Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-218/2023 ~ М-220/2023 от 28.11.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Клявлино                                                                     20 декабря 2023 года

Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Шаймардановой Э.Г., с участием представителя административного истца - помощника прокурора Клявлинского района Шукюрова Э.В., представителя административного ответчика – Иванова Ю.И., при секретаре судебного заседания Юнусовой Г.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-218/2023 по административному иску прокурора Клявлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения станции Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области, об обязании обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан,

    УСТАНОВИЛ:

Прокурор Клявлинского района Самарской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения станции Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области, в котором просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области, выражающееся в необеспечении специально оборудованным парковочным местом стоянки транспортных средств маломобильных граждан, и обязать административного ответчика в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан (инвалидов), расположенного по адресу: Клявлинский район, ст. Клявлино, ул. 70 лет октября, д. 24, ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина (далее – ГБОУ СОШ № 2). Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Клявлинского района Самарской области проведена проверка исполнения требований в сфере социальной защите инвалидов в деятельности администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области (далее - сельское поселение), в ходе которого установлено, что на парковке у ГБОУ СОШ № 2 отсутствуют специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан. Отсутствие или ненадлежащие оснащение организованного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов у здания ГБОУ ограничивает доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что существенно ограничивает и нарушает их права, предусмотренные статьями 6, 7, 17, 39 Конституции Российской Федерации, исходя их которых, инвалиды имеют равные права и свободы с остальными гражданами.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Клявлинского района Самарской области Шукюров Э.В. исковые требования подержал по изложенным в иске доводам. Просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области, выражающееся в необеспечении специально оборудованным парковочным местом стоянки транспортных средств маломобильных граждан, расположенного по адресу: Клявлинский район, ст. Клявлино, ул. 70 лет октября, д. 24, ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина. Обязать администрацию сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан (инвалидов), расположенного по адресу: Клявлинский район, ст. Клявлино, ул. 70 лет октября, д. 24, ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина.

В судебном заседании представитель административного ответчика – глава Администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области заявленные административные требования признал в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и с учетом мнения явившегося в судебное заседание административного истца, не возражавшего относительно продолжения рассмотрения административного дела, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителей административного истца и административного овтетчика, исследовав имеющиеся в материалах административного дела, представленные сторонами и полученные судом доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч.3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд принимает признание административного иска представителями административного ответчика - Администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области, поскольку это не противоречат закону и не нарушаются при этом права и свободы неопределенного круга лиц, согласуется с собранными по делу доказательствами.

В силу требований п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения.

В силу положений ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу положений ч. 2 ст. 13 Закона № 257-ФЗ полномочия в области дорожной деятельности, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 443-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся: организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании ч. 2 ст. 7 Закона № 443-ФЗ, полномочия в области организации дорожного движения, установленные пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, осуществляются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопросов осуществления деятельности в области организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления осуществляются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно ч. 9 ст. 12 Закона № 443-ФЗ, на парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений.

Доступность зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе путем организации выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов к указанным выше зданиям, в которых размещена администрация поселения, исходя из перечисленных выше положений и фактических обстоятельств.

На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяются не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.

Статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1996 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

При этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда построен тот или иной объект.

В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 776/пр), дано определение стоянки автомобилей: Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мото-транспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.). Стоянки автомобилей могут быть: встроенными, встроенно-пристроенными, отдельно стоящими, пристроенными, подземными; наземными закрытого типа; плоскостными открытого типа; открытого типа; модульными быстровозводимыми; плавучими (дебаркадерными); механизированными; полумеханизированными: обвалованными; перехватывающими.

В соответствии с ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.

В соответствии с пунктом 1 Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности, горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10, 1.17 и 1.26 желтого цвета, временная - оранжевый цвет.

Горизонтальная разметка: 1.24.3 - дублирование дорожного знака «Инвалиды».

В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основным принципом охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.

Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 10.02.2009 № 7-ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области» (далее Закон 7-ГД) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся в том числе и объекты образования, социального обслуживания, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения и другие.

В статье 5 Закона 7-ГД указано, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 4 данного Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, на автостоянках независимо от их форм собственности и в местах парковки транспортных средств следует выделять не менее 10 процентов мест (но не менее одного), а около учреждений, связанных с восстановлением опорно-двигательных функций, — не менее 20 процентов мест, наиболее удобных для въезда, выезда и парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места для личного автотранспорта инвалидов необходимо размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 метров, а при жилых зданиях — не далее 100 метров. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 метра. Места для стоянки должны быть предусмотрены как возле жилых зданий, так и около общественных зданий и сооружений, мест отдыха вблизи объектов производственного назначения. Места для стоянки личных специальных автотранспортных средств инвалидов выделяются разметкой и оборудуются специальными знаками (международными символами). Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

В статье 6 Закона 7-ГД закреплено, что исполнительные органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования транспортом общего пользования, средствами связи и информации.

Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» установлено, что при разработке национального проекта в сфере жилья и городской среды необходимо обеспечить создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов.

Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований в сфере социальной защите инвалидов в деятельности администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области, в ходе которой выявлены нарушения. Прокуратурой района главе сельского поселения 05.10.2023 за № 21-02-2023/Прдп382-23-233 было внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов по факту необеспечении специально оборудованным парковочным местом стоянки транспортных средств маломобильных граждан (инвалидов), расположенного по адресу: Самарская область, Клявлинский район, ст. Клявлино, ул. 70 лет октября, д. 24, ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина. Из ответа администрации сельского поселения от 03.11.2023 № 583 следует, что представление удовлетворено, привлечёно к дисциплинарной ответственности должностное лицо сельского поселения. В целях проверки информации, изложенной в ответе сельского поселения прокуратурой района было направлено поручение в МО МВД России «Клявлинский» осуществить фото-фиксацию с протоколированием наличия/отсутствия парковочных мест для инвалидов (знаков, разметки) по адресу: ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина (Самарская область, Клявлинский район, ст. Клявлино, ул. 70 лет октября, д. 24). Согласно ответа МО МВД России «Клявлинский» № 96/6570 от 21.11.2023, прилегающая территория ГБОУ оборудованной парковки знакам «Парковка», «Парковка для инвалидов» не имеет, установить наличие разметки не представилось возможным. Фактически нарушения, изложенные в представлении от 05.10.2023 за № № 21-02-2023/Прдп382-23-233 не устранены.

    В связи с изложенным заявленные административные исковые требования прокурора Клявлинского района Самарской области ИНН 6317010714 в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 226 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные административные исковые требования прокурора Клявлинского района Самарской области ИНН 6317010714 в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области, об обязании обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан - удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области ИНН 6369010391, выражающееся в необеспечении специально оборудованным парковочным местом стоянки транспортных средств маломобильных граждан, расположенного по адресу: Клявлинский район, ст. Клявлино, ул. 70 лет октября, д. 24, ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина.

Обязать администрацию сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области ИНН 6369010391 в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан (инвалидов), расположенного по адресу: Клявлинский район, ст. Клявлино, ул. 70 лет октября, д. 24, ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд Самарской области.

В окончательной форме решение изготовлено 25 декабря 2023 г.

    Судья      (подпись)         Э.Г. Шаймарданова

2а-218/2023 ~ М-220/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Клявлинского района Самарской области
Ответчики
Администрация сельского поселения станции Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
Другие
Ермошкин Дмитрий Анатольевич- представитель адм ответчика
Гараева Эльвира Рейнатовна- представитель адм ответчика
Суд
Клявлинский районный суд Самарской области
Судья
Шаймарданова Э.Г.
Дело на странице суда
klivliansky--sam.sudrf.ru
28.11.2023Регистрация административного искового заявления
28.11.2023Передача материалов судье
28.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
28.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2023Подготовка дела (собеседование)
06.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее