Судья: Клочкова С.И. Дело № 33а-8271/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам
Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Белой С.Л., Курлаевой И.В.,
при секретаре Кехтер А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 марта 2021 года апелляционную жалобу депутата Зайцева В.М. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 08 июля 2020 года по делу по административному исковому заявлению депутата Зайцева В. М. к Главе городского округа Власиха Московской области Алябьеву А. А., Администрации городского округа Власиха Московской области о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Зайцева В.М.,
установила:
депутат Совета депутатов городского округа Власиха Московской области Зайцев В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконной передачу главой городского округа Власиха его, Зайцева В.М., обращения от 04.02.2020 на рассмотрение первому заместителю главы городского округа Власиха; признать незаконным бездействие главы городского округа Власиха, выразившееся в неуведомлении истца о направлении его обращения от 04.02.2020 на рассмотрение иному должностному лицу; признать незаконным бездействие главы городского округа Власиха, выразившееся в ненаправлении истцу ответа по существу обращения от 04.02.2020; признать незаконным бездействие главы городского округа Власиха, выразившееся в непредоставлении истцу запрошенных в заявлении от 04.02.2020 документов; обязать главу городского округа дать ответ по существу обращения и предоставить истцу запрошенные документы.
Требования мотивировал тем, что подал на имя главы городского округа Власиха заявление о предоставлении должностной инструкции первого заместителя главы администрации городского округа Власиха, а также Положения об организационно-аналитическом отделе Администрации городского округа Власиха, однако получил отказ, датированный 04.03.2020, за подписью первого заместителя главы городского округа Маминовой Н.П.
По мнению административного истца, глава городского округа Власиха допустил неправомерное бездействие при рассмотрении его, Зайцева В.М., обращения, нарушил права и интересы административного истца как депутата представительного органа городского округа Власиха.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 08 июля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, Зайцев В.М. обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить как незаконное и необоснованное.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени апелляционного разбирательства извещены надлежащим образом; учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 2 Закона Московской области от 18.09.2009 N 107/2009-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатами Советов депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области" должностные лица органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных учреждений Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, руководители организаций и общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Московской области, к которым поступило обращение депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица по вопросам, связанным с осуществлением их полномочий, обязаны предоставить письменный ответ, а также необходимую информацию и документы не позднее одного месяца со дня получения обращения.
В соответствии со статьей 5 Регламента Совета депутатов городского округа Власиха Московской области третьего созыва, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Власиха от 30.10.2019 № 143/40, депутат Совета депутатов имеет право:
а) избирать и быть избранным в органы Совета депутатов;
б) высказывать мнение по персональному составу создаваемых Советом депутатов органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых Советом депутатов;
в) предлагать вопросы для рассмотрения Советом депутатов;
г) вносить предложения о заслушивании отчета любой постоянной, временной комиссии либо должностного лица Совета депутатов;
д) вносить в Совет депутатов предложения о необходимости проведения проверок исполнения государственными и общественными органами, учреждениями и организациями, расположенными на территории городского округа, нормативных актов Совета депутатов;
е) вносить проект депутатского запроса по вопросам компетенции Совета депутатов на рассмотрение Совета депутатов в порядке, установленном настоящим Регламентом;
ж) вносить предложения о необходимости разработки нового или изменении действующего муниципального правового акта городского округа, вносить проекты этих актов (изменений);
з) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и содокладчикам, а также председательствующему по вопросам повестки дня, получать ответы на них;
и) вносить предложения о поправках к актам, принятым Советом депутатов за основу;
к) в рамках повестки дня оглашать на заседании Совета депутатов обращения граждан, имеющие общественное значение;
л) знакомиться с протоколами заседаний Совета депутатов.
При этом согласно статьям 4, 47 Регламента материально-техническое, организационное, правовое, антикоррупционное, информационно-техническое и финансовое обеспечение деятельности Совета депутатов осуществляет администрация городского округа <данные изъяты> (далее - администрация) за счет средств бюджета городского округа <данные изъяты>; взаимодействие Совета депутатов и администрации городского округа Власиха осуществляется через организационно-аналитический отдел; в целях обеспечения сохранности документов организацией делопроизводства в Совете депутатов занимается организационно-аналитический отдел администрации городского округа.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что 04.02.2020 административный истец Зайцев В.М., позиционируя себя в качестве депутата Совета депутатов городского округа Власиха Московской области, направил обращение за <данные изъяты> на имя главы городского округа Власиха Алябьева А.А., в котором просил направить ему положение об организационно-аналитическом отделе Администрации городского округа Власиха и должностную инструкцию первого заместителя главы городского округа Власиха (л.д. 12).
04.03.2020 Зайцеву В.М. дан ответ <данные изъяты> за подписью первого заместителя главы городского округа Маминовой Н.П., в котором в предоставлении испрашиваемых документов отказано со ссылкой на то, что Совет депутатов не является работодателем для должностных лиц администрации городского округа (л.д. 13).
Как было указано выше, Закон Московской области от 18.09.2009 N 107/2009-ОЗ наделяет депутата правом получения от государственных (муниципальных) органов информации по вопросам, связанным с осуществлением депутатских полномочий.
Вопросы взаимодействия Совета депутатов городского округа Власиха и организационно-аналитического отдела администрации городского округа урегулированы Регламентом Совета депутатов. Положение об организационно-аналитическом отделе Администрации городского округа Власиха и должностная инструкция первого заместителя главы городского округа Власиха являются локальными актами исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления; они носят обязательный характер для сотрудников соответствующего отдела и вышеупомянутого должностного лица местной администрации, соответственно отношения к вопросам, связанным с осуществлением депутатом Зайцевым В.М. своих депутатских полномочий, не имеют. В этой связи само по себе неполучение копий данных актов права и охраняемые законом интересы депутата Зайцева В.М. не нарушило.
Ответ на обращение был дан Зайцеву В.М. должностным лицом администрации городского округа по поручению главы городского округа, в связи с чем оснований уведомлять истца о направлении его обращения на рассмотрение иному должностному лицу у главы городского округа не имелось.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы административного истца направлены на переоценку фактических обстоятельств, не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановленного по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что если депутат Зайцев В.М. полагает, что организационно-аналитический отдел Администрации городского округа Власиха ненадлежащим образом исполняет возложенные на него Регламентом Совета депутатов городского округа Власиха обязанности, он вправе внести предложение о заслушивании на заседании Совета депутатов руководителя данного структурного подразделения администрации либо непосредственно руководителя последней.
Учитывая принцип разделения властей, вмешательство органа судебной власти в организационные взаимоотношения органов представительной и исполнительной власти местного самоуправления городского округа является недопустимым.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 08 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зайцева В.М. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи