Решение по делу № 11-87/2018 от 09.08.2018

Мировой судья с/у

Аксенова Н.Н.                                                           № 11-87/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

село Завьялово УР                                10 сентября 2018 года

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кутергиной Т.Ю., при секретаре судебного заседания Лужбиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Черновой Ольги Павловны на заочное решение мирового судьи судебного участка № 2 Завьяловского района Удмуртской Республики от 16 февраля 2018 года, которым постановлено

«Исковые требования КУ УР «Безопасность дорожного движения УР» к Черновой Ольге Павловне о взыскании суммы ущерба, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге удовлетворить в полном объеме

Взыскать с Черновой Ольги Павловны в пользу КУ УР «Безопасность дорожного движения УР» сумму ущерба, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге в размере 26699,00 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1000 рублей 97 коп.»

                                                    установил:

Казенное учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" (далее – истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Черновой О.П. (далее – ответчик) о взыскании 26699 рублей ущерба, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге

16.02.2018г. мировым судьей вынесено вышеуказанное заочное решение.

Не согласившись с заочным решением мирового судьи, ответчик в апелляционной жалобе просила отменить заочное решение, указав в жалобе, что согласно договору аренды автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащее ей транспортное средство <данные изъяты> было передано во временное пользование ИП Чернову В.Н. В момент вынесения акта о превышении а/м <данные изъяты> установленных ограничений по нагрузке на ось ИП Чернов В.Н. оказывал транспортные услуги ООО «ИжСпецАвто», который в свою очередь оказывал услуги ООО «Буровые системы», на котором как на грузоотправителе лежала обязанность соблюдать запрет на превышение груза, в связи с чем ответчик Чернова О.П. является ненадлежащим.

Из материалов дела следует, что истец обратился к мировому судье с исковым заявлением о взыскании с ответчика причиненного автомобильной дороге ущерба в размере 26699 руб. и расходов по оплате государственной пошлины.

В судебное заседание в суд первой инстанции стороны, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, не явились, в соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела судом апелляционной инстанции, стороны в суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения гражданского дела, либо о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли. В соответствии со ст. 327, ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца и ответчика.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 июля 1998 г. N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.

Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон).

Действие настоящего Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Согласно ст. 11 Федерального закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов), и порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки крупногабаритных грузов), порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Пунктом 7 ст. 12 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Согласно п. 1 ст. 13.1 Федерального закона N 257-ФЗ государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Удмуртской Республике и координирующим деятельность в указанной сфере иных исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики. Его полномочия, задачи и функции определяются Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 09.02.2015 г. N 40 "О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики".

Учредителем КУ УР "БДД Удмуртской Республики" является Удмуртская Республика в лице Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики. В соответствии с Уставом, КУ УР "БДД Удмуртской Республики" наделено полномочиями по проверке весовых параметров транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов, с целью выявления транспортных средств, общая масса или нагрузка на каждую ось которых превышает нормативные параметры, установленные действующим законодательством, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения УР и по составлению актов о превышении транспортными средствами установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось; осуществлению деятельности по расчету, начислению и взиманию платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения УР.

В силу ч. 2 ст. 31 Закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

В пункте 6 части ст. 31 Закона указано на то, что для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, требуется, в том числе, возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи.

Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 12 ст. 31 Закона).

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами при перевозке тяжеловесных грузов.

В соответствии с п. 2.1.1.2, 2.1.1.2.2 "Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125, в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на контрольных пунктах осуществляется взвешивание транспортных средств с составлением акта по результатам взвешивания транспортного средства.

В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам, по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.

Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется: 1) Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; 3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения; 4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге (ч. 13 ст. 31 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).

В соответствии с п. 2 Правил N 934 внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Пункт 3 Правил N 934 предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Правил N 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

В таблице 2 приложения к названным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

В соответствии со ст. 30 указанного Закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, собственником транспортного средства <данные изъяты> регистрационный знак является ответчик Чернова О.П.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. на пункте весового контроля КУ УР «БДД УР», расположенном на автомобильной дороге <адрес> выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов транспортным средством <данные изъяты> принадлежащий Ответчику, под управлением водителя Трофимова В.Ф., о чем был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

По результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения осевой нагрузки, а именно согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ грузовой автомобиль <данные изъяты> имел осевые нагрузки на вторую ось – 7,22 тонн (с учетом погрешности 7,18 тонн) при допустимой нагрузке 7,00 тонн, на четвертую ось – 5,74 тонн (с учетом погрешности 5,70 тонн) при допустимой нагрузке 5,00 тонн, на пятую ось – 5,75 тонн (с учетом погрешности 5,71 тонн), при допустимой нагрузке 5,00 тонн.

Согласно расчету истца размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования по актам составил 26699 рублей.

Автомобильная дорога по маршруту, пройденному транспортным средством через территорию Удмуртской Республики, распоряжением Правительства УР от 23.05.2011 г. N 388-р "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Удмуртской Республики" включена в указанный перечень, следовательно, порядок возмещения вреда и определения его размера установлен Правительством РФ, а размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется Правительством УР.

Постановлением Правительства УР от 26.04.2010 г. N 137 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) указано на то, что при определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения применяются показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".

Действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования, составила 26699 руб. Расчет суммы ущерба ответчиком не оспорен, выполнен в соответствии с требованиями п. 5, п. 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, по приведенным в них формулам. Все необходимые для расчета параметры получены из акта N 1440 от 14.05.2015г. указанный акт подписан водителем, процедура весового контроля не нарушена.

Вина ответчика заключается в неисполнении требований законодательства Российской Федерации об установлении допустимой нагрузки транспортного средства при передвижении по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками заключается в причинении дорожному полотну повреждений (в том числе способствующих разрушению полотна) ввиду нарушения ответчиком требований законодательства о перевозке тяжеловесных грузов (перевозка с превышением предельно допустимой осевой нагрузки и с отсутствием специального разрешения на такую перевозку).

Доказательств наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения ответчиком в материалы дела не представлено.

Исходя из приведенных выше норм, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на указанные в акте оси транспортного средства, является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.

Установив указанные выше обстоятельства, применив изложенные положения ст. ст. 1064, 1079 ГК РФ, Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что она не является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку автомобиль был передан по договору аренды суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку из представленных МРЭО ГИБДД МВД УР сведений, собственником транспортного средства являлась Чернова О.П.

При составлении акта от ДД.ММ.ГГГГ. водитель Трофимов В.Ф. не представил документов, подтверждающих, что он управляет транспортным средством на основании договора аренды либо распоряжения соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Напротив, из материалов дела следует, что на момент производства взвешивания транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ.водителем Трофимовым В.Ф. предъявлялось свидетельство о регистрации транспортного средства , в соответствии с которым собственником указанного транспортного средства являлась Чернова О.П.

Таким образом, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что при составлении акта Чернова О.П. не являлась владельцем транспортного средства, ответчиком в материалы дела не представлено.

Владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства. Водитель - лицо, управляющее транспортным средством (ст. 1079 ГК РФ, Федеральный закон от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Правильно применив положения ст. ст. 1064, 1079 ГК РФ мировой судья установил, что сведений, свидетельствующих о выбытии транспортного средства ответчика из его обладания в результате противоправных действий других лиц (п. 2 ст. 1079 ГК РФ), либо о передаче права использования такого транспортного средства иному лицу по праву хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим законным основаниям (по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и др.) (п. 1 ст. 1079 ГК РФ) суду не представлено. Не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции.

Таким образом, при определении надлежащего ответчика по делу суд не допустил нарушений норм материального права.

Все вышеуказанные выводы мирового судьи суд апелляционной инстанции полагает верными, так как они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами, оценка которых произведена мировым судьей по правилам ст. ст. 56, 57 ГПК РФ.

Данные доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами мирового судьи и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены мировым судьей при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы мирового судьи, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого заочного решения суда и судом апелляционной инстанции отклоняются.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловную отмену решения суда, по делу не допущено.

Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое заочное решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, основания для его отмены или изменения по изложенным в апелляционной жалобе ответчика доводам отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд

определил:

Заочное решение мирового судьи судебного участка № 2 Завьяловского района Удмуртской Республики от 16 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черновой Ольги Павловны – без удовлетворения.

Судья                                                                           Т.Ю. Кутергина

11-87/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
КУ УР Безопасность дорожного движения УР
Ответчики
Чернова Ольга Павловна
Суд
Завьяловский районный суд
Судья
Кутергина Татьяна Юрьевна
09.08.2018[А] Регистрация поступившей жалобы (представления)
09.08.2018[А] Передача материалов дела судье
09.08.2018[А] Вынесено определение о назначении судебного заседания
10.09.2018[А] Судебное заседание
10.09.2018[А] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2018[А] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2018[А] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее