявителя в базу данных АИС «Учет» военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения составом семьи 3 человека, самого военнослужащего его жену и дочь.
Поскольку требования Валуко признаны судом обоснованными то необходимо возместить понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Как видно из чека-ордера Валуйко уплачена государственная пошлина при подаче заявления в суд в размере 200 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает все понесенные по делу судебные расходы.
При таких данных, поскольку требования Валуйко судом удовлетворены в полном объеме, суд считает необходимым взыскать с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района» в пользу Валуйко судебные расходы в размере 200 рублей как расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 98, 194 – 199 и 258 ГПК РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
Заявление военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Валуйко ФИО8 об оспаривании действий начальника Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района», связанных с отказом включить заявителя в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилья для постоянного проживания, удовлетворить в полном объеме.
Действия начальника Ульяновской КЭЧ района, связанные с отказом в постановке на компьютерный учет военнослужащего Валуйко с составом семьи 3 человека - признать неправомерными.
Обязать - начальника Ульяновской КЭЧ района включить капитана Валуйко в автоматизированную систему учета военнослужащих (базу данных «Учет»), нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания составом семьи три человека, а именно: военнослужащего Валуйко ФИО11
Взыскать с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района» в пользу Валуйко ФИО8 судебные расходы в размере 200 рублей как расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано и на него принесено представление в кассационном порядке в Приволжский окружной военный суд, через Ульяновский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.М. Антонов