Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-198/2016 (2-5582/2015;) ~ М-5637/2015 от 26.11.2015

Решение в окончательной форме изготовлено 18.01.2016 года

(с учетом выходных дней)

Дело № 2-198\16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2016 года               город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи                         Макаровой Г.В.,

при секретаре                                 Гунченко В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Студеникина В.А. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права собственности на жилое помещение и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Студеникин В.А. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права собственности на жилое помещение и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность. В обоснование заявленных требований указал, что с 31 августа 1993 года проживает и зарегистрирован в комнате дома по ул. *** в г. Мурманске. Основанием для вселения в указанное жилое помещение явился ордер , выданный работодателем 16 июня 1994 года, который 26 сентября 2013 года был заменен договором найма . В 2015 году обратился в КИО г. Мурманска с заявлением о передаче указанного жилого помещения в его собственность по договору приватизации жилого помещения, однако решением ответчика от 01 сентября 2015 года ему было отказано в приватизации указанной комнаты по тем основаниям, что не подлежат приватизации жилые помещения специализированного жилищного фонда. Полагает, что отказ является незаконным и нарушающим его право на получение жилого помещения в собственность, поскольку спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность города Мурманска, и в силу статьи 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» утратило статус общежития. Считает, что в данном случае должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, в связи с чем просит признать за ним право собственности на жилое помещение и обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска заключить с ним договор на бесплатную передачу указанного жилого помещения в собственность.

Определением суда от 30.11.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУПТИ Мурманской области.

Истец Студеникин В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве по иску с требованиями истца не согласился и указал, что спорная комната относится к категории жилых помещений в общежитиях и была предоставлена истцу как жилое помещение в общежитии. Данное жилое помещение было принято в муниципальную собственность от АООТ «***» на основании приказа Комитета от 02 ноября 1994 года, учтено в реестре муниципальной собственности города Мурманска и является жилым помещением в общежитии. С указанного времени собственник помещения и его статус не менялся. При таких обстоятельствах установленные законом основания для передачи спорного жилого помещения в собственность истцу в порядке приватизации отсутствуют.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУПТИ Мурманской области, Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года
№ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Частью 1 статьи 4 указанного Закона установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, к числу которых отнесены и жилые помещения в общежитиях.

Судом установлено, что Студеникину В.А. в связи с работой в АООТ «***» было предоставлено одно койкоместо в комнате , расположенной в доме по улице *** в городе Мурманске. На основании ордера на жилую площадь в общежитии от 16 июня 1993 года с 17.06.1994 истцу была предоставлена комната в указанном общежитии(л.д.25).

Из материалов дела следует, что 26 сентября 2013 года между Комитетом имущественных отношений города Мурманска, действующего от имени собственника муниципального имущества - муниципального образования город Мурманск, и Студеникиным В.А. заключен договор найма жилого помещения в общежитии , в соответствии с которым комната , расположенная в доме по улице *** в городе Мурманске, передана истцу для временного проживания в нем(л.д.20-23).

Студеникин В.А. зарегистрирован в указанном жилом помещении с 17 сентября 1994 года по настоящее время. Основанием для регистрации указанного лица в спорном помещении является, как следует из справки формы № 9, договор найма жилого помещения в общежитии от 26 сентября 2013 года рождения(л.д.24).

Истец, полагая, что основания для передачи ему занимаемого им жилого помещения в собственность имеются, просил признать за ним право на приватизацию спорной комнаты и обязать Комитет имущественных отношений администрации города Мурманска заключить договор на бесплатную передачу спорного жилого помещения в его собственность.

Однако суд оснований для удовлетворения требований истца не усматривает.

Так, во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» Верховным Советом Российской Федерации 27 декабря 1991 года принято Постановление № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно пункту 2 которого объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

К таким объектам указанным Приложением отнесены, в числе прочих, объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

В связи с приватизацией АООТ «Мурманский домостроительный комбинат» жилищный фонд Комбината, в том числе дом по улице *** в городе Мурманске, в соответствии с постановлением администрации Мурманской области от 29 мая 1993 года № 193 «О передаче в ведение администраций городов и районов жилья и объектов жилищно-коммунального назначения приватизируемых предприятий» и Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-бытового назначения приватизируемых предприятий» и на основании постановления администрации города Мурманска от 26 октября 1994 года № 1922 «О приемке в эксплуатацию фонда АООТ «***» в муниципальную собственность» внесен в реестр муниципальной собственности города Мурманска и учтен в реестре муниципальной собственности города Мурманска в перечне объектов недвижимого имущества (перечне объектов недвижимого имущества (жилищного фонда), относящихся к собственности муниципального образования город Мурманск), утвержденном решением Мурманского городского Совета от 30 мая 2005 года № 9-104.

Выпиской из реестра муниципальной собственности города Мурманска подтверждается, что помещение , расположенное по адресу: <адрес>, было принято в муниципальную собственность города Мурманска как жилое помещение в общежитии, входит в состав муниципальной казны города Мурманска(л.д.17).

    В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии с данной нормой общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Вместе с тем, приведенная норма должна применяться с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 апреля 2011 № 4-П по делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Так, из пункта 3 Постановления № 4-П следует, что введение в законодательство нормы, закрепленной в статье 7 данного Федерального закона, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года № 425-0-0, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.

Изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

Разъясняя изложенную в указанном Постановлении правовую позицию в определениях от 01 марта 2012 года № 390-0-0 и 391-0-0, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что норма, содержащаяся в статье 7 Вводного закона, призванная с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обеспечить реализацию требований статьи 40 Конституции Российской Федерации в отношении определенной категории граждан, не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом IV «Специализированный жилищный фонд» Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений из этого фонда, в том числе после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), и распространение действия норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма на отношения, возникающие при предоставлении муниципальными образованиями указанных жилых помещений, в частности жилых помещений в общежитиях (что, по сути, означало бы лишение муниципальных образований специализированного жилищного фонда (абзацы 4, 7 пункта 2 Определений).

    Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в данном случае оснований для применения к спорным правоотношениям положений статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не имеется.

    Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, из ведомственного специализированного жилищного фонда перешло в муниципальную собственность.

Со времени передачи в 1994 году данного общежития в муниципальную собственность его собственник не менялся, жилое помещение - комната в общежитии - предоставлена Студеникину В.А. муниципальным образованием в лице уполномоченного органа после передачи дома в муниципальную собственность и на момент его предоставления истцу имела статус комнаты в общежитии, подтверждением чему являются как ордер на жилую площадью в общежитии от 1994 года, так и заключенный между сторонами в 2013 году договор найма жилого помещения в общежитии, который никем не оспорен и недействительным не признан.

Из доводов представителя ответчика, приведенных в письменном отзыве по иску, следует, что истец с 18 августа 1988 года состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтвердил и истец в судебном заседании. Вместе с тем, данное обстоятельство лишь подтверждает тот факт, что комната предоставлена истцу именно как специализированное жилое помещение, и такое предоставление носит временный характер, что непосредственно следует из содержания договора найма жилого помещения в общежитии. Истец до настоящего времени состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет номер в очереди 641. Оснований для предоставления жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном (льготном) порядке истцом не приведено.

Правовой статус специализированного жилого помещения за спорным жилым помещением также сохраняется до настоящего времени, оно включено в специализированный жилищный фонд в качестве жилого помещения в общежитии. Собственник жилого помещения и уполномоченный им орган не принимали как решения об исключении занимаемой истцом комнаты из числа специализированного жилья, так и решения о переводе жилого помещения в фонд социального использования и приватизации жилого помещения.

Понуждение же собственника (владельца) жилищного фонда к передаче специализированных жилых помещений в собственность граждан действующее законодательство не предусматривает.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Доводы Студеникина В.А. о том, что в доме, в котором расположено спорное жилое помещение, большая часть помещений приватизирована, правового значения при разрешении данного спора не имеют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Студеникина В.А. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права собственности на жилое помещение и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                 Макарова Г.В.

2-198/2016 (2-5582/2015;) ~ М-5637/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Студеникин Вячеслав Александрович
Ответчики
Комитет имущественных отношенийг. Мурманска
Другие
Управление Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по МО
ГУПТИ Мурманской области
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Макарова Галина Викторовна
Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
26.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2015Передача материалов судье
30.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2015Судебное заседание
12.01.2016Судебное заседание
18.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2016Дело оформлено
15.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее