№2-9160/16-2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.
при секретаре Танцюра Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдова И.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. Он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ он был определен в <данные изъяты>. Далее находился на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>. После окончания школы и до ДД.ММ.ГГГГ учился в <данные изъяты>, откуда ушел в армию. В ДД.ММ.ГГГГ вернулся из армии и стал проживать в <адрес>. Жилым помещением, как ребенок-сирота, он обеспечен не был, никакой жилплощади за ним не закреплялось. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в администрацию Петрозаводского городского округа о постановке его на учет по улучшению жилищных условий. Решением городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ его приняли на учет по улучшению жилищных условий под номером общей очереди №, а также по льготному списку детей-сирот под №. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма. Данное право до настоящего времени не реализовано, несмотря на неоднократные обращения в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о предоставлении жилого помещения. В ДД.ММ.ГГГГ администрацией Петрозаводского городского округа ему была выделена комната по адресу <адрес>. Поскольку в то время истец находился за пределами <адрес>, он ничего не знал о выделении ему жилого помещения и не смог подписать договор социального найма. Далее эту комнату администрация Петрозаводского городского округа перераспределила иным лицам, а он остался без жилья. ДД.ММ.ГГГГ истец еще раз обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что он состоит на очереди с ДД.ММ.ГГГГ как сирота, однако администрация ответила ему отказом. Истец просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ему, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в Петрозаводском городском округе не менее нормы предоставления площади жилого помещения как лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст.5 данного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.3 Закона Республики Карелия №921-ЗРК от 28.11.2005 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Статья 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает два основных требования, которые должны быть соблюдены в целях обеспечения надлежащей передачи государственных полномочий: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законом субъектов Российской Федерации; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводится в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
Статьей 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК, государственные полномочия по обеспечению данной категории граждан жилой площадью переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия и предусмотрено соответствующее финансирование за счет средств бюджета Республики Карелия расходов по обеспечению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Республики Карелия №1557-ЗРК от 26.11.2011 «О бюджете Республики Карелия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годы» бюджету Петрозаводского городского округа предусмотрена субвенция в размере 86542000 рублей (таблица 10 приложения 11) на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
Таким образом, органы местного самоуправления надлежащим образом наделены государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
Согласно ст.20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных государственных полномочий. Основанием для отказа от исполнения указанных полномочий, может являться только признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона № 131-ФЗ.
Таким образом, обязанность по реализации названных полномочий должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа.
В соответствии с Решением Петросовета от 27 декабря 2005 года № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г.Петрозаводске» нормой предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма считается 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Давыдов И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником <данные изъяты>, в дальнейшем он находился на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>, окончил <данные изъяты>.
Из письма администрации местного самоуправления <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, в котором проживала мать истца по адресу: <адрес>, снесен.
Истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма при администрации Петрозаводского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ, учетный номер общей очереди – №, согласно списку детей-сирот Давыдов И.В. был поставлен на очередь за № 120.
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Давыдову И.В. предоставлено жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Договор социального найма с Давыдовым И.В. заключен не был, в связи с чем указанное жилое помещение перераспределено иным лицам. На основании личного заявления Давыдова И.В. и решения городской жилищной комиссии до предоставления жилого помещения по договору социального найма Давыдову И.В., как гражданину из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено койко-место в общежитии, ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировался по адресу <адрес>. Постановлением Главы самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> выведен из статуса общежития, была произведена перенумерация жилых помещений, после которой жилому помещению № <адрес> <адрес> был присвоен адрес <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами и стороной ответчика в порядке ст.56 ГПК РФ не оспорены.
Согласно сведениям представленным <данные изъяты> Давыдов И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеет в собственности объектов недвижимого имущества, право на участие в приватизации не реализовал.
Согласно справке, представленной <данные изъяты>, Давыдов И.В. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что за истцом закреплено право на получение жилой площади в <адрес>.
Вместе с тем соответствующее право истца не реализовано, в настоящее время жилого помещения, соответствующего требованиям действующего законодательства, истец для постоянного проживания не имеет.
При этом, учитывая постановку истца в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении до дня вступления в силу (до 01.01.2013) Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд полагает правильным применение к спорным правоотношениям положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, исходя из положений действующего законодательства, принимая во внимание то, что жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, надлежит обязать администрацию Петрозаводского городского предоставить Давыдову И.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в Петрозаводском городском округе не менее нормы предоставления жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Давыдова И.В. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Давыдову И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в Петрозаводском городском округе не менее нормы предоставления площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М.Бингачова
Мотивированное решение составлено 05.11.2014.