Адм дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2021 года Железнодорожный районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Вельминой И.Н., при секретаре Лаптевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары к Пантелюк ФИО4 о взыскании налога на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Пантелюк С.В. о взыскании налога на доходы физических лиц, в обосновании заявленных исковых требований указав, что Пантелюк С.В. состоит на учете в ИФНС России по Железнодорожному району гор. Самары в качестве налогоплательщика и в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги. Ответчик является плательщиком имущественных налогов, в связи с наличием у нее объекта налогооблажения, так на период 2015-2018 гг. в собственности ответчика находились квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>
В связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты начисленных налоговым органом налогов. Налоговым органом в отношении Пантелюк С.В. выставлены требования от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме начисленной недоимки. До настоящего времени сумма задолженности в бюджет не поступила.
В связи с чем, ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары обратилась в суд и просила взыскать с Пантелюк ФИО5 недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015-2018 гг. в размере 1 715 руб. и пени за 2015, 2017 г. и 2018 г. в размере 30,58 руб., а всего 1 745,58 руб.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовала.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ РФ «О налогах на имущество физических лиц », плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги ) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу ст. 2 указанного Закона, ст. 38 НК РФ, объектами налогообложения признается имущество физических лиц в виде строений, помещений и сооружений, к которым отнесены жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.
В соответствии со ст. 5 ч. 2 ФЗ РФ «О налогах на имущество физических лиц», налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
При этом согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
При принятии решения суд принимает во внимание, что в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
В судебном заседании установлено, что Пантелюк С.В. на праве собственности в 2015-2018 гг. принадлежало недвижимое имущество – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> (№ доля в праве общей долевой собственности), а, следовательно, она является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В силу п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику был начислен налог на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 249 руб., с требованием оплаты - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику был начислен налог на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 443 руб., с требованием оплаты - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой в установленный срок налога на имущество физических лиц налоговым органом выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1 056,57 руб., срок для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанный в данном требовании, определен до ДД.ММ.ГГГГ и требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1 551,50 руб., срок для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанный в данном требовании, определен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В рамках настоящего административного дела налоговым органом заявлена к взысканию сумма недоимки по земельному налогу по налоговому требованию № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма задолженности по требованию не превышала 3 000 руб.
С учетом положений п. 2 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе был обратиться с соответствующим заявлением о взыскании в течение шести месяцев, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Между тем, при обращении к мировому судье, ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Пантелюк С.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц было отказано, в связи с наличием спора о праве.
В суд налоговый орган обратился только ДД.ММ.ГГГГ, т. е. за пределами срока исковой давности в отношении данных периодов времени.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 N 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться. Следовательно, при рассмотрении требований налоговых органов о взыскании недоимки по налогам судам следует проверять соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе, срока для подачи заявления о выдаче судебного приказа.
О восстановлении срока на подачу заявления о взыскании недоимки по налогу административный истец не просил, на уважительные причины его пропуска не ссылался.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Таким образом, несоблюдение ИФНС России по Железнодорожному району гор. Самары установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога за 2015-2016 годы является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления в указанной части.
Также истцом заявлены требования о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 гг.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику был начислен налог на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 487 руб., с требованием оплаты - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику был начислен налог на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 536 руб., с требованием оплаты - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой в установленный срок налога на имущество физических лиц налоговым органом выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ года об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1 414,39 руб., срок для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанный в данном требовании, определен до ДД.ММ.ГГГГ и требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1 975,50 руб., срок для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанный в данном требовании, определен до ДД.ММ.ГГГГ года
Суд находит совокупность выше названных сроков, установленных законом, соблюденным, так как налоговый орган обратился в суд с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть своевременно в отношении указанных периодов времени.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление. Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пунктом 5 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку в установленный законом срок налог за 2017-2018 гг. не уплачен, Пантелюк С.В. в требовании об уплате налога начислены пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2017-2018 гг. в размере 30,58 руб.
Требование об уплате налога на имущество физических лиц Пантелюк С.В. не исполнено. Поскольку налог на имущество за 2017-2018 гг. Пантелюк С.В. не уплачен, следовательно, требования о взыскании суммы недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 гг. в размере 1 023 руб. и пени за указанный период в размере 29,45 руб. являются законными и подлежащими удовлетворению.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333. 36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в соответствии со ст. 104 КАС РФ государственная пошлина подлежит взысканию в доход государства с административного ответчика в размере, установленном ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, что составляет 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Пантелюк ФИО6 в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары сумму налога на имущество физических лиц за 2017-2018 гг. в размере 1 023 руб., пени – 29,45 руб., всего 1 052,45 руб.
Взыскать с Пантелюк С.В. государственную пошлину в размере 400 рублей в доход местного бюджета.
В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 05 августа 2021 года.
Судья И.Н. Вельмина