Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2012 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Пызикова Д.Г.,
при секретаре – Глущенко Е.В.,
с участием заявителя Шокурова И.Н., представителя заявителя Игнатьева М.Ю. и представителя командира войсковой части 00000 Косарева А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 Шокурова И.Н. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с исключением его из списков личного состава воинской части,
УСТАНОВИЛ:
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 марта 2012 года № Шокуров, уволенный с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, был исключен из списков личного состава войсковой части 00000 с 21 февраля 2012 года.
Шокуров обратился в суд с заявлением об оспаривании действий командования, полагая, что при исключении из списков личного состава воинской части были нарушены его права. В частности, о принятом решении об исключении из списков личного состава воинской части ему и должностным лицам воинской части стало известно лишь 5 июня 2012 года при поступлении в часть выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации, а до этого момента он исполнял обязанности военной службы. Кроме того, на день увольнения он не был обеспечен единовременным пособием при увольнении, материальной помощью и денежной компенсацией за вещевое имущество.
На основании изложенного Шокуров просил признать названный приказ в части определения даты исключения его из списков личного состава воинской части незаконным и обязать Министра обороны отменить приказ в этой части и восстановить его в списках личного состава воинской части по 5 июня 2012 года.
В судебном заседании Шокуров, поддержав свои требования, пояснил, что до поступления в воинскую часть выписки из приказа об исключении его из списков личного состава воинской части документы для постановки его на воинский учет и оформления пенсии в военный комиссариат не направлялись, ему не доводилась информация, что он не должен исполнять обязанности военной службы, и он продолжал исполнять такие обязанности, как и ранее, пребывая в объединенный автопарк и на автодром соединения, где готовил военную технику и проводил занятия с водителями как старший механик- водитель – инструктор по вождению. Денежные средства, назначенные для расчета приказом об исключении из списков личного состава воинской части, были ему перечислены в течение апреля 2012 года: материальная помощь за 2012 год – 10 апреля 2012 года, единовременное пособие при увольнении – 12 апреля 2012 года и денежная компенсация за вещевое имущество – 23 апреля 2012 года. При этом заявитель просил обязать воинское командование принять установленным порядком надлежащие меры для изменения даты исключения его из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения по день фактического исполнения им обязанностей военной службы – 5 июня 2012 года.
Представитель Министра обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, какие- либо пояснения суду даны не были.
Представитель командира войсковой части 00000, привлеченного в качестве заинтересованного лица, не признав требования заявителя, пояснил, что Шокурову после сдачи им 21 февраля 2012 года дел и должности командованием войсковой части 00000 какие- либо задачи по исполнению обязанностей военной службы не ставились и в служебное время в объединенный автопарк соединения и на автодром он пребывал по собственной инициативе. При этом представитель командира воинской части подтвердил, что в марте 2012 заявитель пребывал на службу и исполнял обязанности военной службы в группе инструкторов соединения, а поскольку расчет с заявителем был произведен лишь в апреле 2012 года, то представитель должностного лица полагает возможным изменение даты исключения его из списков личного состава воинской части на момент расчета.
Заслушав заявителя, представителя командира войсковой части 00000 и исследовав письменные доказательства, гарнизонный военный суд приходит к выводу о том, что заявление Шокурова подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно статье 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
В силу статьи 2 указанного Федерального закона граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, а пункт 11 этой статьи предусматривает, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Порядок увольнения с военной службы определен разделом VIII Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».
Согласно пункту 16 статьи 34 данного Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 октября 2011 года № 1818 предусмотрено, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации.
В целях реализации указанного приказа разработан Регламент формирования и прохождения документов для подготовки и издания проектов приказов Министра обороны Российской Федерации по личному составу, в силу которого формирование проектов приказов по личному составу возложено на Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации, при этом на командиров воинских частей возложена обязанность ежедневно представлять в Главное управление кадров представления с обосновывающими материалами для формирования проектов приказов.
Шокуров исключен из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 марта 2012 года № с 21 февраля 2012 года.
В судебном заседании установлено, что заявитель был уволен с военной службы приказом командира войсковой части 00001 от 8 декабря 2011 года № по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, которого он достиг именно 21 февраля 2012 года.
В этот же день он доложил рапортом о сдаче дел и должности и, по пояснениям заявителя, продолжал исполнять обязанности военной службы до 5 июня 2012 года – дня, когда в воинскую часть поступила выписка вышеназванного приказа об исключении его из списков личного состава воинской части.
То, что Шокуров до указанной им даты исполнял обязанности военной службы представленными материалами не опровергнуто, а наоборот, подтверждается исследованными в суде доказательствами.
Так, по показаниям свидетеля ФИО1 Шокуров как инструктор по вождению наряду с другими инструкторами воинских частей исполнял служебные обязанности в объединенном автопарке соединения и на автодроме как до 21 февраля 2012 года, так и после, вплоть до начала июня 2012 года. В этот период времени свидетель примерно 2 – 3 раза в неделю пребывал на объекты для контроля и видел там Шокурова, занимавшегося служебными вопросами. С полной определенностью свидетель помнит, что заявитель принимал участие: в подготовке военной техники для транспортировки в другой регион в последних числах февраля 2012 года, в подготовке и ремонте материально – технической базы автодрома в апреле 2012 года, в проведении им занятий с механиками – водителями в конце мая 2012 года.
Кроме того, согласно материалам дела проект приказа об исключении заявителя из списков личного состава воинской части был направлен вышестоящему командованию для реализации 24 февраля 2012 года.
Назначенные Шокурову к расчету денежные средства, а именно: материальная помощь в размере одного месячного оклада денежного содержания за 2012 год в сумме <данные изъяты>, единовременное пособие при увольнении в размере семи окладов денежного содержания в сумме <данные изъяты> и денежная компенсация взамен положенного к выдаче вещевого имущества в сумме <данные изъяты> - в соответствии с расчетными листками были перечислены федеральным казенным учреждением «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в банк соответственно 6 апреля, 10 апреля и 6 апреля 2012 года, а на расчетный счет заявителя – 10, 12 и 23 апреля 2012 года.
То есть командованием после достижения заявителем 21 февраля 2012 года предельного возраста пребывания на военной службе проводились организационные мероприятия, обусловленные увольнением его с военной службы и предусмотренные к реализации до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Более того, как усматривается из пояснений сторон и сообщения командира войсковой части 00000 выписка из приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 марта 2012 года об исключении Шокурова из списков личного состава воинской части поступила в войсковую часть 00000 5 июня 2012 года и до указанного дня заявителю и командованию воинской части не было известно о принятом 30 марта 2012 года Министром обороны решении об исключении заявителя из списков части.
Именно 5 июня 2012 года Шокурову было выдано датированное этим же числом предписание об убытии в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Причем, установленный срок прибытия – 22 февраля 2012 года исключал саму возможность такой явки в военный комиссариат.
Что касается представленных командованием суду данных о сдаче Шокуровым постоянного пропуска и выдаче ему после 21 февраля 2012 года дважды временных пропусков на территорию воинской части, то это обстоятельство в достаточной степени не свидетельствует об отсутствии заявителя на службе, так как не опровергнуто его утверждение, что действие временных пропусков ему продлевалось и на пропусках делались соответствующие отметки. При этом в ходе рассмотрения дела установлено, что на автодроме, куда заявитель пребывал для исполнения обязанностей по военной службе, пропускной режим не установлен.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что с 21 февраля до 5 июня 2012 года Шокуров находился в условиях исполнения обязанностей военной службы и должен обладать в этот период статусом военнослужащего, а поэтому из списков личного состава воинской части он подлежал исключению с указанной даты, в связи с чем оспариваемый приказ воинского должностного лица в отношении заявителя в части определения даты исключения его из списков личного состава воинской части является незаконным.
Таким образом, для полного и достаточного восстановления прав заявителя необходимо внести изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 марта 2012 года №, указав датой исключения Шокурова из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения – 5 июня 2012 года.
Руководствуясь статьями 194-199 и 258 ГПК РФ, гарнизонный военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Шокурова И.Н. удовлетворить.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 марта 2012 года № в части указания даты исключения Шокурова И.Н. из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения с 21 февраля 2012 года признать незаконным.
Обязать Министра обороны Российской Федерации внести изменения в приказ от 30 марта 2012 года №, указав дату исключения Шокурова И.Н. из списков личного состава войсковой части 00000 и всех видов обеспечения – 5 июня 2012 года.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий